«Другого такого у нас не будет». Известные бизнесмены о Жванецком
В пятницу не стало писателя-сатирика Михаила Жванецкого. Он ушел из жизни на 87-м году жизни. Осенью артист объявил, что прекращает публичные выступления.
Business FM попросила известных бизнесменов поделиться воспоминаниями об артисте. Вот что сказал бывший глава Центробанка, член совета директоров «ВТБ Капитал» Сергей Дубинин.
Сергей Дубинин член совета директоров «ВТБ Капитал» «Я хотел бы прежде всего выразить сочувствие и соболезнования всем, кто любил Михаила Михайловича Жванецкого, а это практически вся наша страна. Я не знаю людей, которые бы не улыбались, не вспоминали его добрым словом. Это редкий случай человека, который всех объединял. Его юмор уж не знаю, насколько все любили, но понимали большинство. Таких образов очень немного, как у него в его коротких и афористичных, и в чуть подлиннее историях. Парадоксальное очень мышление и умение найти взгляд необидный, смешной на все что угодно. Дело даже не в том, что он критиковал ту власть или другую власть, критиковал наше российское общечеловеческое, каждый в себе находил те черты, о которых он нам рассказывал. Я давно слушал его, сначала, может быть, не понимая, что Райкин его миниатюры использует, что это звучит у Карцева и Ильченко, потом, когда появились записи, мы все стали воспринимать его практически напрямую. Потом появление его на телеэкране из залов в Доме литераторов и других местах, деловых каких-то клубах. Я никогда не был с ним знаком близко, хотя встречался неоднократно в разных ситуациях. Кстати, он не выступал непрерывно, был достаточно молчаливым человеком. Это, видимо, профессиональное. Хотел оставаться самим собой, но выступать только как профессионал. Вещи, которые с ним можно было обсуждать гораздо шире юморесок, он очень хорошо понимал людей и то, что происходит вокруг в стране».
«Другого такого у нас не будет», — говорит президент банка «Открытие» Михаил Задорнов
Михаил Задорнов президент-председатель правления банка «ФК Открытие» «Другого такого у нас нет. И у каждого уйдет частичка души, частичка своей жизни. Я первый раз его услышал на магнитофоне, мне удалось побывать на его концертах, абсолютно неповторимых и непередаваемых, на телевизионном экране. Надо сказать, что Жванецкий и в жизни, даже вот в последние годы, когда уже сильно болел, в личном общении, в компании был такой же, как на записи или в телевизионной передаче. Он, по сути, был очень естественным человеком. Сам образ писателя, который достает стопку страниц из своего портфельчика и неподражаемо читает эти большие рассказы, скетчи, я думаю, навсегда останется с нами. Это еще наша молодость, это еще и Советский Союз и Россия на разных ее этапах жизни. Жванецкий, Одесса, настоящий юмор — это всегда будет с нами. Жванецкий был очень ярким человеком. Достаточно сказать, что его окружали молодые женщины, которые на него смотрели не только с пиететом, но с любовью до самых последних лет его жизни. В нем была энергетика, неповторимое обаяние, которое делало Михаила Михайловича Жванецким».
Первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев был лично с ним знаком.
Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «У меня отношение к нему, я бы сказал, двойного характера. С одной стороны, я как гражданин вижу в нем, наверное, без лишней скромности, величайшего современника, вот уж не знаю, как его правильнее назвать, чтобы он сам одобрил, — писатель, мыслитель, сатирик. Мне кажется, что его вклад в общественную жизнь, в литературу не менее значим, чем, например, Салтыков-Щедрин. Это мое личное восприятие. И второе — это, безусловно, личное знакомство, достаточно многочисленные контакты. Это не были контакты, которые позволяли бы мне называть его своим другом, но это всегда были контакты, которые были освечены доброжелательностью, неповторимым юмором. После соприкосновения с ним всегда оставалось нечто светлое, оптимистичное, хотя он в своих произведениях был очень жестким. Вот этот портфель потертый, мне кажется, олицетворял его целостность какую-то. Мне кажется, он никогда не изменял своим идеалам, своим взглядам на жизнь. В этом смысле он сохранил эти идеалы, эти взгляды на жизнь, как тот старый портфель, который он с собой носил. С точки зрения того, как он стал популярен, здесь имею в виду популярность в широком смысле этого слова, а не у московской и питерской интеллигенции, безусловно, это телевизор, он, как Высоцкий, был популярен практически у всего народонаселения Российской Федерации. Это уникально на самом деле, потому что его тексты были зачастую не очень простыми. Он очень ревностно следил за реакцией людей на его тексты. Думаю, что кассетные магнитофоны как раз заслуживали те, кто был достойным понять его до конца».
А вот каким запомнил Михаила Жванецкого председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.
Олег Вьюгин председатель наблюдательного совета Московской биржи «Человек, который говорил всегда правду, несмотря на то, кто у власти в стране и как эта власть осуществляется. Только говорил он ее иносказательным языком и говорил это как великий мастер, на мой взгляд. Именно поэтому он в памяти останется, так же как Аркадий Райкин остался в памяти людей».
Михаила Жванецкого похоронят в Москве. Как сообщил его директор Олег Сташкевич, организация похорон в Одессе не рассматривается.