Кровавые оргии, обезумевшие диктаторы и целый поезд на психоделиках: главные клипы октября

Октябрь — месяц Хэллоуина, поэтому в главных клипах месяца не обошлось без настоящей чертовщины. Обезглавленный The Weeknd принял участие в кровавой оргии, Дэниел Лопатин показал робкое свидание двух дьяволят, а дуэт Maelstrom & Louisahhh выпустил видео о беспощадной битве на танцполе. Эти и другие интересные клипы ушедшего месяца — в ежемесячной подборке «Ленты.ру».

Кровавые оргии, обезумевшие диктаторы и целый поезд на психоделиках: главные клипы октября
© Lenta.ru

Xenia Rubinos — Who Shot Ya?

Попытки разобраться в истоках музыки Ксении Рубинос заводят в самые разные уголки: артистка черпает вдохновение как в сальсе и R&B, так в Майлзе Дэвисе и Сергее Прокофьеве. Подобный разброс не в последнюю очередь объясняется тем, что Рубинос — жительница Нью-Йорка, родившаяся в семье кубинца и пуэрториканки, прочувствовавшая на своей коже сексизм и расизм. Весь этот опыт она выливает в Who Shot Ya? — мощное высказывание, наложенное на взрывной продакшн, в котором английская речь чередуется с испанской, пение сменяется читкой, отсылки к I Shot The Sheriff Боба Марли сочетаются со строками кубинского поэта Хосе Марти. Рубинос поднимает темы миграции и полицейского беспредела, призывая угнетенные группы пойти и взять то, что им принадлежит — справедливость, деньги, свободу. При этом сингл исполнительницы — это ни в коем случае не голый манифест, а вполне мелодичный поп-хит, который, несмотря на обилие вшитых в него задумок, звучит цельно и легко.

patten — Cerulean

Продюсер patten любит и знает электронику во всем ее бешеном разнообразии — это утверждение легко принимается как аксиома после прослушивания его четырех альбомов, из которых по крупицам можно собрать всю историю британского электронного саунда — от стремительного джангла до уравновешенного эмбиента. Все эти стили patten с любовью собирает в своих релизах, умудряясь соединять их в непредсказуемые, но лишенные шероховатостей композиции, и будто бы создавая свое собственное, лишенное жанровых рамок видение. Аналогичный трюк удается проделать и в треке Cerulean, который хоть и подпадает под озвученное продюсером определение «незафиксированной и жидкой музыки», создает впечатление цельного и захватывающего произведения, за развитием которого хочется следить как за ходом остросюжетного фильма. Усиливает такой гипнотический эффект видео от художника и фотографа Дэна Холдсворта, который ради трека Cerulean переосмыслил свой проект четырехлетней давности Continuous Topography и устроил зрителю виртуальную экскурсию по альпийским ледникам.

Rejjie Snow, Snoh Aalegra & Cam O'Bi — Mirrors

После дебютника 2018 года Dear Annie Реджи Сноу на полтора года оставил своих слушателей без новых релизов, сосредоточившись на гастролях, а затем отправившись на карантин, который он провел со своей девушкой и семьей в родном Дублине. К счастью, летом мир начал понемногу возвращаться к жизни, а Сноу — к своей музыкальной карьере. За последние несколько месяцев хип-хоп-артист выпустил уже два сингла в коллаборации с чикагским продюсером Cam O'Bi, а к работе над Mirror привлек еще и шведку Сно Аллегру, чей бархатный вокал ненавязчиво дополнил его традиционно расслабленный и мягкий звук. Исполнительница, которая и на своем последнем альбоме Ugh, those feels again будто бы боялась продемонстрировать всю мощь своего голоса, аккуратно вписалась в трек, не создавая перекос в сторону кокетливого соула, а лондонский режиссерский дуэт Machine Operated, работавший над предыдущим клипом Cookie Chips, в очередной раз сотворил для рэпера целую вселенную — на этот раз в поезде, в котором есть и вагон-аквариум, и люди с бараньими головами, и гигантские алые растения. Как считает сам Сноу, получилось что-то вроде мира Вилли Вонки, но под психоделиками.

Maelstrom & Louisahhh — Ascender

Французский дуэт Maelstrom & Louisahhh дебютировал на немецком лейбле Discos Atónicos с поистине берлинским EP Ascender — индустриальным, бойким и пропитанным сдержанной агрессией. Примерно таким же содержанием отличались и старые работы музыкантов, которые выпускались на их совместном лейбле RAAR, так что говорить о каких-либо новых поворотах в творчестве этого союза не приходится. Синтез дарквейва, EBM и электро по-прежнему остается их главным предметом интереса, и выпущенные в далеком 2011-м совместные треки Louisahhh и французского диджея Brodinski лишь доказывают, что в подобном формате артистка чувствует себя максимально комфортно. В клипе, вдохновленном то ли «Суспирией», то ли «Экстазом», обычный зал трансформируется в поле битвы со своими жаждущими крови зрителями и пугающими неестественными танцами, заставляя в полной мере ощутить опасность и первобытную хищность, сквозящую во всех композициях Maelstrom & Louisahhh.

The Weeknd — Too Late

Последний год Эйбел Тесфайе так часто и успешно напоминает о себе, будто бы на дворе 2015-й. За несколько месяцев музыкант успел выпустить несколько синглов, один из которых, слегка старомодный и искрящийся синтами Blinding Lights, быстро вошел в число главных хитов в карьере The Weeknd. Работа Too Late на его фоне кажется куда менее запоминающейся, но зато выигрывает по сравнению с чересчур замедленной Until I Bleed Out — в новой песне гораздо больше томной сексуальности и при этом легкой печали, которые в свое время и составили визитную карточку канадского артиста. В свежем клипе, ставшем продолжением работы In Your Eyes, The Weeknd страдает от большего, чем банальные любовные неурядицы, а именно — остается без головы, которая попадает в недобрые руки. Две женщины находят ее посреди дороги, пришивают к туловищу накачанного танцора и устраивают настоящую кровавую оргию под строчки: «Я просто хочу, чтобы твое тело медленно двигалось на мне». Кажется, привычная R&B-романтика от The Weeknd работает лучше, если в нее добавить щепотку хоррора.

«Буерак» — Send Nudes

За пять лет герои русского постпанка, похоже, ни капли не сдулись и не растеряли своего умения по-доброму иронизировать над окружающей нас действительностью, чем они как раз занимаются в песне Send Nudes с последнего альбома «Компактные откровения». Можно сказать, что, как и другие треки с релиза, Send Nudes — история про сексуально-романтическое увлечение в XXI веке. Лирический герой композиции «Буерака» мечется между желанием получить заветные снимки без одежды и горьким осознанием того, как у него мало общего с их обладательницей. В клипе ему даже приходится пожалеть о своей робкой просьбе скинуть нюдс — в ответ на него обрушивается миллион сообщений, что почти доводит его до безумия. Абсурдности этой ситуации добавляет напрочь лишенный эмоций вокал Артема Черепанова и сюжетный поворот в духе передач РЕН ТВ с внезапным внедрением мистики в обыденность. При этом хвалить «Буерак» хочется вовсе не за юмор, а за то, что и без него их мрачные и слегка монотонные песни уже угадываются легко и безошибочно.

Fleet Foxes — Can I Believe You

Квинтет из Сиэтла Fleet Foxes представил первый за два года клип на песню с их четвертого альбома Shore. Съемками, как и в случае с предыдущими роликами, занимался брат фронтмена Робина Пекнолда Шон, попытавшийся переложить обозначенную в песне проблему отсутствия доверия на танец двоих людей. Красивая визуальная история, сопровождающаяся максимально стройной и лишенной шероховатостей композицией, оставляет после просмотра исключительно приятные чувства, но заставляет задуматься о некой старомодности того творчества, которое сейчас выдают музыканты. Как и в случае с несколькими десятками, а то и сотнями инди-фолк-групп, прославившимися в 2010-е, Fleet Foxes продолжают использовать успешные формулы тех годов, не пытаясь бежать ни за новой аудиторией, ни за новым звучанием.

John Frusciante — Brand E

К Джону Фрушанте давно и намертво прилип ярлык «гитарист Red Hot Chilli Peppers» — и зря. Ведь его можно отнести к тому редкому типу артистов, что готовы экспериментировать и перебирать жанры, не обращая внимания на уже заработанные титулы и возможность кого-то разочаровать своими вечными поисками. В новом сингле музыкант оказался и вовсе гитаристом без гитары, которого британское музыкальное наследие увлекает не меньше, чем того же patten. Разница лишь в том, что последний трансформирует свой интерес в современный и многослойный звук, в то время как Фрушанте с головой ныряет в ностальгию по старой электронике, вдохновляясь ранним Афексом Твином и Autechre. Впрочем, как Brand E, так и весь последний альбом посвящается вовсе не пионерам электроники, а, как это ни внезапно, любимой кошке, которая в течение 15 лет следила за творчеством Фрушанте и умерла незадолго до выхода названного в ее честь релиза Maya.

Oneohtrix Point Never — Long Road Home

Скрывающийся за псевдонимом Oneohtrix Point Never Дэниел Лопатин за последние годы отметился саундтреками к двум фильмам братьев Сэфди, поработал с FKA twigs, а теперь еще и выпустил на легендарном Warp очередной альбом Magic Oneohtrix Point Never, на котором появились The Weeknd, Arca и Кэролайн Полачек. Чистый вокал последней послужил основой трека Long Road Home и превратил и без того красивую мелодию в величественную и печальную балладу, довольно точно передающую состояние человека, который чувствует себя потерянным в большом мире. Создатели клипа Чарли Фокс и Эмили Шуберт решили скрасить это ощущение одиночества, превратив видео в историю любви двух довольно неприятных дьявольских созданий: встретившись, они начинают исполнять донельзя странные и отталкивающие ритуалы ухаживания, чтобы в конечном счете слиться в единое целое. По словам создателей видео, брачные танцы непонятных существ напоминают, каково это — хотеть близости с кем-то и одновременно страшно ее бояться.

CocoRosie — Go Away (feat. Irina Anufrieva)

Американский дуэт CocoRosie объединил усилия с белорусской художницей Ириной Ануфриевой, чтобы сказать свое «нет» политике Александра Лукашенко и диктатуре в целом. Получилась агитка в духе Pussy Riot — столь же гремящая, режущая слух и использующая в качестве основного инструмента нагоняющий тревогу крик. В кадре артистки решили разыграть театральное представление из двух участников: пока разукрашенный генерал изображает пугающие кривляния и вещает в громкоговоритель, худощавая девушка извивается за разбитым зеркалом, ставшим метафорой системы угнетения. Все это отлично смотрелось бы, будь это не музыкальный клип, а социально-политический ролик, но от артистов уровня CocoRosie все-таки хочется ждать чего-то более тонкого и хитросплетенного, чем разрывающий перепонки крик «Уходи!»