Сергей Бондарчук. Уникальные кадры из архивов киностудии «Мосфильм»

На экране Сергей Бондарчук блистал в драматических ролях, а за его пределами ставил поражавшие мощью и размахом картины. В мире кино он был интеллигентным воеводой, который умел воплотить в кадре литературное слово классиков столь же ловко, как выстроить многотысячную массовку.

Сергей Бондарчук. Уникальные кадры из архивов киностудии «Мосфильм»
© BigPicture.ru

Его встречали как звезду что на Родине, что на Западе. Уже в 32 года, беспрецедентно молодом возрасте, он удостоился звания Народного артиста СССР за биографическую роль украинского поэта в «Тарасе Шевченко». Его монументальная «Война и мир» стала первой советской лентой, выигравшей «Оскар». Редакция киноканала «Мосфильм. Золотая коллекция» изучила уникальные кадры, обнародованные архивом студии к 100-летию со дня рождения мастера.

«Судьба человека» (1959)

Бондарчука ценили как актера, но его манили лавры режиссёра. Для своего дебюта в новой ипостаси он выбрал рассказ Михаила Шолохова и себя же назначил на главную роль. Писатель (слева на фото) поначалу не верил, что режиссёр-дебютант справится с материалом, да еще и удачно сыграет главную роль: «У Соколова руки-то другие». Правда, потом Бондарчук приехал к нему в костюме героя, и Шолохов признал, что был неправ. Позже писатель утверждал, что Бондарчук очень точно попал в образ Андрея Соколова.

Руководство «Мосфильма» притязания артиста на кресло постановщика также совсем не воодушевляли. Однако Сергей Федорович, подобно танку, шел к своей цели напролом через все препятствия. Бондарчук барабанил в двери государственных инстанций, пока не дошел до ЦК КПСС и не добился желаемого. Для человека со стальным характером, воевавшего на фронте, капризы чиновников представляли не большую преграду, чем Токио для Годзиллы.

Идиллические сцены довоенной жизни, снятые в Воронеже, подавались длинными и подразмытыми кадрами, которые контрастировали с дальнейшим сумрачным содержанием. По сюжету, изложенному в необычной форме исповеди, шофер Андрей Соколов оставлял семью, чтобы защитить Родину от фашистов. Он попадал в концлагерь, бежал из плена и терял все, кроме своей человечности. Солдаты, захваченные немцами, считались предателями в СССР, и Бондарчук проявил мужество, когда рискнул раскрыть на экране табуированную тему.

Оператор Владимир Монахов признавался, что в фильме они с режиссёром добивались «сплава трагедии и лирики». Военные эпизоды запечатлены экспрессивно, с использованием съемок с рук и субъективной камеры, которая даже переворачивалась в сцене контузии.

Сцены, где герой Бондарчука Соколов переживает пробуждение весны, снимали в двадцати километрах от станицы Вёшенской, на берегу Дона. Это место посоветовал Бондарчуку сам Шолохов. Взгляд героя скользит по облакам на небе, затем спускается к деревьям, залитым половодьем. Среди них выделяется цветущая яблоня, тоже в воде. Это метафора, показывающая внутреннее состояние героя: для него «зима» тоже кончилась, он тоже «расцвел». Подобные яблони в тех местах действительно были, но группа приехала слишком поздно, вода успела отступить. Поэтому яблоню срубили и воткнули в воды Дона, лепестки сделали из бумаги. В кадре она выглядит настоящей. Говорят, что приехавший на съемки Шолохов тоже не сразу заметил подлог.

Бондарчук произнес сакраментальную фразу «Я твой отец» задолго до «Звездных войн». Возможно, с эффектом не столь шокирующим, но зато куда более пронзительным и трогательным.

«Судьба человека» имела колоссальный успех и получила Ленинскую премию. О Бондарчуке заговорили, как о многообещающем режиссёре, а фильм завороженно смотрели даже за рубежом. Наработанный авторитет позволил ему через несколько лет взяться за невыполнимую миссию: экранизацию «Войны и мира».

«Серёжа» (1960)

Дебютный фильм режиссёра Георгия Данелии, снятый совместно с Игорем Таланкиным, душевно рассказывал о том, как отчим становился лучшим другом для мальчика. Главную роль получил Бондарчук, но авторов картины совершенно не обрадовало участие звезды.

Бондарчука постановщикам навязал худсовет против их воли. Актёр в свою очередь потребовал пристроить еще и свою жену Ирину Скобцеву. Пара познакомилась на экранизации Шекспира «Отелло» (1955). Данелию категорически не устраивало, что директора совхоза у него будет играть ревнивый мавр, а деревенскую маму — красотка Дездемона.

Дебютанты подозревали, что совладать с Народным артистом СССР будет непросто, но реальность превзошла их худшие опасения. Бондарчук вел себя деспотично. Временами он делал вид, что слушает установки, но каждый дубль отыгрывал так, как сам считал нужным. Управу на него смог найти только шестилетний Борис Бархатов. По воспоминаниям мальчика, он прошел пробы вместе с сотнями других кандидатур, но утвердили его не сразу. И с условием, что он перекрасит темные волосы в светлые. Ещё Бархатов шепелявил, и Данелии это так понравилось, что он его реплики специально записывал синхронно.

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push({ ownerId: 291937, containerId: "adfox_159886003330893330", params: { pp: "baiq", ps: "ddmf", p2: "ghfx" } }); })(window, "adfoxAsyncParams");

В сцене, где отчим учит приемного сына слову «надо», мальчик столь выразительно смотрел на Бондарчука, что тот каждый раз терялся и забывал свой текст.

Несмотря на эти казусы, Данелия и Бондарчук сохранили дружбу на всю жизнь. Впоследствии Георгий Николаевич с благодарностью признавал, что актёрская трактовка и режиссёрские советы его старшего товарища сделали фильм лучше, а также дали положительный толчок его карьере.

«Война и мир» (1965−1967)

На уникальном кадре мы видим операторскую пробу, осуществлённую Александром Шеленковым и его женой Иоландой Чен. Они отсняли дуэль Безухова и Долохова, а также две батальные сцены (Шенграбен и Аустрелиц), после чего их сменил Анатолий Петрицкий. К слову, в самом фильме белой перчатки в отставленной назад руке Безухова нет.

Если Пьер Безухов смутно представлял, каким концом стреляет пистолет, то Бондарчук знал о войне всё. «Война и мир» прославила его как мастера батальных сцен на весь мир. Чтобы перенести классику русской литературы на экран, Бондарчук провел колоссальную подготовку.

«Может, у самого Кутузова Бородинское сражение не было разработано так, как у Бондарчука. — Писал Георгий Данелия в книге „Сергей Бондарчук. Его война и мир“. — Сколько во время работы перед ним лежало военных карт и чертежей, сколько военно-исторических документов он поднял! Остроумцы поговаривали, что, если бы при Бородино командовал он, то, может быть, и Москву Наполеону не отдали бы».

И целого фильма было мало, чтобы уместить все события романа: грехом пополам хватило 4-серийного эпика. Говорили, будто в съёмках было задействовано чуть ли не 200 000 человек статистами, что стало рекордом Гиннесса. В правдивости таких цифр есть сомнения. Однако в кинематографических сражениях точно засветились 15 тысяч пехотинцев и 950 кавалеристов, пожалованных Министерством обороны для съёмок.

Военные действия получились сколь масштабными, столь и виртуозно снятыми. Камера скользила по сотням проложенных рельс сквозь огонь, взрывы и выстрелы, летала на кранах и вертолете и даже каталась по канатной дороге, чтобы панорамно запечатлеть поле битвы.

На фото видно, как оператор подкрался к Андрею Болконскому (Вячеслав Тихонов) и Безухову во время одного из их философских дебатов. Можно оценить огромный размер кинокамеры. Бондарчук хотел использовать плёнку Kodak, но такой плёнки в Союзе было очень мало, поэтому пришлось пользоваться отечественной, 70 мм.

Из-за этого, как утверждают специалисты киностудии «Мосфильма», после последней реставрации фильм выглядит даже чуть лучше, чем в оригинале.

На площадке Бондарчук отдавал приказы как маршал с железной волей, но в самом фильме он сыграл партию миролюбивого Пьера Безухова. В нем он видел центрального толстовского персонажа, через которого раскрывается мировоззрение автора и вся суть эпопеи. Роль предполагала набор десяти вспомогательных килограммов, и Бондарчук доблестно вживался в роль затяжными налетами на холодильник.

Несмотря на мировой триумф постановки, она дорого далась Бондарчуку. Изнурительное напряжение на работе дважды приводило его к клинической смерти. Первый тяжелый сердечный приступ случился в 1964 году вскоре после сложнейшей сцены бала с полутысячной массовкой. Во второй раз сердце режиссера остановилось в следующем году, когда Министерство культуры торопило его с монтажом первых двух серий.

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push({ ownerId: 291937, containerId: "adfox_15911029039062788", params: { pp: "baih", ps: "ddmf", pk: __clADF__.state, p2: "ghfx" } }); })(window, "adfoxAsyncParams");

«Ватерлоо» (1970)

Бондарчук не просто был одним из немногих советских кинематографистов, кого пускали за «железный занавес» — на Западе его талант истинно почитали. Итальянский продюсер Дино Де Лаурентис (по центру в очках) нанял Сергея Федоровича, чтобы он снял историческую драму «Ватерлоо» (1970) про последнюю трёпку, заданную Наполеону.

Режиссеру довелось поработать с зарубежными звёздами. На этом фото по правую руку от Бондарчука сидит исполнитель роли Наполеона американский актёр Род Стайгер. Незадолго до этих съёмок, в 1968 году, он получил «Оскар» за роль в фильме «Полуночная жара». А за «Ватерлоо» у Стайгера ни одной номинации ни на какую премию.

К сожалению, и фильм в целом в прокате оконфузился не меньше Бонапарта при Ватерлоо. Но со временем он заслужил народную любовь, а грандиозно поставленные режиссером баталии навсегда остались в истории кино.

Батальные сцены снимали в Ужгородском районе Закарпатской области, на Украине. Именно эту локацию можно увидеть на фотографиях выше. На территории в 150 га было в точности воссоздано место реального сражения, участвовало 40 военных полков. Кстати, там же за два года до этого Бондарчук работал над «Войной и миром».

«Дядя Ваня» (1970)

Режиссер Андрей Кончаловский надеялся собрать больших звезд в адаптации чеховской пьесы, и ему это удалось: главные роли в картине исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук.

Некоторые кинокритики пытались найти художественное обоснование, почему изображение в фильме меняется с цветного на чёрно-белое. Только зря потратили время на поиски глубинного смысла: просто у режиссёра в какой-то момент кончилась дорогая цветная плёнка Kodak, привезённая им из Парижа на свои кровные.

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push({ ownerId: 291937, containerId: "adfox_159110259935359026", params: { pp: "baic", ps: "ddmf", p2: "ghfx" } }); })(window, "adfoxAsyncParams");

Как и на съёмках «Сережи», властный характер Бондарчука схлестнулся с видением Кончаловского (на фото в очках). Режиссер настаивал, чтобы актёр играл Михаила Острова как потасканного алкоголика, уездного крестьянского врача, раздавленного бытом. Бондарчук считал такую трактовку антирусской и хотел показать доктора как красивого и благородного аристократа, как это делал Станиславский в театре.

Кончаловский пытался отстаивать свою правоту партизанскими методами: распорядился тайком подшить изящный наряд врача, чтоб он сидел помешковатей, и оторвал у него пуговицу. Бондарчук в свою очередь гневался, что выглядит недостаточно привлекательным в кадре. Нетрудно догадаться, кто одержал верх в этом противостоянии: Сергей Федорович вновь все сделал по-своему — режиссёр был раздосадован, зато зрителю картина понравилась. Не уступать Бондарчук научился с юных лет: отец мечтал воспитать из него инженера, а мальчик грезил об актёрстве и добился желаемого.

«Они сражались за Родину» (1975)

Фото Бондарчука (в очках и шляпе) и оператора Вадима Юсова со съёмок военной драмы «Они сражались за Родину» вряд ли бы понравилось тогдашнему министру обороны Андрею Гречко. Маршал настойчиво склонял режиссера к экранизации своих мемуаров про битву за Кавказ. Однако принудить Сергея Федоровича к нежеланному делу было не так-то просто. Вместо этого он вновь обратился к прозе Шолохова и поставил ленту об изматывающих боях под Сталинградом в 1942 году.

Картина изобиловала персонажами, многих из которых изображали отборные звёзды. Бондарчук, впрочем, не сюсюкался ни с массовкой, ни с именитыми артистами: всем приходилось дисциплинированно рыть окопы. От Вячеслава Тихонова (справа на фото) Бондарчук хотел неуловимой дрожи в кадре и решил добиться художественной правды своеобразным способом. Режиссёр велел танкистам палить в сторону актера холостыми выстрелами, чтобы тот не расслаблялся. Бедняга едва не оглох.

Сам Бондарчук сыграл рядового Ивана Звягинцева, который получал ранения от разрыва артиллерийской мины. В медсанбате врачи вынимали из него осколки без наркоза, что видно по его невеселому лицу на фото.

«Они сражались за Родину» — последняя картина Василия Шукшина (на фото слева от режиссера), из-за чьей безвременной кончины роль пришлось переозвучивать. Бондарчук крайне трепетно относился к шолоховскому тексту, но талант Шукшина уважал настолько, что даже позволял ему переписывать некоторые реплики. Фильм по праву считается украшением фильмографии Сергея Федоровича.

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push({ ownerId: 291937, containerId: "adfox_159110143153382665", params: { pp: "baib", ps: "ddmf", p2: "ghfx" } }); })(window, "adfoxAsyncParams");

«Борис Годунов» (1986)

На протяжении своей карьеры Бондарчук лелеял две мечты: снять «Тараса Бульбу» и «Бориса Годунова». Если с Гоголем у него так и не сложилось, то историческую трагедию Пушкина режиссёр поставить всё же успел. Сюжет складывался вокруг царя Бориса Годунова, втянутого в русскую игру престолов.

Съёмки «Бориса Годунова» проходили в самых разных регионах России. Например, сцену убийства царевича Димитрия снимали в Борисоглебском монастыре (посёлок Борисоглебский Ярославской области). А на фотографии мы видим Новодевичий монастырь — особое место для исторического Годунова.

Кстати, тут же похоронили после роли в «Они сражались за Родину» Василия Шукшина, и добивался для него такой чести лично Бондарчук.

Бондарчук благоговейно относился к актерской профессии, и в «Борисе Годунове» он, по своему обыкновению, взял себе главную роль. К своему монологу он готовился целый день, с рёвом прогоняя всех, кто донимал его вопросами по съёмкам.

Грим Годунова разрабатывали более трёх месяцев. За основу в итоге выбрали его посмертную литографию. На сам грим ежедневно уходило от 3,5 часов. Но как говорят, что к концу съёмок процесс оптимизировали до 1,5 часов

Особое внимание создатели уделяли нарядам. Костюмов той эпохи (в фильме действие происходит в конце XVI века) на «Мосфильме» не было, а музеи отказались их предоставить. Поэтому, чтобы успеть по срокам, костюмы разрабатывали и шили параллельно в нескольких странах — СССР, Польше и ГДР.

«Борис Годунов» стал третьей совместной работой Бондарчука и оператора Вадима Юсова (вместе они сняли «Они сражались за Родину» и «Красные колокола») и последним режиссёрским фильмом Бондарчука, вышедшим при его жизни. Картину встретили без энтузиазма. Великий постановщик выпал из фавора у властей, а многие коллеги кинематографисты отвернулись от него.

Впрочем, время всё расставило по местам, и сейчас исключительный дар Бондарчука как никогда очевиден. Современному российскому кинематографу остро не хватает человечности его картин, а превзойти величие его батальных сцен невозможно даже с компьютерной графикой.

Смотрите также: Легендарные советские фильмы, которые вышли в прокат благодаря Брежневу, Сказка, основанная на реальных событиях: что в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» — правда

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.