Война против цивилизации: как боевики уничтожали культурное наследие Пальмиры
Руины Пальмиры видели все – и расцвет цивилизации, и нашествие варваров, и публичные казни, пытки и мародерство.
Степень зла, которое принесли террористы на сирийскую землю, можно в полной мере оценить в городе Пальм Тадмор – так на арамейском называется Пальмира. Пальм здесь по-прежнему много, и можно представить, как выглядел некогда один из богатейших городов поздней античности, расположенный в оазисе сирийской пустыни между Дамаском и Ефратом. Эти руины точно видели все – и расцвет цивилизации, и нашествие варваров, и публичные казни, пытки и мародерство.
До войны здесь был один сплошной музей под открытым небом. И дело не в решении Юнеско, в 80-м году признавшем Пальмиру объектом культурного наследия. В мире сегодня не так много мест, где можно почувствовать дух и величие былых веков, дотронутся до великих цивилизаций, навсегда ушедших в прошлое, и прикоснуться к истории древнего мира. Пальмира – именно такое место. Владения грозной царицы Зенобии, при которой Пальмирское царство пролегало до границ современных Турции и Египта. Даже покорившись римским легионерам, город не был разрушен. Но это было 18 веков назад. В наши дни некогда главная дорога Пальмиры к археологическому комплексу и долине Храмов выглядит пустынно. Раньше тут всюду были гостиницы на любой бюджет, рестораны на любой вкус, сувенирные лавки. Гуляли тысячи туристов. Сегодня все разрушено и разграблено - только ветер и мусор, а под ногами гильзы – старый центр боевики использовали как стрельбище и полигон. Город, который был, как одна большая древняя шкатулка, наполнен музеями и артефактами, сегодня сам как памятник небывалому в истории человечества безумия и варварства.
В центральном историческом музее Пальмиры, как в большинстве музеев, раньше выдавались аудиогиды на трех языках. В здании хранились уникальные исторические документы и произведения искусства - шедевры, созданные благодаря смешению римских и арабских традиций. Сейчас на месте картин на стенах зияют дыры. Саркофаги разбиты. Пострадала древняя мозаика – лица стерты. Потолок в музее пробит – по всей вероятности, снарядом.
Боевики захватили Пальмиру в мае 2015 года. За четыре месяца до начала военной операции в Сирии под контролем террористов уже находилось 80% территории страны. В осаде был Дамаск, и падение Пальмиры казалось сирийцам началом катастрофы. Правительственные войска отступали, боевики чувствовали полную безнаказанность. Пытки, расстрелы, мародерство – все это сопровождало триумф террористов. Символ Пальмиры – римский амфитеатр – боевики превратили в место массовых казней.
Жестоко наказывали за любую провинность: если женщина не закрыла лицо, если мужчина закурил, если не правильно молишься. Таким людям отрезали головы и играли ими в футбол.
Отвоевывали Пальмиру дважды. В конце марта 16-го сирийские военные при поддержке российской авиации освободили город, но уже в декабре над ним вновь нависла угроза. Тогда наиболее боеспособные части сирийской армии ушли в сторону Алеппо, оборона, оставшаяся в городе и состоявшая из ополченцев, развалилась - началось отступление. Пальмира вновь пала. Город удалось освободить лишь в марте 17-го. После переподготовки и дополнительного обучения отрядов сирийской армии, при активном участии ВКС России и Сил специальных операций.
«Освобождение Пальмиры вселяет в нас уверенность в себе и в Сирийской Арабской армии. Да, террористы захватили город дважды. Но сирийская армия освободила его во второй раз, проведя быструю военную операцию по его освобождению на высоком уровне с помощью наших российских друзей», – отмечает полевой командир Ахмад Бухаммад.
После изгнания террористов перед военными предстал город, изуродованный до не узнавания. Руины, воды нет, света тоже. Пальмира была пуста. Кто не успел покинуть свои дома и эвакуироваться, убиты.
Пока телеканал «Звезда» снимает разрушения в Пальмире, журналиста Хаят Ауад параллельно снимает для сирийского телевидения сюжет про нас. Глядя на эту энергичную и улыбчивую женщину не скажешь, какую трагедию она пережила. Хаят одета во все черное, на груди - кулон с его портретом. Он погиб здесь, недалеко от Пальмиры.
«Эта война принесла беду в каждый сирийский дом. На войне погиб мой сын. Погиб, как герой. Террористы разрушили мою жизнь и жизнь многих моих соотечественников… Сирия будет помнить российских героев, которые встали с нами плечом к плечу. Мы благодарны России за то, что в трудную минуту пришла на помощь, спасла нас от мировой угрозы терроризма», – говорит она.
За время своего второго нашествия боевики довершили начатое. Все ценные артефакты – все, что еще можно было вывезти – было разграблено, похищено, продано. Остальное взрывали. Древние колонны и храмы, и их хранитель приняли удар на себя.
«Мистер Пальмира» – так называли археолога Халеда аль-Асада. Всю жизнь он посвятил изучению и описанию истории города. Это благодаря его грандиозной работе Пальмира получила признание Юнеско. Многие величайшие открытия древности были сделаны им. И когда в Пальмиру пришли боевики, Халед помог властям вывезти из города все самое ценное, все что можно было спасти, – древние вазы, картины, скульптуры. Сам же остался, отказался покидать город. Пришедшие террористы уже точно знали, кто им нужен – тот, кто хранит тайну сокровищ царицы Зенобии, и знает, где спрятаны музейные драгоценности.
«Боевики продержали Халеда аль-Асада в тюрьме 28 дней в надежде получить информацию, где спрятаны сокровища царицы Зенобии. Но даже под пытками он не проронил ни слова, не предал дело своей жизни», – рассказывает его сын Мухаммед.
Месяц Халеда аль-Асада жестоко били, пытали и допрашивали. Но 80-летний археолог молчал. После публичной казни его истерзанное тело вывесили на столбе в центре города, а отрубленную голову бросили рядом. Античные театры и храмы стали декорациями для убийств.
«Он горячо любил Пальмиру, хотел, чтобы ее красоту и величие увидели во всем мире… Последней просьбой отца было постоять на входе в музей. Он стоял со связанными руками и ногами минут пять-десять. Просто стоял, молча, в последний раз дышал воздухом музея. И после этого его повели на казнь… Его последние слова были: "ради Пальмиры я умру, как пальма, а пальмы умирают стоя". Так когда-то говорила любимая царица отца - Зенобия», – вспоминает Мухаммед.
Все, что несколько столетий археологи восстанавливали по крупицам и очищали от вековой пыли – амфитеатр, храмы, колоннады, триумфальная арка, форум – все осталось на растерзание варварам. За время их нахождения в городе сотни памятников культуры оказались потеряны безвозвратно.
В июне 2015 года боевики взорвали статую Льва богини Аллат. В августе – храм Баал-Шамина, построенный в первом веке нашей эры. Спустя неделю был уничтожен когда-то самый большой храм Пальмиры. Боевики взрывали его в прямом эфире.
Боевики ИГИЛ* один махом уничтожили то, что не могли обрушить не Рим, ни Халифат, ни само время. Главная святыня города – храм Баала – был практически полностью разрушен с помощью взрывчатки. Теперь от него остался только портал. Были уничтожены три погребальные башни, фасад римского амфитеатра и колонны тетрапилона – из 16 осталось только четыре.
Боевиками была разрушена Триумфальная арка, построенная во втором веке до нашей эры. Она венчала главную улицу города, по обеим сторонам которой были расположены десятиметровые колонны. Как символ древнего мира арка была изображена на советском учебнике истории 5 класса.
Террористы начали войну с музейными ценностями – как обычно, прикрываясь флагами ислама и якобы протестуя против идолопоклонства. Но взорванные в прямом эфире храмы – это не только война ценностей или нашествие варваров, которые крушат все на своем пути.
«Когда боевики вошли в Пальмиру, они разрушили арку, начали взрывать храмы. Во время второго захвата города они добрались до амфитеатра и уничтожили все, что уцелело в начале. Я считаю, что у них был продуманный план, их действия не были стихийными. Это разрушение цивилизации! Здесь может быть только такая цель. Они варвары, но тот, кто ими движет, он не варвар, это другая сила», – говорит заместитель начальника управления по охране исторических памятников города Хомс Диала Хаддат.
В Пальмире, за кулисами боевых действий, происходил массовый грабеж и вывоз ценнейших предметов культуры и искусства за рубеж. Квази-государство ИГИЛ* зарабатывало себе деньги на покупку оружия. Черный рынок искусства ежегодно приносил террористам десятки миллионов долларов, и эти доходы уступают только нелегальной продажи нефти. Способ не новый. Так еще Аль-Каида* зарабатывала во время американской кампании в Афганистане в 2001-м, и в Ираке в 2003-м. В Пальмире оказался настоящий клондайк. Российские археологи, которые работали над 3-Д моделью древней части Пальмиры, были в ужасе от увиденных разрушений.
«Мы видели грабительские раскопки, и их довольно много. Что похищено сказать нельзя. Это уже в частные коллекции продано, вероятнее всего. Разбиты какие-то статуи, разбиты саркофаги, вытащены вещи из погребальных гробниц. Сами гробницы взорваны, а сами вещи где-то в частных коллекциях», – поясняет заместитель директора института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева.
Это война с цивилизацией, война с камнем, война с памятью, добавляет она.
«Хотите бороться с режимом, боритесь с режимом. Не с камнями, не с памятниками, ни с культурой. А здесь целенаправленное уничтожение цивилизации человеческой», – говорит Соловьева.
Поняв масштаб «культурной катастрофы» в феврале 15-го года Совбез ООН принял резолюцию, которая запрещает любую торговлю культурными ценностями из Ирака и Сирии. Но дальше слов дело не сдвинулось. Поток контрабанды уже не остановить и никто, кроме России, восстановлением древнего города сегодня не занимается.
«Хотел бы напомнить, что, когда мы наблюдали публичную казнь у стен Древней Пальмиры, тогда весь мир возмущался и говорил, что невыносимо смотреть, и как только Пальмира будет освобождена, мы всем миром восстановим ее. Многие называли цифры, многие специалисты говорили, мы будем первые, кто придет восстанавливать Пальмиру. Пальмира три года как освобождена. За это время Россия провела разминирование этой территории, полное и тотальное. И там все готово, чтобы восстанавливать величайший памятник истории, культуры, зодчества. Пока, к сожалению, никаких движений по этой части нет», – отмечал министр обороны РФ Сергей Шойгу в феврале 2020 года.
В Национальный музей Дамаска по крупицам свозят все, что удается изъять у контрабандистов и на черном рынке. Совсем свежий артефакт – каменное надгробие. Когда-то все кладбища Пальмиры были украшены такими каменными картинами – живая память о тех, кто жил в Пальмире десятки веков назад. Когда в город пришли боевики – это стало их главной добычей.
«Мы обнаружили их у контрабандистов на сирийско-ливанской границе. Они занимались нелегальной торговлей артефактами, обнаруженными при раскопках. Мы собираем уцелевшие артефакты в разных городах, в основном в Пальмире и окрестностях Дамаска. И практически каждый месяц отвозим собранное в музей», – рассказывает сотрудник Национального музея Дамаска Хальдун Ассаид.
В музее есть и знаменитая статуя пальмирского льва, некогда украшавшая храм древнеарабской богини Аллат. В 16-м году боевики разрушили ее одной из первых, по кускам реставраторам чудом удалось вернуть ей прежний вид. Символично – подножие этой древнейшей статуи украшено надписью о любви и мире.
«Эта надпись на арамейском языке гласит: "Богиня Аллат благословит того, кто не прольет кровь в святилище". В храм не смогут зайти люди, на чьих руках есть кровь. Получается, боевики себя прокляли сами. К сожалению, статуя Льва была взорвана. Мы его восстановили. Вот здесь можно отлично рассмотреть оригинальные части памятника и неоригинальные… Мы благодарим Россию за помощь в восстановлении Пальмиры и ее памятников… Сирийская культура – это наследие всего человечества. Все, что произошло в Пальмире, не чисто сирийская трагедия, – это международное преступление», – говорит Ассаид.
Сегодня на площадке амфитеатра в Пальмире играет военный оркестр с авиабазы Хмемим. Здесь делают все, чтобы никогда больше не вспоминать про ужасы, творившиеся на этих ступенях. В город приехали представители российского Центра по примирению сторон. Продуктовые наборы для нуждающихся, советские песни – для души. На трибунах много детей. Концерт российских военных для многих из них, кто в жизни почти еще не видел ничего, кроме взрывов и войны – это грандиозное событие и настоящий признак долгожданного мира.
*ИГИЛ (ИГ, Исламское государство), Аль-Каида – террористические организации, запрещенные на территории РФ.