Тишина на танцполе: Как клубы держатся на плаву

Меры поддержки, С одной стороны, запреты весьма логичны — возобновило работу только то, что считается возможным проконтролировать. Ивент-сфере в нынешней ситуации остаётся ждать лучших времён.

Тишина на танцполе: Как клубы держатся на плаву
© Tvoybro.com

— Рестораторы зарекомендовали себя в части соблюдения мер безопасности весьма неплохо, хотя не все и не всегда обеспечивают в зале посадку не более 50%, требующуюся в соответствии с законодательством. Но на это существуют правоохранительные и контролирующие органы, которые следят за соблюдением всех мер. Это вопрос гражданской ответственности ресторатора и эффективной работы соответствующих контролирующих органов. Но торжества в ресторанах по-прежнему запрещены — ровно потому, что они подразумевают близкие контакты и нарушение социальной дистанции, — комментирует ситуацию министр по культуре и туризму Калининградской области

Андрей Ермак

.

С другой стороны, безответственный подход горожан и предпринимателей к мерам предосторожности создаёт абсурдную ситуацию: на фоне общего оживления других сфер, да и возвращения всего на круги своя — многие ли из вас держат дистанцию, например, дожидаясь зелёного сигнала светофора? — негодование по поводу закрытых площадок выглядит уместным.

— Согласно постановлению правительства сейчас действует запрет на проведение деловых, спортивных, культурных, развлекательных, публичных и иных мероприятий там, где невозможно выполнить условия по соблюдению социальной дистанции и других мер предосторожности. В текущей эпидемиологической ситуации мы не можем позволить собираться там, где организаторам событий сложно контролировать социальную дистанцию, — то есть везде, где отсутствуют сидячие места, а это практически все ночные клубы и концертные площадки, за исключением некоторых: «Янтарь-холла», Кафедрального собора, филармонии, где наравне с дистанцией обеспечиваются все остальные требования по мерам безопасности. По тем же причинам культурная и развлекательная деятельность возможна в стенах театров, музеев и библиотек, где контроль за соблюдением социальной дистанции достаточно прост., В августе оперштаб рассматривал индивидуально каждое событие, но сейчас ситуация с пандемией осложнилась, и мы отошли от этой практики, — продолжает министр., Глава ведомства также рассказал о мерах, разработанных для поддержки представителей сферы.

— Для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в ивент-индустрии — организации свадеб, банкетов, юбилеев, mice*-мероприятий и так далее, у нас в качестве меры поддержки предусмотрена субсидия. По поручению губернатора разработан нормативный акт, согласно которому будет оказана финансовая помощь пострадавшей ивент-индустрии, куда вошли, в том числе, и кинотеатры. Единоразовая выплата составляет 200 тыс. рублей, из которых часть можно направить на зарплату, а большую сумму необходимо распределить среди своих субподрядчиков — музыкантов, флористов, технических работников и прочих. Для получения поддержки необходимо соответствовать ряду критериев, указанных в постановлении, — пояснил Ермак., Клубное настроение, «Ялта» попробовала подстроиться под ограничения: клуб был переформатирован под бар, правда, работать в таком формате пришлось недолго.

Сергей Савуляк, основатель клуба Yalta:

Мы смогли провести одно мероприятие в сентябре, подстроившись под ограничения и переформатировав клуб под бар. Таким образом, 26 сентября мы отпраздновали пятилетие клуба, а спустя пять дней вступили в силу новые ограничения, при которых нам запрещается работать с концертами даже при 50% загрузке и даже в формате бара. К сожалению, все наши заявленные концерты несовместимы с сидячим форматом и рентабельность просто невозможна. Мы вынуждены сидеть и следить за развитием ситуации. Порой очень обидно за «двойные стандарты» — чем опасна ситуация в клубе, где собирается 250 человек, по сравнению с другими местами массового скопления людей, где проходят фестивали, выставки и прочее? Даже в торговых центрах проходимость больше, в ресторанах, столовых. Ждём, когда хотя бы частично снимут ограничения с нашей сферы деятельности, потому как вряд ли найдется ещё одна сфера, которую до сих пор держат на полной изоляции., «Вагонка» тоже на паузе: полупустые залы с сидячими местами — это совсем не её история, не говоря уже об отсутствии рентабельности. Но ради эксперимента и поддержания традиции — организации ежегодного съезда фанатов группы Depeche Mode — 30 октября состоялся

первый в их истории сидячий концерт

Андрей Исаков, директор клуба «Вагонка»:

В мае должен был состояться очередной съезд, мы перенесли его на сентябрь и думали, что пандемия закончится, плюс «Вагонка» летом обычно на «каникулах». В августе стало понятно, что ситуация не меняется, но переносить всё на неопределённый срок не хотелось. Во-первых, ну куда без музыки, во-вторых, было понимание, что мы должны это сделать: провести концерт для фанатов, которые ждут этого уже больше года. К тому же мы знали, что люди придут: не всякая калининградская группа может собрать полный зал в большом зале «Вагонки», а «ЛондонParis», исполняя песни «депешей», — может. Мы подготовили зал, выставили 200 стульев на расстоянии, соответствующем требованиям мер безопасности, ещё 50 мест у нас находятся в ВИП-ложах на втором этаже. Закупили маски, перчатки и санитайзеры. Случился солдаут, за 10 дней мы продали 250 билетов, и было решено следом провести ещё один такой концерт.,

Алексей Фёдоров, владелец клуба «Склад»:

Мы сейчас не проводим концерты, как это происходило раньше, хотя до этого все мероприятия на полтора месяца вперёд были расписаны. Единственный формат, в котором работаем, — стримы с приглашёнными диджеями, они играют часовые сеты. Сейчас проводить мероприятия разрешено только барам и большим заведениям, которые могут себе позволить посадку. У нас совершенно другой формат, чтобы расставлять сидячие места. Хотя тут недавно задумались сделать что-то вроде квартирника, но максимум человек на 50. Это если соблюдать все нынешние условия рассадки для таких мероприятий. Но никакой нормальный артист не захочет работать на такую маленькую аудиторию, ни о каком заработке здесь вообще говорить не приходится. А на каких-то местных музыкантов надо эти 50 человек ещё попробовать собрать., Четвёртый перенос концертов, Руководитель компании «Макроконцерт»

Максим Ваняшин

считает, что при загрузке залов в 50% ивент-индустрия не сможет удержаться на плаву. Из-за того, что сейчас концерты не окупаются, их приходится переносить на следующий год.

— Обычно окупаемость мероприятия происходит при 60-70 процентах. При половине зала заработать невозможно. Это будет работа в минус или с повышением стоимости билетов, — утверждает Ваняшин.

По его словам, ситуация может привести к тому, что ряд мелких игроков индустрии окончательно уйдут с рынка.

— Почему-то сейчас властям проще запретить, чем давать возможность работать. Считаю, что нецелесообразно и неправильно просто обвалить наш бизнес, —последствия будут необратимыми. Какие-то мелкие компании просто уйдут раз и навсегда в другие сферы и, соответственно, зрители окажутся в проигрыше, — поясняет он.

В компании уже в четвёртый раз сдвигают даты заявленных ещё прошлой осенью мероприятий. Как заявляет Ваняшин, при неблагоприятном раскладе и в следующем году им придётся продолжить переносить концерты., — Другой возможности нет, будем просто сдвигать. Мы оплатили авиабилеты, которые у нас заморожены сейчас в виде депозита. Также проведена рекламная кампания, — продолжает промоутер., Рассказывая о стратегии привоза артистов, глава «Макроконцерта» говорит, что только некоторые артисты готовы идти на снижение гонорара в условиях заполненности зала наполовину. Ещё один вариант для них — оставить оплату на прежнем уровне, но провести два концерта. При этом увеличиваются расходы самой компании на аренду дополнительного зала, и итогом обсуждения становится перенос концерта на более благоприятный период.

Также Ваняшин убежден, что ситуация с постоянным запретом может породить серый рынок и ситуацию, когда некоторые вечеринки станут подпольными. Он слышал, что в городе такие проводились., — Однозначно так и будет. Знаю некоторые такие «подпольные» вечеринки, проведённые в течение пандемии. Есть закрытые чаты и группы в мессенджерах, собирается определённое количество гостей. Там проводятся мероприятия с диджеями и даже привозом артистов. И я могу сказать: набирается большое количество людей, до пятисот человек, — добавляет Ваняшин., Промоутер называет нынешнюю ситуацию критической для отрасли и очень надеется на господдержку, о которой слышал ранее.

— Убытки колоссальные, поскольку на этот бизнес завязаны не только сотрудники нашей компании или конкуренты, а в том числе и сопутствующий бизнес: продакт, реклама, залы, гостиницы, транспорт, можно долго перечислять. Только в нашей области можно назвать тысячи людей, занимающихся организацией различных мероприятий такого рода, — заключает он., Потери на полмиллиарда рублей, С тем, что потери концертного бизнеса в области достигают огромных масштабов, согласен и владелец продюсерского центра Andrusov Pro

Иван Андрусов

.

— По некоторым оценкам, весь региональный концертный рынок — это около 500-600 миллионов рублей в год. Вот и считайте: всё полностью стоит, что-то, конечно, проводится, но доля в общем объёме рынка смешная, — отмечает Андрусов.

В его случае артисты также не были готовы снижать стоимость своих гонораров из-за ограничений на вместимость залов., — И я их во многом понимаю. Артистам проще остаться в Москве и сыграть несколько концертов там за полный гонорар, чем ехать сюда за меньшую сумму, — добавляет он., Как утверждает Андрусов, проводить мероприятия в такой ситуации и зарабатывать минимальные деньги могут только площадки с государственным участием. Однако и в их случае речи об окупаемости не идёт.

— Когда нам разрешено продавать только половину — это вообще не про бизнес, а скорее о том, чтобы платить людям зарплату. Здесь можно зарабатывать, только если есть поддержка как у государственных площадок, хотя и им сейчас тяжело. Они все закредитованы и сидят в беспроцентных кредитах. Полученные деньги тоже идут исключительно на оплату труда сотрудников, — уверен владелец Andrusov Pro.

Промоутер также полагает, что у отрасли накопились вопросы к тому, как именно действуют ограничения.

— Нельзя было делать ничего частным организаторам, театру, нашим концертным площадкам, но можно было проводить федеральные фестивали, например, концерт Дениса Мацуева на острове. Почему одним можно, а другим — нет? Почему можно ездить толпами людей в автобусах без соблюдения дистанции, но нельзя делать концерт с её соблюдением? Понимаете, очень много вопросов, на которые нет ответов, — недоумевает он., Вместо звёзд — калининградские музыканты, По мнению ивент-менеджера агентства EventPlus

Николая Стебенева

, сейчас отрасль живет в условиях постоянной адаптации к изменяющимся условиям. Компромиссное решение московских властей по введению QR-кодов в ночных клубах он считает полезным, но мало совместимым с развлекательной индустрией. В целом ситуацию, когда нужно постоянно приспосабливаться к изменениям, он называет «плохим театром».

— Все приспосабливаются, пытаются ограничить количество людей на входе, кого-то пускают, кого-то нет. Потом по ночам приезжают проверки в клубы, музыку выключают, где-то даже в баре два часа люди сидят и ждут, — рассказывает Стебенев.

Он также разделяет мысль, что сейчас легче всего работать большим площадкам, получающим поддержку властей. Частные промоутеры теперь выбрали максимально выжидательную позицию.

, — Сейчас концертной деятельностью могут, наверное, заниматься только крупные игроки и с каким-то государственным участием. Например, смогут проводить мероприятия «Фестивальная дирекция» или «Янтарь-холл», который может себе позволить привозить артистов с загруженностью наполовину. Даже в рекламных расходах у них получится сэкономить, потому что рекламные пакеты выкупают на год, их себестоимость снижается. То есть у таких площадок есть рычаги, и чем крупнее игрок, тем больше у него таких рычагов, — объясняет он., Николай считает, что из-за отсутствия возможности привозить артистов ивент-индустрия будет видоизменяться. Среди предполагаемых позитивных сдвигов он упоминает развитие местного музыкального рынка.

— Мероприятия, наверное, трансформируются. Пока еще непонятно как, возможно, акцент сместится на местный рынок. Раньше было принято в основном возить артистов из Москвы и Питера, но в последнее время реже случаются привозы звёзд, требующие дополнительных затрат. Может быть это, наоборот, повлечет развитие калининградской музыкальной индустрии, и мы наконец-то увидим пророков в своём отечестве и героев нашего города, — делится мыслями Стебенев., Точка невозврата пройдена, Концертный промоутер

Виктория Клокова

рассказывает, что мероприятия тоже были перенесены на весну-лето следующего года.

— У нас все контракты заключены, и не проводить концерты мы не можем. К тому же есть определенные договорные условия с площадками и артистами, которые обязательно должны отработать свои мероприятия. Если снова случится что-то нехорошее, будем снова переносить. Но надеюсь, что появятся какие то другие решения и всё состоится в нужные даты, заявленные уже на весну, — поясняет Клокова.

Также она выразила удивление, почему отрасли не дали отработать минувшим летом, как это произошло с общепитом.

— Все знали, что грядет вторая волна. Знали, что мероприятия осенью окажутся под запретом, и в принципе все морально были к этому готовы. Тем не менее, странно, что нам не дали отработать лето: тогда не отмечался такой уровень заболеваемости и летние мероприятия ждали до последнего. Мы считали, что на это время снимут ограничения, как сняли с ресторанов, открытых площадок и пляжей, и дадут нам их провести. Тогда приехало безумное количество туристов, электрички были забиты и всё можно было спокойно провести, — говорит промоутер.

По её словам, топовые артисты не соглашаются приезжать в Калининград за половину своего гонорара. В зале должно быть минимум 1500 человек, чтобы звёзды согласились провести концерты., В свою очередь основатель Green Concert

Юргис Казак

полагает, что после снятия ограничений артисты могут резко поднять свои гонорары.

— Все работают за определённые деньги, и я уверен, что ценник артистов в любом случае подрастёт, когда всё откроется. У нас одно мероприятие перенеслось на май, а другое — на декабрь. По аренде за площадку предоплата уже внесена, артисту тоже сумма выплачена, где-то больше билетов продано, где-то меньше. Думаю, что ситуация минимум до весны, но осень следующего года кажется более реальной, — объясняет он.

Юргис также заявляет, что сейчас ситуация для концертного бизнеса максимально критическая., — Точка невозврата уже пройдена, потому что осень в общем-то тоже метит в минус. Где она будет максимальной, трудно сказать. Конечно, если пропустим весну, это будет как снежный ком. Чем дольше окажемся закрытыми, тем сильнее начнем катиться. А потери на самом деле огромные, российский концертный бизнес теряет огромные суммы, — отмечает Казак., Как добавил промоутер, расходы концертных агентств из-за переноса мероприятий сильно возрастают. В первую очередь это затраты на продвижение.

— Даже если мероприятия переносятся, то у нас потери идут. Потому что часть людей сдали билеты, они были проданы. Конечно, была запущена реклама, и в любом случае деньги зависают. И всю промокампанию нужно восстанавливать перед мероприятием снова, да и в любом случае затраты будут всё выше и выше, — заключил он.