Как организовать онлайн-фестиваль на 4000 человек      

В октябре в рамках сотрудничества Посольства Великобритании в России и T&P состоялся первый в своем роде онлайн-фестиваль современной британской культуры Different Ever After. 16 онлайн-событий объединили более 4000 участников, множество исполнителей музыкальной сессии EKBRUM и 41 спикера, которые обсудили широкий пул вопросов, от выхода Великобритании из ЕС и психологии реакции на климатические изменения до доступного туризма и того, как сделать себя счастливее, помогая другим. По следам фестиваля мы еще раз поговорили с организаторами DEA, чтобы узнать, какой опыт они вынесли из его подготовки и какими советами и секретами они могут поделиться с теми, кто захочет сделать свой собственный фестиваль.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Немного статистики

Подготовка к фестивалю

Идея, концепция, задачи

На самых ранних этапах организация онлайн-фестиваля ничем не отличается от организации любого другого события или мероприятия: все начинается с идеи и определения задач. Главные идеи организаторов заключались в том, что новый мир, в котором мы все оказались в 2020 году, невероятно интересен, но ставит перед людьми немало вызовов, а Великобритания — это намного больше, чем стереотипные five o’clock и двухэтажные автобусы. Именно на стыке двух этих идей и родился DEA — фестиваль, задачей которого было с помощью современных британских культуры, истории, технологий и инноваций показать, как наш мир уже адаптировался к переменам и что мы должны сделать, чтобы и будущий опыт существования в нем был позитивным.

Наталия:

Нашим самым первичным желанием, еще до формирования концепта и формата, было создание чего-то нового и экспериментального. Мы хотели, чтобы этот проект не был похож ни на какие другие наши активности, и в этом плане, мне кажется, нам получилось удивить самих себя. Лично для меня как для куратора всегда важен этот challenge — стремление открыть новые аспекты своей работы, тестировать новые ракурсы и точки зрения на проблему. В плане концепта я немного сомневалась, насколько сработает такое многообразие и полиморфность тем, но, кажется, именно это стало залогом успеха фестиваля.

Надя Макова, CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»:

Как познакомиться с Великобританией, когда границы закрыты? Сделать это онлайн. Идеей команды посольства мы вдохновились сразу же и искренне благодарны, что для ее реализации они выбрали нашу площадку. Одним из предложений со стороны T&P, которое было одобрено посольством, было предложение расширить формат проекта и дать людям возможность получить полезный и интересный контент через предпочтительный канал. В итоге, помимо 16 онлайн-событий фестиваля, мы дополнили его почти 40 уникальными тематическими редакционными материалами, интерактивным тестом и видеоконспектами, что позволило существенно повысить охват проекта и познакомить огромное количество людей с новыми фактами. У нас получился комплексный мультиформатный просветительский проект, полностью в рамках философии медиа «Теории и практики». Важность и значимость фестиваля подтвердил живой отклик от наших партнеров и других образовательных проектов, которые с готовностью анонсировали разные события фестиваля для своей аудитории.

Формат

Сформулированная идея — первый шаг для определения формата, в котором будет проходить ваше мероприятие. Конечно, то, что для DEA был выбран онлайн, во многом связано с ограничениями времен пандемии — организаторам не хотелось подвергать здоровье участников каким-либо рискам, — и выбор онлайна всегда сопряжен с дополнительными трудностями. Это слишком распределенная «территория», но в этом же ее плюс: принять участие в онлайн-фестивале могут люди, которые обычно вряд ли бы дошли до конференц-зала, например те, кто живет в других городах и даже странах. Таким образом, с точки зрения просвещения и донесения ключевой идеи фестиваля онлайн-формат предполагает больший охват.

Анастасия:

Для нас это был первый крупный проект, полностью проводимый в онлайне, и всем организаторам регулярно приходилось искать ответы на многочисленные вопросы: от технического воплощения тех или иных пожеланий до перипетий изменения часовых поясов в разных странах мира. С одной стороны, правильно быть готовыми к тому, что что-то пойдет не так, но с другой — важно не давать этому знанию взять верх над желанием сделать самый лучший продукт из всех возможных вариантов. Нам посчастливилось работать в команде перфекционистов, поэтому внутри нам очень понятен стандарт, к которому мы стремимся, но это может быть сложно и для нас, и для всех окружающих. Поэтому важный аспект в любом проекте — сразу настроиться на общую волну и добиваться цели в едином видении.

Наталия:

Нельзя отрицать определенную усталость людей от онлайн-встреч и лекций: сложно представить человека, который посетит подряд десять сторонних событий (конечно, не берем в расчет команду фестиваля :)). Поэтому разные темы и форматы помогли нам на короткое время привлечь внимание разных групп людей — как профессионалов, работающих по теме, так и случайных прохожих. Честно скажу, я была приятно удивлена, что люди оставались до самого конца мероприятий, — надеюсь, это объясняется высоким качеством контента. Когда делаешь офлайн-ивенты, как-то не так переживаешь за время, которое люди тратят на посещение, потому что обычно есть приятная социальная активность, возможность прогуляться, познакомиться с новыми людьми, угоститься печеньем… С онлайном все совсем по-другому: ты очень четко понимаешь, что встраиваешься не только в череду рабочих и домашних дел человека, но и соревнуешься с бесконечным разнообразием онлайн-контента, который можно смотреть, читать и слушать вместо твоего ивента. Это, конечно, большая ответственность.

Контент

Работа над контентом начинается с определения пула тем, выбора потенциальных спикеров, заключения договоренностей с партнерами — в этом смысле онлайн от офлайна отличается не самым коренным образом. В чем главное отличие, так это в особенностях потенциальных проблем, с которыми вы можете столкнуться в процессе. Всегда, какое бы мероприятие вы ни организовывали и как бы ни стремились к идеальному результату, необходимо помнить, что обязательно что-то пойдет не так (например, спикер не сможет явиться на мероприятие, потому что застрял в пробке или же потому, что вы забыли о разнице часовых поясов). И это совершенно нормально: дело не в том, чтобы не возникло ни одной проблемы, а в том, чтобы возникшие неприятности были минимальны по своему воздействию и вы имели возможность решить их максимально быстро и эффективно.

Наталия:

Risk Assessment — необходимая часть организационного процесса, на него необходимо потратить достаточно времени, чтобы максимально продумать план Б на случай, если что-то пойдет не так. Я раньше курировала выставки современного искусства, и параллельно с концепцией мы обязательно составляли оценку факторов риска и план действий, причем до мельчайших подробностей: что делать, если упадет скульптура, если прорвет трубу в стене или люди как-то выйдут за пределы ожидаемой активности? С digital нужно делать то же самое, и это главный урок, вынесенный мной из нашего фестиваля. Мы были настолько увлечены программой и техническими вопросами, что, конечно, проделали какую-то часть этой работы, но, кажется, все же не до конца. Было представление — мол, ну что может пойти не так? В худшем случае у кого-то отключится интернет, но на самом деле, конечно, спектр потенциальных проблем гораздо шире и лучше быть к этому готовым.

Михаил:

Невозможно спрогнозировать все риски, но старайтесь всегда иметь план снижения и управления ими. Даже если вы тестировали все несколько раз и все было прекрасно, не исключено, что ситуация изменится в самый неподходящий момент. Также важно иметь команду, в которой четко распределены обязанности и каждый знает, что он делает.

Надя Макова, CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»:

Каждое событие фестиваля сопровождалось редакционной поддержкой, что позволило решить две задачи: 1) Заинтересовать аудиторию и привлечь больше участников на само событие; 2) Поднять важную тему, вовлечь в актуальную повестку даже тех людей, кто по разным причинам не смог посетить мероприятие онлайн. Важную роль в вовлечении в повестку фестиваля сыграл разработанный командой фестиваля интерактивный тест на определение вашего британского альтер эго, в результатах которого мы давали не просто общие комментарии, но конкретные рекомендации о том, что есть, слушать, куда ехать, чтобы почувствовать себя современным британцем. Очень полезно и актуально в текущей ситуации практически полного отсутствия возможности для путешествий.

Евгения Рыкалова, издатель проекта «Теории и практики»:

Редакционная, а именно контентная поддержка такого фестиваля, как DEA, — трудоемкая составляющая успеха. Тексты, тесты, видеоконспекты готовились в кратчайшие сроки с привлечением экспертов, спикеров и героев как в России, так и в Великобритании. Сотни тысяч символов уложены в 35 материалов и уже получили десятки тысяч прочтений, и, несмотря на то что фестиваль уже закончился, текстовые материалы позволят продолжить знакомство с британской культурой новым читателям T&P. Каждый из текстов занял свое место в повестке «Теории и практики» — просвещение, развитие и расширение границ не только территориальных, но и границ мышления. Одним из самых популярных материалов, естественно, стал тест (наша аудитория традиционно любит тесты); обзорный материал «Фрэнк Фоли: человек, который спас от смерти 10000 евреев» и подборка фильмов альманаха «The Uncertain Kingdom» также вошли в топ наших самых читаемых материалов.

Техническая часть

Для того чтобы фестиваль стал реальностью, организаторы выбрали в качестве основной платформы проведения трансляции в Zoom, на мероприятиях также был обеспечен синхронный перевод и (на некоторых) сурдоперевод. В плане работы с техническим оснащением совет одинаковый и для онлайна, и для офлайна: тестируйте все сильно заранее и опять же будьте готовы к возможным техническим проблемам. В случае с DEA тест возможностей площадок производился за счет репетиций всех мероприятий, которые начали проходить за полторы недели до официального начала фестиваля.

Наталия:

Работая над фестивалем, я вынесла один важный момент: необходимо максимально изучить возможности программы или платформы, с которой работаешь, потому что, зная все тонкости и детали, ты получаешь преимущество и возможность превосходить ожидания. Также интересно изучить и протестировать, как работают разные платформы для разных мероприятий. Мы все видим определенную монополию, которую сейчас установил Zoom, но меня, к примеру, заинтересовал модус коммуникации и взаимодействия зрителей в живом чате YouTube, который мы использовали для стрима концерта EKBRUM. Я думаю, и у других платформ есть свои интересные аспекты и их можно креативно соотносить с концепцией и форматом контента.

Проведение фестиваля

Инфоподдержка

Каким бы выверенным и прекрасным ни было ваше мероприятие, на него никто не придет, если не узнает о его существовании. На осведомленность аудитории работает организация информационной поддержки — и в условиях онлайна, и в условиях офлайна здесь сработают как дигитальные медиаформаты, так и традиционные. В случае с DEA инфоподдержка осуществлялась за счет ведения и регулярного обновления лендинга фестиваля, партнеров, инфлюенсеров, проморассылок и рассылок с напоминаниями, а также специально созданного канала в Telegram (813 подписчиков на момент закрытия канала после завершения фестиваля). Что бы вы ни выбрали, общение с аудиторией должно быть налажено до мероприятия, ответы на вопросы пользователей во всех каналах должны обеспечиваться в режиме 24/7, поскольку во главе угла — удобство участника.

Мероприятия

Непосредственно проведение самого мероприятия — это лакмусовая бумажка того, насколько хорошо был проведен этап подготовки. В рамках DEA было проведено 16 мероприятий, среди которых — лекции, дискуссии, концерты и даже творческий перформанс. Пример одного из мероприятий — «Узнать первым: работа журналиста во время пандемии» вы можете посмотреть ниже (или же прочитать конспект), мы также спросили у организаторов, какие события произвели на них самое сильное впечатление (не выбирая любимчиков!).

Анастасия:

Для себя я поняла, что, когда я организатор, я не в состоянии полноценно впитать всю информацию, которую обсуждают на сессии. Отвлечение на технические моменты, работу переводчика, вопросы от аудитории не способствует этому, но то, что я успела послушать, — все было интересно. Хочется отметить живой интерес зрителей к стипендиальной программе Chevening, самое большое количество вопросов пришлось именно на эту сессию. Событие «Счастливы все: как сделать свою жизнь и мир лучше одновременно?», которое было заявлено как «очень полезный семинар», действительно оказалось именно таким. Полина Черномордик очень складно и доступно изложила взаимосвязь простых действий, которые делают хорошо и тебе, и многим вокруг. Знаю людей, которые, послушав этот эфир, уже пошли знакомиться с деятельностью одной благотворительной организации. Еще меня всегда интересовали полярные экспедиции, так что диалог с Маркусом Фрайем тоже был крайне интересным. Хорошо, что записи и конспекты некоторых лекций скоро станут доступны: будет чем занять долгие зимние вечера.

Михаил:

Очень трудно сделать выбор, но я выделю два мероприятия, наиболее мне интересных. Первое — «По следам COVID-19, или Зачем исследовать геном вируса» — потому что очень важно получить достоверную научную информацию о вирусе, который поменял привычный нам уклад жизни в этом и, скорее всего, в следующем году. Сложная тема, но спикер смог донести ее до гостей фестиваля понятным языком. Второе — «Узнать первым: работа журналиста во время пандемии» — потому что не каждый день получается собрать на одной площадке двух послов, представителя ЮНЕСКО и журналистов ведущих британских и российских СМИ (The Financial Times и Meduza), чтобы обсудить практическую важность свободы СМИ для каждого из нас и их работу в условиях кризиса. Не мероприятие, но также крайне важный для меня момент — это визовый чат-бот в Telegram. Мы запустили его в рамках фестиваля, и он уже стал очень популярным среди тех, кто в какой-то момент собирается поехать в Соединенное Королевство.

Анализ и оценка результатов

Оценка результатов происходит за счет сбора обратной связи от всех участников — зрителей, спикеров, подрядчиков, — ее анализ и учет необходимы для определения эффективности проведенной работы и организации последующих проектов. Для того чтобы обратную связь оставили как можно больше зрителей, их можно дополнительно мотивировать — например, розыгрышем полезных подарков. По итогам обратной связи в рамках DEA качество организации и программы было оценено 246 участниками на 4,74 балла из 5.

Анастасия:

Мы всегда стараемся тщательно подходить к этому этапу любого проекта и вычленять все уроки на будущее, которые могут помочь сделать следующее мероприятие или активность только лучше. Фестиваль, определенно, состоялся: почти все задуманные мероприятия воплотились, мы провели 16 интересных сессий, подготовили много полезных материалов, которые посмотрели и прочитали люди со всей страны и за ее пределами. Хочется верить, что все это дало нашим зрителям и читателям новые знания, желание делать что-то большее для себя и мира вокруг.

Михаил:

В ходе фестиваля мы внимательно смотрели за статистикой и видели, например, что 80–90% гостей, присоединившихся к мероприятиям, участвовали в них до конца. Мы смогли достигнуть аудитории в совершенно разных регионах России, ближнего зарубежья и Великобритании. Мы получили огромное количество вопросов в ходе сессий, а отзывы о фестивале были в подавляющем большинстве положительны. Конечно, мы надеемся, что смогли показать всем современную, инновационную и очень интересную Великобританию, поэтому да, фестиваль оправдал наши ожидания.

Еще два важных вопроса организаторам

— Фестиваль был посвящен переменам, которые уже произошли с нашим миром, но опыт прошлого формирует будущее. Каким лично вам кажется мир будущего, завтрашнего дня, который живет и соотносится с принципом Different Ever After?

Анастасия: Хотелось бы, чтобы это был мир, который полноценно осознает свою изменчивость, адекватно воспринимает ее и понимает, что этот процесс нормален и нужно извлекать из него уроки. Это мир, который проверяет информацию, выстраивает решения на основе научных данных, оценивает свое влияние, предпринимает активные действия для улучшения ситуации вокруг и делает это не в пику другим людям и странам, а совместно с ними, обогащаясь внешним опытом и добавляя свою перспективу в общую картину.

Наталия: Я не думаю, что Different Ever After можно назвать принципом, этот фестиваль не об утопии и не о том, что однажды мы будем жить в идеальном обществе. К тому же важно учитывать ситуативность этого фестиваля: он мог появиться только здесь и сейчас, а не в других условиях, поэтому я не могу себе представить DEA 2.0 в следующем году. Единственное, что хотелось бы забрать в завтрашний день, — это желание задавать вопросы и подвергать нормализацию сомнению, рассказывать истории, которые выходят за пределы правил, традиций и системы, выстраивать свой нарратив.

Михаил: На примере Великобритании в рамках нашего фестиваля мы показали, что независимо от того, какие изменения происходят вокруг, всегда существует возможность меняться самим и менять мир к лучшему. Через науку и инновации, через искусство и культуру, через независимые СМИ и ответственную политику. Уверен, что если мы будем стремиться к постоянному саморазвитию и не бояться изменений, то принцип Different Ever After трансформируется в Happily Ever After.

— Фестиваль смотрели и русские, и британцы. Как вы думаете, удалось ли укрепить международные связи и расширить представление зрителей из разных стран друг о друге?

Анастасия: Думаю, что в какой-то мере конечно. Самым наглядным примером была совместная сессия музыкантов Екатеринбурга и Бирмингема — EKBRUM. Зрители активно поддерживали и комментировали выступления участников с обеих сторон. Но и на других сессиях панели объединяли представителей обеих стран, они спокойно делились разными взглядами на общие проблемы, и даже в ситуациях, когда они были не согласны по ряду вопросов, фестиваль в очередной раз показал, что выстраивание конструктивной дискуссии вполне возможно. Также крайне приятно и важно было получать очень детальные вопросы от научных сотрудников, работающих над теми же темами или при помощи тех же методов, что и наши спикеры. Может быть, фестиваль послужит стартом для совместных проектов или обмена опытом между специалистами двух стран.

Наталия:Конечно, я думаю, каждый организатор любого мероприятия в душе мечтает, что к нему/ней придут тысячи человек и он/она навсегда изменит их мир. Страх «трех человек на мероприятии» часто отражается и на качестве контента, и на здоровье промоутера. Но я давно поняла, что маленькая аудитория — это не проблема, не беда, не провал, а три человека, которые пришли тебя послушать, — это очень круто и нужно работать и стараться именно для них.

Михаил: Когда вы думаете о посольстве, то наверняка представляете себе что-то связанное с политикой или как минимум с визами в другие страны. На самом деле это лишь часть того, чем занимаются современные дипломатические представительства. Для нашего посольства всегда была очень важна работа по выстраиванию связей между народами Великобритании и России, и это можно успешно делать параллельно политическому треку. Фестиваль стал прекрасным тому подтверждением. Практически каждое мероприятие смотрели и британцы, и русские, спикеры на большинстве мероприятий были также из Великобритании и России — это позволило обменяться мнениями, идеями по широкому кругу вопросов и укрепить контакты между людьми. Даже в тех вопросах, где мнения разделялись (например, дискуссия о выходе Великобритании из ЕС), существовал уважительный диалог и желание прийти к общему пониманию вопроса. С точки зрения дипломатии и отношений между народами наших стран это очень важно.