«Пошлое зрелище» или «сложное и понятное» кино? В прокат выходит фильм «Цой»

Виктор Цой погиб в ДТП 15 августа 1990 года. 30 лет спустя на большие экраны выходит фильм «Цой», повествующий о том страшном событии. Но в центре внимания вовсе не лидер группы «Кино», а водитель того самого «Икаруса». Режиссер картины Алексей Учитель говорит, что это вымышленная история. Однако сын музыканта Александр Цой считает, что лента порочит доброе имя отца и его близких.

«Пошлое зрелище» или «сложное и понятное» кино? В прокат выходит фильм «Цой»
© BFM.RU

Еще в сентябре Цой-младший обратился к президенту с просьбой запретить фильм, назвав его «пошлым зрелищем». При этом сам Учитель заявлял, что оговаривал идею ленты с наследником музыканта, уточняя, что это будет авторский взгляд на произошедшее после гибели Цоя.

Отец Виктора Цоя Роберт Максимович сказал, что картину не видел. Комментарий Александра Цоя Business FM получить не удалось, но редакция связалась с Алексеем Учителем.

Алексей Учитель кинорежиссер «Я действовал открыто, сценарий мы давали читать, перед съемками встречались. Да, у него есть какое-то свое мнение. Может, безусловно, что-то не нравиться, но что мне, что другим творческим людям запрещать высказываться — это противозаконно и вообще не метод. Требовать запрета фильма, не видя кстати его, учитывая, что его отец как раз пел о другом, и его пытались песни запрещать, мне кажется, что это какой-то нонсенс. Уже была международная премьера в Варшаве этой картины, а если есть какие-то претензии, он может обратиться в суд, и мы попытаемся там решить все наши проблемы».

Учитель был хорошо знаком с лидером группы «Кино», и снять фильм о его гибели он задумал очень давно. В центре картины — водитель «Икаруса», с которым столкнулась машина Цоя. Ему же выпало стать водителем автобуса, везущего на похороны из Риги в Ленинград гроб с телом музыканта и его близких. Шофера сыграл Евгений Цыганов. Роль сына Цоя исполнила дочь Учителя. В фильме никто не играет самого музыканта: используются документальные хроники с его участием, которые Учитель снимал сам. Этот режиссерский ход высоко оценила кинокритик Елена Слатина.

Елена Слатина кинокритик «Честь самого Цоя в этом фильме никак не затронута. То, что документальный Цой вмонтирован в новый игровой фильм, это вообще суперклассно сделано. Там вся история связана с тем, что водитель везет родственников Цоя и гроб Цоя по этой латышской дороге в Петербург. Все между собой как-то взаимодействуют, и в этом взаимодействии, написанном сценаристом, довольно много того настоящего, про что мы все знаем, когда родственники какого-то человека, еще не успев его похоронить, выясняют отношения, делят наследство. Но с другой стороны, там есть и юмор какой-то, и свет какой-то».

Она добавила, что после скандала с фильмом «Матильда» Алексея Учителя мало чем можно напугать.

Светская премьера «Цоя», которая прошла в понедельник, 9 ноября, в кинотеатре «Иллюзион», собрала много медиаперсон и восторженные отзывы. Например, актриса Юлия Пересильд, побывавшая на показе, считает, что у Учителя вышло «замечательное кино», «сложное и понятное одновременно». По мнению кинокритика Егора Беликова, фильм получился спорным, но он таким и задумывался.

Егор Беликов кинокритик «Учитель всегда снимает кино об исторических личностях в сложные для них периоды междувременья — про Бунина и его жизнь во Франции во время войны в тот момент, когда он получил Нобелевскую премию, или про Николая Второго до коронации, во время его романа с Матильдой Кшесинской. В этом смысле он нашел идеальный период для Цоя, потому что для него междувременье началось как раз после того, как он умер. Я думаю, что любая картина про Цоя сегодня покажется не комильфо поклонникам Цоя только потому, что они возвели личность певца в культ. Что «Лето» Серебренникова, которым тогда возмущался в том числе Гребенщиков, что новый фильм «Цой» — неизбежно любая картина будет их возмущать, и это нормально».

В кинотеатральный прокат лента выйдет 12 ноября. Премьера изначально должна была состояться 3 сентября, но ее отложили. Алексей Учитель объяснил журналистам, что перенос был связан с надеждой на то, что для проката наступят лучшие времена. Однако текущая ситуация с ограничениями из-за распространения коронавируса даже хуже, чем в сентябре. В Москве с 13 ноября вводят 25% рассадку в кинотеатрах вместо 50%.