Войти в почту

Как снимался фильм «Один дома»

30 лет назад в США состоялась премьера комедии Криса Коламбуса «Один дома» с Маколеем Калкиным, Джо Пеши и Дэниелом Стерном. Изначально Коламбус не рассчитывал на успех картины в прокате, а перед началом работы над фильмом чуть ли не был готов поставить крест на своей режиссёрской карьере. Тем не менее, «Один дома» произвёл фурор и вошёл в Книгу рекордов Гиннесcа как самая кассовая американская комедия.

Тридцать лет назад, 10 ноября 1990 года, в США прошла премьера комедии «Один дома», позднее ставшей классикой семейного кино. События фильма разворачиваются незадолго до католического Рождества. По сюжету многодетная семья Маккалистеров отправляется на каникулы из Чикаго в Париж, но забывает дома одного из отпрысков — восьмилетнего Кевина. Тот на несколько дней остаётся один.

Парень радуется внезапно обретённой независимости: носится по дому, ест мороженое, смотрит взрослое гангстерское кино и делает всё, что обычно запрещали ему родители. Однако веселью приходит конец, когда на коттедж Маккалистеров обращают внимание воры Гарри и Марв. При помощи разнообразных самодельных ловушек Кевин попытается защитить свой дом от бандитов.

Идея фильма принадлежит Джону Хьюзу, сценаристу целого ряда популярных лент — «Клуб «Завтрак», «Бетховен», «Деннис-мучитель», «101 далматинец».

Хьюз считал, что его проекты столь успешны, поскольку в них рассказывается о семейных взаимоотношениях и проблемах, понятных каждому.

«Мои фильмы популярны, потому что я говорю о знакомых вещах. Хорошая семейная ссора для меня куда интереснее Армагеддона», — цитирует сценариста Кирк Ханикатт в своей книге John Hughes: A Life in Film.

К слову, на создание истории Кевина сценариста вдохновил личный опыт. Однажды, готовясь к путешествию, Хьюз составлял список вещей, которые надо не забыть, и в шутку подумал, что ему явно не стоит забывать дома детей. Он стал фантазировать на эту тему и, увидев в ней комедийный потенциал, Джон написал сценарий.

Получившийся текст автор отправил Крису Коламбусу, который после провала фильма «Отель разбитых сердец» переживал непростые времена.

«Казалось, моя режиссёрская карьера окончена или, по меньшей мере, на паузе на несколько лет. Я смирился с тем, что мне придётся вернуться к моей гораздо более успешной деятельности в качестве сценариста. Но один человек всё ещё верил в мои режиссёрские способности. Джон Хьюз», — вспоминал режиссёр.

В 2015 году Коламбус рассказывал, что он был с давних пор очарован Рождеством и сценарий ему сразу понравился. Помимо юмористической составляющей его зацепил сильный эмоциональный контекст.

«Рождество — время, когда люди переживают самое счастливое или самое несчастное время в жизни. Я решил, что это станет отличным фоном для истории о мальчике, который остался один дома на Рождество», — цитирует Коламбуса Entertainment Weekly.

Работа с детьми-актёрами

Джон Хьюз изначально видел в главной роли именно Маколея Калкина, который в 1989-м снялся в его фильме «Дядюшка Бак». Однако Коламбус отказался сразу утверждать мальчика и провёл кастинг, на который пришли сотни детей. В самом конце на пробы явился Калкин. Они с Коламбусом прочитали несколько сцен, и режиссёр понял, что начинающий артист — действительно наиболее подходящий кандидат на главную роль.

«Он не похож на идеальных голливудских детей. У него немного топорщатся уши. У него был приятный, не раздражающий голос. А кроме того, он был очень забавным», — объяснил постановщик.

Говоря о кастинге на роли других задействованных в картине детей, режиссёр подчёркивал, что от них не требовали серьёзных актёрских навыков. Главное — чтобы юные артисты были естественными.

Разумеется, из-за работы с несовершеннолетними актёрами у кинематографистов возникла масса сложностей. Так, Маколей Калкин мог сниматься только до десяти часов вечера, в то время как основная часть сюжета разворачивается именно в ночное время. По этой причине вечером команда старалась отснять все планы артиста, а ночью работать с остальными. И там, где за кадром предполагалось присутствие Калкина, его играл сам режиссёр.

«Я был Кевином Маккалистером примерно с десяти вечера до шести утра», — шутил Коламбус.

Поиски идеального дома

Ещё одним вызовом для кинематографистов стал поиск подходящего для съёмок особняка. Дом искали визуально привлекательный и уютный, но в то же время подходящий для установки многочисленных ловушек — в том числе с точки зрения ракурсов и теней.

В результате нужная локация нашлась в городке Уиннетка недалеко от Чикаго. Интересно, что владельцы коттеджа проживали в нём всё время, пока шли съёмки. Киностудия предоставила им квартиру, однако когда хозяева внимательно прочли контракт, то решили остаться дома: согласно документу, в случае отсутствия хозяев съёмочная группа могла делать на площадке всё что угодно, в том числе сносить стены.

К счастью, разрушений удалось избежать. Однако уже на премьере фильма владельцы особняка увидели, что Кевин, оказывается, спилил верхушку одной из елей на заднем дворе, чтобы поставить её дома и нарядить к Рождеству.

Остальные сцены снимались поблизости от основной локации. В частности, специально для съёмок построили домик на дереве, который снесли после завершения работы над фильмом.

Также кинематографисты задействовали помещения местной школы. В бассейне, например, «построили» подвал соседского дома, чтобы потом его затопить. Кухня особняка также находилась в здании школы. Кроме того, на прилегающей территории были сняты сцены, произошедшие в бизнес-классе самолёта. А роль парижского аэропорта взял на себя чикагский международный аэропорт О'Хара.

Страшные трюки и хитрости постановщиков

Несмотря на то, что «Один дома» — семейная комедия, некоторые трюки требовали от постановщиков и каскадёров серьёзных усилий. Режиссёр отмечал, что подобные эпизоды становились смешными постфактум, но снимать их было совсем не весело.

«Мы смотрели, и я просто молился, чтобы ребята остались живы. Потом они как ни в чём не бывало поднимались, мы отсматривали запись и только тогда успокаивались настолько, чтобы смеяться», — рассказал Коламбус.

К слову, некоторые из этих трюков разрабатывались на съёмках. Как рассказал постановщик Фредди Хайс в беседе с Chicago Magazine, команда стремилась учесть ошибки других кинематографистов и добиться наибольшей убедительности в таких сценах.

«В былые времена, если нужно было изобразить падение, поскальзывание на шариках или что-то подобное, люди просто падали. Мы же хотели повысить ставки и сделать так, чтобы казалось, будто человек действительно поскальзывается на наледи — когда ноги взлетают в воздух и ты плашмя грохаешься на спину. Наш подход изменил съёмку падений в кино. Следующие 15 лет, какая бы комедия не снималась, меня приглашали на собеседование и говорили: «Мы хотим падение, как в «Один дома», — объяснил Хайс.

Стоит добавить, что в реальной жизни у бандитов было бы мало шансов выжить после встречи с Кевином Маккалистером.

В 2012 году американский врач Райан Сент Клэр рассказал порталу The Week, как «встреча» с той или иной ловушкой могла бы на самом деле отразиться на состоянии человека.

Например, утюг, упавший в одной из сцен прямо на лицо Марва, скорее всего сломал бы ему нижнюю стенку глазниц. Как результат — изуродованное лицо и нарушения зрения. Гарри из-за короткого прикосновения к раскалённой дверной ручке также мог бы получить серьёзные осложнения или вообще лишиться руки: по словам врача, если ручка светится в темноте, значит, она разогрелась до 751 градусов по Фаренгейту (400°C), тогда как секундный контакт с водой температуры 155°F (около 68°C) уже вызывает ожоги третьей степени.

После продолжительного контакта с паяльной лампой в эпизоде, когда Гарри заходит в дом через заднюю дверь, его кожа и череп должны были бы повредиться настолько, что в жизни бандиту потребовалась бы трансплантация костной ткани.

Естественно, для достижения комического эффекта от травмирования злодеев съёмочной группе пришлось прибегнуть к массе ухищрений. Например, в сцене с падением Марва на обледеневшей лестнице кинематографисты немного обманули зрителей.

«Мы хотели, чтобы падение выглядело по-мультяшному, но всё выходило слишком медленно. На съёмочной площадке постоянно дежурил Джон Микелз, любимый художник Джона Хьюза. Мы взяли кусок фанеры, положили его поверх лестницы, и Микелз нарисовал на нём ступени. Всё выглядело весьма убедительно, это позволило Леону высоко вскинуть ноги, упасть на спину и вылететь из кадра», — рассказал Фредди Хайс.

Команде пришлось придумать и множество звуковых эффектов, которые бы удачно дополнили картинку. Так, в момент падения тела на землю в кадре раздаётся звук, с которым падает замороженный ростбиф. А вместо звука горящей плоти зритель может услышать, как жарится куриная кожа.

По словам монтажёра Майкла Вилхоита, звуковое сопровождение должно было получиться реалистичным, но в то же время забавным.

Ещё одна интересная история со съёмок «Одного дома» связана с гангстерским фильмом «Ангелы с грязными душами», который смотрит Кевин. Именно в нём прозвучала одна из самых узнаваемых фраз в ленте — «Сдачу оставь себе, грязное животное».

На самом деле такого фильма нет. Отдельные сцены были сняты специально для ленты Коламбуса. Они представляют собой пародию на классический нуар с характерным видеорядом, диалогами и персонажами.

Съёмки картины заняли один день, а главную роль в ней исполнил театральный актёр Майкл Гуидо. По словам артиста, через несколько дней после премьеры дети стали узнавать его на улице. Они останавливали его и цитировали диалог из фильма. Это продолжалось несколько лет.

Результаты превзошли все ожидания

После премьеры «Один дома» получил неоднозначную оценку критиков. Многие положительно отозвались об игре Маколея Калкина и остальных артистов, однако сам фильм посчитали хоть и забавным, но в то же время слишком банальным. Также рецензенты писали о невероятной жестокости, показанной в картине.

Обозреватель Washington Post Джинни Купер отмечала, что у ленты есть и масса других недостатков: братья и сёстры Кевина получились слишком непривлекательными и злыми, а родители относятся к сыну с очевидным пренебрежением. По мнению критика, самые смешные моменты фильма не блещут разнообразием, а во второй части комедия и вовсе заканчивается — на обязательной трогательной сцене, в которой ребёнок начинает учить взрослого. В ноябре 1990-го Купер предположила, что «Один дома» едва ли войдёт в список фильмов, которые традиционно смотрят в Рождество.

Да и сам Крис Коламбус не рассчитывал, что лента будет успешна в прокате. Команда ожидала заработать около $40 млн при бюджете в $18 млн. Однако сборы в итоге оказались ошеломляющими.

Только в первые выходные «Один дома» собрал более $17 млн. Он возглавил бокс-офис и находился на первой строчке 12 недель. В кинотеатрах лента шла почти до конца июня. За это время фильм заработал в американском прокате почти $286 млн. Итоговые сборы ленты во всём мире составили более $476 млн, благодаря чему она вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая кассовая американская комедия.

«Один дома» был номинирован на «Оскар» за лучшую песню (Somewhere in My Memory) и саундтрек, а также претендовал на «Золотой глобус» в двух категориях: лучшая комедия или мюзикл и лучшая мужская роль в комедии или мюзикле (Калкин).

Фильм «Один дома» приобрёл огромное количество поклонников во всём мире и стал настоящей новогодней классикой. Лента часто попадает в подборки лучших картин для зимних праздников. А исполнители главных ролей до сих пор ассоциируются в первую очередь именно с этим проектом.

Дэниел Стерн рассказывал, что в 2003 году он был в Ираке в охраняемом базовом лагере. Там ему предложили съездить в ювелирный магазин, чтобы актёр смог купить подарок жене.

«Едем мы на этих (военных. — RT) машинах в Багдад, и перед входом в ювелирный магазин нас окружает толпа иракских детей, выкрикивающих: «Марв! Марв!» Их было человек 16, и посреди зоны боевых действий в Багдаде они всё равно узнали во мне героя ленты «Один дома». Этот фильм буквально повсюду», — вспоминал Стерн.

В 1992 году на экраны вышел сиквел — «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке». Ключевые роли в нём исполнили актёры из первой части, постановщиком вновь выступил Крис Коламбус. Сиквел также стал успешным в прокате, собрав $365 млн. Спустя пять лет состоялась премьера ленты «Один дома 3» с другим сюжетом и новым кастом. Её результаты уже не были столь впечатляющими — $79 млн. Следующая часть франшизы — «Один дома 4» — вообще не выходила в кинотеатральный прокат.

В 2019 году стало известно о планах Disney перезапустить франшизу для собственного стримингового сервиса. Фильм снимет Дэн Мазер («Дедушка лёгкого поведения»), а главные роли в нём исполнят Арчи Йейтс («Кролик Джоджо»), Элли Кемпер («Мачо и ботан») и Роб Делани («Форсаж: Хоббс и Шоу»). Предполагается, что сюжет ленты будет аналогичным, однако место Кевина Маккалистера займёт новый персонаж.