Войти в почту

Второго декабря 2010 года в редакции ждали министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. Это был запланированный заранее "Деловой завтрак", в ходе которого журналисты обычно задают гостю острые вопросы и на которые гость откровенно отвечает. Девочки из нашего кафе расставили на столе тарелки с горячими пирожками, чайники с крепким чаем, журналисты приготовили диктофоны, в очередной раз проверили фотокамеры. Все было готово к приему министра.

Две встречи с Шойгу
© Российская Газета

Но мы уже знали, что накануне ночью случилась беда: умер отец Сергея Кужугетовича - Кужугет Серэевич. Позвонили пресс-секретарю министра (отменяем "Деловой завтрак"?). Нет, - сказали нам. - Шойгу ничего не отменяет, он обязательно будет.

Гость приехал как всегда вовремя. Как всегда строгий элегантный костюм, безукоризненная белая рубашка, изящно завязанный галстук. Не как всегда было только выражение лица. Казалось, оно почернело, с него ушла улыбка.

- Ну что, будем начинать? - спросил Шойгу. Секунду мы молчали, и он вопросительно взглянул на главного редактора. Фронин объяснил министру, что все потрясены печальной новостью, выразил соболезнования, ну все, что положено в таких случаях. Шойгу кивнул, тихо сказал спасибо и попросил помощника принести альбом. Через пару минут огромный альбом "Черно-белая Тува" был принесен, Сергей Кужугетович открыл первую страницу, оглядел нас всех и впервые улыбнулся:

- А давайте-ка все сюда, поближе ко мне, - предложил он.

Мы сгрудились вокруг него, и он стал рассказывать о своей родине Туве, об отце, о маме, о семье, о детстве, о первых научных экспедициях, о таинственной крепости Пор-Бажын... Когда говорил об отце, неожиданно замолкал, и я видел, как он справлялся с собой, унимая подступавшие слезы.

Это был удивительный день. Он подарил нам всем встречу с очень скромным, внимательным, деликатным, остроумным и обаятельным собеседником. Он ничего не скрывал, ничего не приукрашивал, но умел не говорить того, о чем всегда надо молчать. Я понял, что он - верный сын и друг, что он - романтик, прирожденный путешественник, для которого география не просто наука, а подлинная радость. Он был влюблен в приключения, в тайны, в неожиданные повороты судьбы...

Полтора часа пролетели как пять минут. Он закрыл альбом, сделал дарственную надпись, откланялся и ушел. С тех пор я встречался с ним несколько раз по разным поводам. Он всегда был безукоризненно одет, но в военном мундире и элегантном костюме оказывался не жюль-верновский романтик, а жесткий генерал и министр, умеющий и любящий принимать смелые мужские решения. Я понимал: судьба не может дарить такие подарки часто. Но, однако ж, подарила еще раз. Совсем недавно у меня в руках оказалась книга Шойгу "Про вчера". Она - горячий пирожок, вышла только что. Я открыл ее и словно вновь улетел в тот день, когда мы сидели вокруг него. Эта книжка простых и щемящих душу рассказов о реальных днях его жизни, о реальных людях - знаменитых и не очень, - с которыми он дружил и дружит. Это была та же интонация, это был тот же Шойгу.

Сегодня мы предлагаем вам главы из этой книги, подаренной им редакции.

Юрий Лепский, первый зам главного редактора "Российской газеты"