Александр Галибин: «На сплетни, что проталкиваю жену, внимания не обращаю»

Начало его кинокарьеры оказалось очень ярким. После детектива «Трактир на Пятницкой», где Александр Галибин сыграл вора-карманника Пашку-Америку, он стал много сниматься. Потом взял паузу, пробовал себя в режиссуре, руководил несколькими театрами и снова вернулся в актерство. С какими мыслями Александр Владимирович недавно отпраздновал 65-летие, мы узнали у него самого.

Александр Галибин: «На сплетни, что проталкиваю жену, внимания не обращаю»
© Экспресс газета

- На юбилей хотелось куда-то поехать с семьей, но не удалось, - признался Галибин. - Зато Московский Английский клуб, куда я вхожу, устроил за городом роскошную встречу. Но самые лучшие подарки для меня - это дети и внуки. Старшей Марии 42 года, ее дочке Лизе 21. Ксении - 17, а Василию - 6. Когда ребята делают что-то своими руками - приятно, а к дорогим презентам спокойно отношусь.

- Нынешняя ситуация сильно на вас повлияла?

- Карантин дома за работой провел. Готовился к съемкам своего очередного фильма для детей «Маруся Фореvа!». Не так давно его закончил, и в следующем году, надеюсь, зрители увидят. Я уже три фильма для детей снял, готовлюсь к четвертому - мы выиграли грант.

- Вам в жизни часто выпадал выигрышный лотерейный билет?

- То, что я попал в профессию - большая удача. Я же не из актерской семьи, но еще в школе занимался в драматическом кружке. А потом, в 1973 году, со второго раза поступил в родном Ленинграде в ЛГИТМиК. В школе любил кино, но ни никогда не восхищался звездами, не собирал открытки с ними.

Папа работал декоратором-постановщиком на «Ленфильме». С шести лет брал меня в экспедиции. Но выступал категорически против того, чтобы я стал актером. И потом никогда не приходил на мои спектакли. Но когда в 23 года судьба преподнесла мне роль в фильме «Трактир на Пятницкой», после чего я стал известным на весь Союз, оттаял. Я тогда только заканчивал театральный, был молодой и наглый. Эта картина плюс «Романовы. Венценосная семья» и, конечно, «Мастер и Маргарита» и есть мои выигрышные лотерейные билеты.

Когда в 18 лет прочитал этот роман Булгакова, пусть даже сокращенный вариант, для меня он стал потрясением. Даже сессию с трудом сдал. Мы жили в доме, напротив которого была библиотека жилищной конторы. Так что читал запоем все подряд и везде: на кухне, в ванне, в туалете. Меня за это ругали, но знания из тех книг до сих пор со мной.

- Почему в фильме «Мастер и Маргарита» вашего героя режиссер Бортко поручил озвучить Сергею Безрукову?

- Безруков же сыграл Иешуа, вот Бортко и решил, что мой Мастер должен говорить с ним одним голосом. Тут нет подводных камней, интриг, просто такой ход. Считаю это ошибкой. Но, конечно, решение режиссера для меня закон. «Мастер и Маргарита» - культовая книга, с ней связано много мистических вещей. Иногда придуманных. Но иногда и правда случалось что-то невероятное. Я имею в виду наши съемки: внезапно падали тяжелые предметы, артисты голоса теряли. Но не надо себя пугать и накручивать. Когда я снимался у Глеба Панфилова в роли Николая II в «Романовых», мне приснился сон. Я тогда работал в Александринском театре и увидел, как иду по родным коридорам с семьей. Поднимаемся по лестнице, входим зал. Огнями светится сцена, а рядом, в царской ложе, отодвигается занавеска, и оттуда выглядывает голова государя. Он пристально посмотрел на меня, кивнул и скрылся. Я понял, что Николай разрешил мне прикоснуться к своей семье, своей жизни. Это мистика, и она случается в жизни любого человека.

- За свою карьеру вы возглавляли несколько театров - Александринку в Питере, «Глобус» в Новосибирске, Станиславского - в Москве. И нигде не задержались надолго. Почему?

- Всем труппам я благодарен. Какие-то мои идеи не принимались, контракты заканчивались, и я уходил. Этой мой путь, я им горжусь, ни за что не стыдно. Конечно, хотелось бы сделать такой театр, как БДТ у Георгия Товстоногова, или «Современник» у Олега Ефремова, или «Ленком» у Марка Захарова. Но видно, жизнь вела меня в другую среду. Очень жалко, что разрушили хорошие спектакли, которые я поставил. Их любили и до сих пор вспоминают зрители.

- Посидев в кресле худрука, трудно сейчас работать рядовым актером в «Школе современной пьесы»?

- Я счастлив, что Иосиф Райхельгауз сразу после моего ухода из Театра Станиславского позвонил и предложил поработать у себя. Сказал: «Приходи, будешь делать, все что захочешь». Плюс я сразу стал преподавать в РАТИ на курсе Райхельгауза, а далее мне самому дали курс. Иосиф Леонидович на время съемок снимает из репертуара мои спектакли, а потом возвращает. Но театр для меня всегда в приоритете. Прежде чем уехать в экспедицию, думаю, как спланировать время, чтобы никого не подвести.

Поздний ребенок

- В первый раз вы женились в 19 лет на будущем режиссере Ольге Наруцкой…

- Да, мы поженились еще на втором курсе. Наш с Олей фильм «Муж и дочь Тамары Александровны» был очень популярен в конце 1980-х годов. Сценарий она специально для меня написала. Эта картина отразила время, эпоху. Не зря получили приз в Венеции. Маша, наша дочка, вначале стала актрисой, но не пошло. Сейчас она психолог, и ей это нравится. И у меня уже давно другая супруга - Ирина Савицкова. (У Галибина за плечами еще один брак, с немкой Рут Винекен, но о нем он вспоминать почему-то не любит. - Я.Г.) Ира на 18 лет меня моложе. Замечательная актриса, у нас двое детей: маленький сын и дочка Ксения, которая сейчас поступила в РАТИ к Юрию Бутусову на актрису. Я отговаривал ее как мог, но не получилось.

Я и в 23 года отлично себя чувствовал, когда впервые отцом стал, и почти в 60 лет, когда младший Вася родился. Сейчас учусь у него открытости миру, умению радоваться очень простым вещам, любить и уважать других, быть преданным. К моему возрасту эти вещи воспринимаются как само собой разумеющееся. Страха, что родился поздний ребенок, не испытываю и надеюсь, что успею вложить в сына все что смогу.

- Вы вели блестящую программу «Жди меня». Почему ушли оттуда?

- Три года вместе с Ксенией Алферовой вел эту программу. Было очень трудно, это ведь не придуманное шоу, а настоящие человеческие судьбы. Мы показывали и горе, и радости. Я окунался в каждого героя. После съемок как выжатый лимон возвращался домой. А потом случилась реорганизация программы, и все из нее ушли. Не только ведущие, но и операторы, режиссеры, гримеры. Не знаю, что уж там произошло. Но сейчас ТВ, где в основном желтизна, не смотрю. Ну совсем не интересно.

-Вы помогаете своей жене-актрисе Ирине в карьере?

- Ирочка - моя судьба, мой ангел-хранитель, моя муза. Это она мне всегда помогает. И всегда рядом. Но если есть возможность, я делаю для нее спектакли. «Кроткая», «Фрекен Жюли», «Игроки», «Женитьба Фигаро», «Братья Ч»… Во многих театрах, где я работал, у нее были хорошие роли. Сейчас она играет в «Балтийском доме» Анну Каренину в моей постановке. Она блестящая актриса. И на сплетни, мол, понятно, проталкивает жену, внимания не обращаю. Мою семью - Иру, детей и маму - никто трогать не должен. А на тех, кто осуждает и обсуждает, не обращаю внимания. Это их проблемы. Родители научили меня трудится и уважать чужой труд, что я всю жизнь и делаю.

Болезнь поменяла жизнь

В 1982 году, снимаясь в фильме «Нас венчали не в церкви» Галибин отпросился на пару дней в Москву - поздравить дочь с днем рождения. И в поезде потерял сознание.

- Запустил болезнь, все терпел и вот довел себя до того, что понадобилась экстренная операция, - говорит Александр. - Я мог умереть. И понял, что остался жив потому, что сделал не все, что должен. Пришло осознание, что нужно что-то менять. Но понадобилось еще несколько лет, чтобы ощущения сформировались в конкретное действие. Я принял решение поступить на режиссерский курс ГИТИСа.