Был ли Есенин хулиганом и задирой, или это все-таки игра безумно талантливого поэта
Ахъ Есенин! Чудакъ !!! — надпись на газете со стихами Есенина «Вечерняя звезда» 1918 г. Есенин откровенно признался: «Хулиган я, хулиган». Но стоит ли этому верить, несмотря на многочисленные воспоминания, которые подтверждают сказанное поэтом, к чему добавляются неприязненные выпады, как современников Есенина, говорящие о его деградации и бездарности, так и наших современников, говорящие с пеной у рта, как будто и давно ушедший поэт что-то у них украл. Лично я никому не верю, кроме как фактам и убедительным доказательствам. Называя себя хулиганом, поэт иронизирует, давая понять, что на самом деле он другой, все зависит от того, каковы жизненные обстоятельства и кто перед ним, с кем он общается. Например, он восхищался писателем А. Белым, который знал поэта на протяжении многих лет, поэтому и остались достойные воспоминания о Есенине, где в трудные периоды отчаяния, поэт сохранял доброту и нежность своей души по отношению к тем, кого он любил, кто платил ему взаимностью. Он проявлял вспышки гнева к тем, кто его обманывал, кто вел нечестную игру, кто показывал себя высокомерно и с явным превосходством, кто без понимания оценивал его игру задиры, кто подталкивал к пропасти, когда силы покидали его и казалось, что исписался и жизнь закончилась. «Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовывался передо мной. — пишет А. Белый. — Еще до революции, в 1916 г. меня порадовала одна черта, которая потом проходила через все воспоминания и все разговоры. Это — необычайная доброта. Необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повернут ко мне, писателю другой школы. Другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость. Таким я видел его в 1916 г. Таким я с ним встретился в 18-19 годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 г., и таким был наш последний разговор до его трагической кончины. Когда я впоследствии встречал Есенина и в нетрезвом виде, я наталкивался на тоже проявление застенчивости, но бывало иной застенчивостью. Я говорю о тонусе наших отношений как характеристической черте, как он относился к людям, когда они подходили, ну, просто с человеческими чувствами» Есенин так выпячен в различных разговорах и воспоминаниях в своем безудержном разгуле, как будто это было главным возбуждающим смыслом его жизни, как будто он главный поэт-хулиган всех времен и народов, как будто до него их не было и нет сегодня. Они были, есть и будут, но, почему-то, их выходки сходят им с рук, а вот Есенин многим не дает покоя. Особенно странно сегодня слышать яростную критику в адрес Есенина со стороны священника А. Ткачева, как будто поэт наступил ему на любимую мозоль. (смотреть в интернете А. Ткачев о Есенине). Если бы это звучало из уст рядового читателя, понять недоумка можно, а то ведь она зазвучала из уст высокостатусного священника, который по долгу службы обязан гуманно относиться ко всем грешникам. Из всего сказанного священником, мы можем сделать вывод, что звучат обыкновенные немотивированные и бездоказательные оскорбления в адрес поэта из какой-то психической неуравновешенности и личных комплексов самого священника. Из всего сказанного, я бы отметил, как справедливое, это то, что Есенин сделал себе имя на эпатаже. Это была осознанная позиция поэта — использовать хулиганство как способ самоутверждения. И разве только он один шел по этому пути? Яркий пример Пушкин. И разве мало у нас сегодня писателей, артистов, политиков, которые сделали себе имя и капитал на эпатаже. Творчество поэта и сегодня кормит многих. Нельзя согласиться, что Есенин профукал жизнь. Он входит в список 100 самых лучших поэтов мира! О какой примитивности поэта можно говорить, если это один самых читаемых и издаваемых писателей, которого изучают в школе и вузе, на основе его творчества написаны тысячи кандидатских и докторских диссертаций. Песни Есенина мы слышим каждый день, они наиболее любимые в народе. Ему установлены памятники (в Москве только несколько) во многих городах, в честь самого лиричного поэта названы улицы… Как так просто можно оскорблять поэта-трудоголика, который жил своим трудом, а не подаяниями, бескорыстно помогал друзьям и близким, благодаря ему сегодня выживают многие творческие коллективы, включая и его родину — село Константиново!?.. Во времена Есенина главными хулиганами были футуристы. Конечно, поэт увидел, что хулиганство у литераторов заманчивая и интересная социальная игра, которая поможет деревенскому парню самоутвердиться в городе, и встал на путь подражания. Его первоначальные выступления милого деревенского юноши не принесли ему большого успеха, но когда он начал петь похабные частушки и к ним прибавлять свое хулиганство, то в успехе прибавилось, появились деньги. Хулиганство отвечало общественному настроению, когда рушилось самодержавие и зарождалось новое государство. Революция была ничем иным как ломка привычного общественного устройства, поэтому эпатажное поведение не расценивалось как что-то аномальное, а, наоборот, как нужное для общественного переустройства. Если бы большевики не поддерживали Есенина в его буйных выходках и не печатали его острые стихи, то Есенин и не стал бы поэтом-хулиганом, не написал бы стихи «мать моя родина я большевик» и не написал бы заявление в партию. Сам Есенин признавался: если бы Троцкий захотел его высечь, то он сам бы снял для этого штаны. Но ни Троцкий, ни другие большевистские вожди не желали высечь поэта, тем самым поощряя его эпатажное поведение, созвучное духу революции. Поэт Ходасевич вспоминает: «То, что публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России. Всякий сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, был бы давно расстрелян. Относительно же Есенина был только отдан в 1924 году приказ по милиции: доставлять в участок для отрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода». На Есенина было заведено 13 уголовных дел! Сегодня считается, что это сознательная травля поэта со стороны большевиков, как будто кто-то специально провоцировал поэта к хулиганству. На самом деле никто поэта не провоцировал, если у него была такая установка, зная, что ему ничего не будет, так как имел высоких покровителей в лице Троцкого, Зиновьева, Каменева, Луначарского, Фрунзе, Кирова… Даже Ленин читал стихи поэта, имел в своей библиотеке его книгу, и на одном политическом мероприятии позволил ему выступать после себя, но Есенин вовремя не подошел. Была у Есенина встреча и со Сталиным, который предлагал переводить грузинских поэтов. Так что поэт был окрылен безнаказанностью, зная пределы допустимого. Он был любим властью, поэтому уже при жизни молодой поэт получил разрешение на издание полного собрания сочинений! Темперамент Есенина — это социальный заказ времени, в первую очередь, а не его природная испорченность. Он относился к нему, как к разновидности рекламы. Ему нравилось, когда об очередной выходке его одного или группы имажинистов напишут в различных газетах. Он коллекционировал газеты со статьями о себе и думал, чтобы придумать поинтересней, чтобы привлечь к себе большее внимание. Интерес к личности Есенина возрастал не по дням, а по часам, хорошо раскупались его книги, народ валом валил на концерты имажинистов или одного Есенина. Цель была достигнута: поэтический бизнес шел в гору. «Скандалы привлекают публику-дуру», — говорил Есенин. Если Есенин не скандалил, то он писал стихи, если не писал стихи, то скандалил. Для него оно стало разновидностью творчества. Ему приятно было видеть в равной мере на газетных полосах и свои напечатанные стихи и статьи о его скандалах. У Есенина преобладал темперамент меланхолика-интроверта, так что по своим природным данным он никак не мог быть настоящим хулиганом, у которых преобладает холерический темперамент. Поэтому, играя его роль, Есенин рвал свою психику на части, делал ее неуравновешенной, что искало наиболее легкие пути для снятия напряжения. Есенин хотел быть Поэтом и только Поэтом, а не чертом и не святым, и, ради своего призвания, готов был стать распятым на кресте. И он распял себя на кресте литературы!