Войти в почту

Как мозг воспринимает музыку

В каком-то смысле рассуждать про музыку — все равно что танцевать про архитектуру. Люди годами ломают голову, разбираясь в «правильных» и «неправильных» созвучиях, спорят о лучших жанрах и исполнителях. Но один из самых любопытных вопросов — это формирование индивидуального вкуса. «Лента.ру» при поддержке JBL разбиралась, почему одним людям нравится одна музыка и глубоко неприятна другая, а другим — наоборот.

Как мозг воспринимает музыку
© Lenta.ru

Исследователи под руководством Роберта Заторре из Института неврологии в Монреале провели эксперимент, в ходе которого девятнадцати добровольцам, заранее сообщившим о своих музыкальных вкусах, предложили оценить 60 музыкальных треков. Испытуемые слушали эти произведения впервые. Участники эксперимента должны были оценить понравившиеся треки по принципу аукциона, заплатив за них из собственных средств 0.99, 1.29 или 2 доллара, и получить диск с этими композициями.

Во время эксперимента каждого участника подключили к аппарату функционального МРТ, так что исследователи наблюдали, как мозг реагирует на разные произведения. И хотя продолжительность треков составляла всего 30 секунд, этого оказалось достаточно, чтобы мозг определил, нравится ему музыка или нет. В ответ на понравившуюся музыку в мозге активировалось несколько зон, но самым чувствительным оказалось прилежащее ядро — область, которая активизируется, когда что-либо оправдывает наши ожидания. Оно входит в центр удовольствия головного мозга и проявляет активность при опьянении и половом возбуждении.

Как и многое другое, наши музыкальные предпочтения начинают формироваться еще в раннем детстве. Происходит занятный процесс кристаллизации — мы бессознательно проводим параллель между услышанной музыкой и возникающей самоидентичностью. В определенной степени каждый человек сложился таким, каким сложился, благодаря той музыке, что слышал в детстве. Даже если не учитывать вкусы родителей, прослушивание всегда сопровождается различными факторами, причем не всегда приятными. Например, просмотром фильма, семейным скандалом или участием в праздновании дня рождения. Таким образом ребенок начинает ассоциировать мелодию с впечатлениями — хорошими или не очень.

Исследования показывают, что в итоге к «тяжелым» жанрам обращаются подростки с внутренним конфликтом, к попу и хип-хопу — ориентированные на активное вращение в социуме, а к джазу и классике тяготеют исследователи с логическим типом мышления, которые воспитывались в благоприятной среде.

Как считает ученый Петр Джоната, полюбившиеся в юном возрасте мелодии часто остаются с нами и во взрослой жизни. При их прослушивании активизируются зоны мозга, ответственные за приятные воспоминания, и побуждают проигрывать знакомые мотивы снова и снова. Кроме того, определяясь в дальнейшем с музыкальным жанром, мы неосознанно стремимся предугадать ощущения, опираясь на предыдущий опыт, поэтому поклонник Вивальди, скорее всего, заскучает под ненавязчивый поп-мотив.

Музыкальный вкус напрямую зависит еще и от биоритмов нашего мозга. Для холериков с сильной нервной системой характерна высокая амплитуда этих биоритмов, а для чувствительных меланхоликов — низкая. Нетрудно догадаться, что первые предпочтут более быстрые треки — например, хард-рок, вторые же способны на протяжении долгого времени следить за развитием гармонии в джазе и классике. Точно так же флегматик в хорошем настроении может наслаждаться гитарными перегрузами, а сангвиник — усилить свои чувства минорной балладой.

Темп и характер композиции тоже способны влиять на наши биоритмы. Поэтому энергичная музыка, как правило, повышает настроение, а медленная заставляет грустить. Из этого следует, что удачно составленный плейлист поможет настроиться на нужный лад. Подобный вывод ограждает любителей классики от обвинений в снобизме, поскольку доказывает, что все музыкальные жанры одинаково важны.

Одна из важных функций музыки заключается в том, что в значимые моменты жизни она является своеобразным спусковым механизмом для выхода эмоций. И хотя такие качества, как доброжелательность и эмоциональная неустойчивость, не влияют на жанровые предпочтения, они могут предсказать, как мы будем использовать музыку.

Исследования показали, что коммуникабельные люди и экстраверты обычно испытывают при прослушивании более интенсивные эмоции, чем интроверты — в особенности от позитивных композиций. В то же время те, кто находится в эмоционально нестабильном состоянии, используют музыку как таблетку, способную регулировать их чувства. Психика экстравертов легче подстраивается под особенности композиции, поэтому они способны глубже почувствовать музыку и понять исполнителя, а также острее реагируют на грустные композиции.

Британский психолог Джон Слобода установил, что наиболее сильное впечатление на взрослого человека производит музыка, которая обманывает наши ожидания, сочетая в себе ожидаемое с неожиданным. Мелодии, вызывающие интенсивные эмоции, запускают выработку дофамина в центрах мозга, отвечающих за удовольствие. Тот же самый эффект оказывает шоколад. Мы чувствуем себя хорошо, и это состояние хочется воспроизводить бесконечно.

Даже отец эволюционной теории Чарльз Дарвин был озадачен способностью человека воспринимать музыку и называл ее одной из самых загадочных способностей, «коими одарено человечество».

Антрополог Жильбер Руже, живший в 1946 году в племени африканских пигмеев, обнаружил, что неучастие в ритуале совместного музицирования считается у них ужаснейшим из преступлений. Он высказал предположение, что музыка — это ранняя форма коммуникации между людьми.

Правда, далекие предки современных людей, жившие в африканской саванне, не могли позволить себе роскошь размышлять о том, что они услышали — визг безобидной обезьяны или хищного льва. Именно благодаря этому музыка, минуя сознание, воспринимается древними участками мозга, которые контролируют эмоции и провоцируют моментальный выброс адреналина. Поэтому музыке не нужны слова, чтобы произвести на нас впечатление.

Однако для того, чтобы получить от музыки максимум, а опыт прослушивания был максимально приятным, нужно научиться слушать музыку. Одним из важнейших факторов, помимо условий, в которых человек ее слушает, является то, с помощью чего он это делает. Компания HARMAN представила сразу две новые модели полностью беспроводных наушников, продолжающие доступную линейку бренда: внутриканальные JBL TUNE 125TWS и вкладыши JBL 225TWS. Эти наушники позволят полностью погрузиться в любую композицию — от джаза до рэпа.

JBL TUNE 125TWS — универсальные наушники, в которых удобно как добираться до работы, так и просто гулять. Тут же стоит сказать про ощутимые плюсы наушников, которые бросаются в глаза (а скорее — в уши) первыми: отличная шумоизоляция и удобная форма, позволяющая наушникам надежно держаться в ухе. При дальнейшем использовании владелец JBL TUNE 125TWS откроет для себя еще несколько крутых функций. Например, в каждом наушнике есть отдельный модуль Bluetooth, встроенный микрофон и кнопка управления вызовами и воспроизведением, так что теперь наушниками можно пользоваться по отдельности. О качестве звука, казалось бы, и говорить нечего — ведь это JBL, оно на высоте. Но инженеры нашли способ его улучшить, добавив в динамики поддержку технологии улучшения низких частот Pure Bass. Ну, и вишенка на торте — время работы наушников. Вместе с зарядным устройством можно слушать музыку, подкасты, смотреть видео и совершать звонки до 32 часов!

Вкладыши JBL 225TWS обладают тем же высоким качеством звука и удобством использования, однако их конструкция отличается от предыдущих внутриканальных наушников. Во-первых, они компактнее. Во-вторых, за счет форм-фактора шумоизоляция снижена для того, чтобы их владелец мог ориентироваться в городской среде и своевременно реагировать на звуки, требующие внимания. В-третьих, форма наушников позволила инженерам разместить кнопки, защищенные от случайных касаний, которыми удобно пользоваться для переключения треков, приема звонков или вызова установленного на смартфоне голосового ассистента. Время работы составляет 5 часов от одного заряда, вместе с кейсом наушники проработают до 25 часов.

С помощью этих наушников можно слушать музыку такой, какой она была задумана.