«Еще по одной»: почему Миккельсен пьет водку, закусывает икрой и страдает

В прокат вышла трагикомедия датчанина Томаса Винтерберга «Еще по одной», за прошедшие несколько месяцев ставшая одним из главных фестивальных хитов года. Сначала ее отобрали в основную конкурсную программу Каннского фестиваля, но он не состоялся. В итоге фильм показали в Торонто и в Сан-Себастьяне, а на днях он стал одним из лидеров по количеству номинаций на так называемый европейский «Оскар» – премию Европейской киноакадемии. «Еще по одной» претендует на награды в четырех категориях: лучший фильм, режиссер, сценарий и актер.

«Еще по одной»: почему Миккельсен пьет водку, закусывает икрой и страдает
© Профиль

Томас Винтерберг вместе с Ларсом фон Триером в свое время написал манифест «Догма 95» и снял первую картину, сделанную по заветам «Догмы» – семейную драму «Торжество». За двадцать с лишним последующих лет в его карьере были взлеты и падения, но следить за ним с интересом критики и киноманы не переставали никогда. По-прежнему работающий на студии Ларса фон Триера Zentropa, Винтерберг, в отличие от своего коллеги и товарища, теперь почти не эпатирует публику – зато в большинстве случаев снимает кино доброжелательное по отношению к зрителю.

Таков и его новый фильм «Еще по одной», сюжет которого крутится вокруг четырех друзей средних лет – школьных учителей истории, психологии, музыки и физкультуры из датского городка. Их роли исполнили Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Миллан и Ларс Ранте. Лучше всего из этой четверки зрителю известен, конечно, Мадс Миккельсен, засветившийся в массе как европейских, так и американских хитов. Любителям европейского арт-хауса наверняка знакома и Мария Бонневи, сыгравшая жену персонажа Миккельсена Аннику, – актриса, например, занята в главной женской роли в «Изгнании» Андрея Звягинцева.

Однажды один из персонажей «Еще по одной» делится с товарищами интересным знанием. Норвежский философ и психиатр Финн Скэрдеруд полагает, что людям с рождения не хватает 0,5 промилле алкоголя в крови. Если регулярно восполнять эту нехватку, человек станет расслабленным, спокойным, открытым к творчеству, уверенным в себе. Друзья недолго сомневаются, прежде чем решиться проверить эту теорию на себе: каждый из них переживает кризис и нуждается в каком-то допинге.

У каждого угас азарт к преподаванию. На Мартина – звездный Миккельсен все же в фильме самый главный – даже жалуются старшеклассники, которым скоро сдавать экзамен и которых учитель не в состоянии увлечь историей. Дома тоже все не слава богу: работающую по ночам жену он почти не видит, да и когда видит, поговорить с ней по-настоящему не способен. В общем, Мартин чувствует себя одиноким, как и двое других его друзей, и вовсе не имеющих семьи. Четвертый товарищ, наоборот, мечтает об одиночестве: трое детей и обалдевшая от всевозможных забот жена лишают его и намека на личное пространство. В общем, немного алкоголя определенно никому из них не помешает. Главное – пить строго в рабочее время, как Хемингуэй – только до восьми вечера. Таков изначальный план.

Вроде бы совершенно понятно, как будет развиваться эта история: от задора, легкости и куража первых слегка нетрезвых рабочих подвигов до разбитых носов и семей. От комедии к трагедии. На деле Винтерберг лишь отчасти следует этой довольно предсказуемой схеме. Мартин на уроке рассказывает о знаменитых деятелях истории и культуры, имевших пристрастие к алкоголю. Одни, подобно Черчиллю, при этом помогали выиграть войну, другие, подобно Хемингуэю, кончали жизнь самоубийством. Неожиданный вывод Винтерберга и его постоянного соавтора Тобиаса Линдхольма, кажется, заключается в том, что вообще-то порой алкоголь и правда позволяет жить качественнее и счастливее. Как говорила в сериале «Как я встретил вашу маму» эпизодическая героиня-врач своей беременной пациентке по поводу примерно всего запретного: «совсем чучуточку» можно (перевод «Кураж-Бамбей»).

И в то же время ясно, что авторы «Еще по одной» в первую очередь рефлексируют не о средствах преодоления кризиса, а о кризисе мужчины среднего возраста как таковом. Погруженные в рутину герои, у которых, на первый взгляд, все неплохо, совершенно теряют смысл жизни, даже если этот смысл вроде бы у них под носом. Все стало предсказуемым, серым, неинтересным.

Картину предваряет эпиграф-цитата датского философа и психолога Серена Кьеркегора: «Что такое юность? – Сон – Что такое любовь? – Содержание сна». Первая сцена посвящена дурацкому алкогольному состязанию, в котором участвуют школьники. Мартин и его товарищи, с помощью алкоголя, конечно, мечтают вернуться в молодость, когда и танцы танцевались без стеснения, и смыслы и цели придумывались, и любовь, не скованная бытом, горела ярким пламенем, и последствия пьянок не были непоправимыми. Впрочем, для кого-то из персонажей именно последствия злоупотребления алкоголем и станут важным шагом для перемен к лучшему. Но не для всех.

Забавно, что действие этого датского фильма могло бы разворачиваться и в России, и Винтерберг, чьей предыдущей работой был разруганный многими «Курск», это, видимо, осознает. Герои пьют в том числе русскую водку, в исторической хронике появляется нетрезвый Ельцин, а один из персонажей шутит, что «Россия создана людьми, пьющими за рулем». Но про нашу родину-то все понятно, а вот фраза героини Марии Бонневи о том, что вся Дания спивается, способна удивить. Похоже, секрет датского счастья – вовсе не хюгге. Но и главная беда – не водка, а онемение души и чувств.

В пересказе «Еще по одной» может звучать как хардкорная драма, но на самом деле в фильме много забавного, теплого и вдохновляющего (какая крепкая дружба связывает героев, как они все танцуют!). Гораздо жестче была предыдущая совместная картина Винтерберга и Миккельсена «Охота», за которую последний был награжден как лучший актер на Каннском фестивале. При этом «Еще по одной» порой кажется почти сиквелом «Охоты».

Герой Миккельсена вновь выглядит трогательным и потерянным, а не зловещим и брутальным, вновь работает с детьми, вновь дружит с персонажем Томаса Бо Ларсена – еще одного любимого артиста Винтерберга. Но в новом фильме больше глубинной боли: «Еще по одной» посвящен дочери режиссера Иде, погибшей, когда он уже начал работать над картиной. Больше в ней и надежды на возрождение радости.