Войти в почту

Ходорковскому бы понравилось: О чем умолчал Кончаловский в “Дорогих товарищах!”

Если фильм режиссера Андрея Кончаловского “Дорогие товарищи!” не был бы выдвинут на “Оскар”, о нем вряд ли так много говорили и писали. Очевидно, что, по замыслу членов доморощенного оскаровского комитета, историческая черно-белая кинодрама о новочеркасском расстреле 1962 года должна прийтись по вкусу Американской академии кинематографических искусств и наук.

Ходорковскому бы понравилось: О чем умолчал Кончаловский в “Дорогих товарищах!”
© Свободная пресса

Как-никак, Андрей Сергеевич пожил в “америках” и даже снял там несколько фильмов, в том числе блокбастер «Танго и Кэш» (1989) с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом. То есть уважаемый режиссер хорошо знает “кухню” принятия решений голливудскими авторитетами. А там, в Лос-Анджелесе (да и во всех Соединенных Штатах), о России мыслят извращенными постулатами Сороса-Ходорковского и считают советскую эпоху временем красного террора.

“Дорогие товарищи!” как раз и вписывается в эту звездно-полосатую догму о “красной чуме”. Еще бы - от просмотра фильма Кончаловского у зрителя должен остаться только один вывод: советская власть настолько аморальная и бесчеловечная, что даже убежденная коммунистка Людмила - главная героиня фильма, работник местного горкома, разочаровалась в марксистско-ленинских идеалах.

Такую же оценку фильму, кстати, дал и Павел Аптекарь на страницах финансируемого Ходорковским “Проекта”. Он пишет: “На этой неделе в официальный российский прокат вышел художественный фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» — фактически первое обращение российского кинематографа к истории расстрела демонстрантов в Новочеркасске в 1962 году. ...Это было не первое и не единственное стихийное выступление против политики властей в СССР, но, возможно, наиболее тщательно замалчиваемый в советское время протест такого рода”.

Нет смысла пересказывать фильм “Дорогие товарищи!”. Кончаловский опирался на фактический материал, тем более, что события Новочеркасского расстрела 1962 года, что называется, рассмотрены под микроскопом историками и многократно пересказаны журналистами. Да, все - это правда: и то, что продукты подорожали, и то, что на треть снизили расценки в сталелитейном цехе. Не секрет, что плохо было и с жильем, причем некоторые рабочие отдавали значительную часть своей зарплаты за комнатку в старом жилом секторе с удобствами во дворе.

Но, как рассказывал мой покойный дядя - Иван Иванович, всю жизнь проработавший токарем на НЭВЗе, рабочие не были против советской власти. По его словам, протест был вызван не столько отчаянным положением и низким уровнем жизни, сколько осознанием, что рабочий - самый главный человек, а какой-то паршивый “директришка” со смешной фамилией Курочкин возомнил себя божком.

Для нашего поколения та жизнь кажется адом, но советские люди конца 50-х и начала 60-х годов иначе смотрели на свое бытие - ведь это какое счастье, что нет войны. Конечно, хотели жить лучше, но без фанатизма. Правда была и в том, что у многих рабочих душа болела за завод, на котором осваивали выпуск самого лучшего в мире на тот момент нового электровоза ВЛ80, ставшего, к слову, и самым массовым в своем классе. У них чувствовалась причастность к чему-то очень важному и величественному. Мужики меж собой говорили: ”Такой (ВЛ80) даже американцы сделать не могут”.

В то же время рабочие видели, что директорат провалил программу модернизации НЭВЗа. Закупленные Госпланом новые станки в огромных ящиках мокли под дождем на заросших бурьяном площадках между гигантскими цехами. Бобины с медной проволокой и слитки алюминия закапывались в ямах, а шоферы грузовиков целыми днями гоняли ЗИЛы на холостом ходу, чтобы сжечь бензин. Это делалось только для того, чтобы не сорвать поставки смежников. Склады были забиты под завязку из-за ошибочно составленных заводоуправлением заявок. При этом начальство жило в сталинках.

Рабочие НЭВЗа вышли на демонстрацию практически точно так, как 1 мая или 7 ноября, будучи уверенными, что их требования являются пролетарскими и советскими. По сути их поддержали и местные милиционеры, у которых многие родственники или друзья работали на крупнейшем на юге страны заводе.

Что касается продуктов, то дефицит на Дону, в том числе в Новочеркасске, возник после того, как по указанию “Хруща” в 1959 году (так звали в народе генсека Никиту Хрущева) ликвидировали личные хозяйства. А до этого в каждом дворе был курятник, а на окраинах города держали коров. Кадамовская сметана и масло, бессергеневские помидоры и огурцы, откормленная птица и яйца, багаевские жирные лещи, балыки из белуги и даже черная икра по 30 дореформенных рублей (при зарплате 1000 рэ) за пол-литровую банку, - все это было в изобилии на местном центральном рынке. А еще до подхода к нему на ближайших улицах сидели старушки с трехлитровыми банками свежего молока, с потрошенными утками и со всевозможной зеленью.

Теперь о самом расстреле. Горожане обратили внимание, что в шеренге солдат, стоящих на площади перед горкомом, было много азиатов. Значит, Хрущ «русским не доверял”, разнеслось в толпе. И все-таки ничего похожего на “9 января 1905 года” не случилось. Первая же очередь, сделанная солдатом 505-го полка внутренних войск Азизовым в ответ на нападение хулигана на другого солдата Репкина, стала причиной смерти 4-х новочеркассцев. Произошла хаотичная стычка с применением огнестрельного оружия. Если бы бойцы стали стрелять на поражение по команде офицеров, то число жертв исчислялось бы четырехзначными цифрами. На площади Ленина и прилегающих улицах собрался практически весь город - десятки тысяч горожан (в ходе беспорядков погибли 24 человека гражданского населения).

Последующие после хаотический стрельбы репрессии прошли по прямому приказу Хруща, который потребовал: “Никакого гуманизма”. Ничего этого в фильме “Дорогие товарищи!” не было, хотя надо было начинать с того, что причиной протеста стала дурацкая во всех отношениях экономическая политика Никиты Хрущева, того самого “Хруща”, который ради усиления роли партийных “украинцев” в ЦК передал в состав УССР курорты Крымы.

Удивительно другое: как можно выдвигать экранизацию Новочеркасского расстрела 1962 года на “Оскар”, если от полицейского насилия в США погибли десятки тысяч рабочих в ходе подавления забастовок и протестов. За океаном стреляют даже бунтующих детей, как это было, например, в мае 1969 года, когда американская Национальная гвардия прицельным огнем убила школьников и студентов в ходе события, получившего название “Восстание 1969 года в Гринсборо”.

В этой связи невольно напрашиваются мысли, что “Дорогие товарищи!” - спекулятивная лента, снятая лишь для того, чтобы потакать идеологическим вкусам голливудских русофобов. Ведь если разобраться, Новочеркасский расстрел 1962 года и незаконная передача Крыма в состав УССР - это звенья одной цепи.