Войти в почту

На кинофестивале "Московская премьера" показали фильм, которого не существует

Показ стал, без преувеличения, одной из самых удивительных (хотя и внеконкурсных) премьер нынешнего кинофорума. Почему? Хотя бы потому, что эту свою двухсерийную работу режиссер снял… 23 года назад. Но это не единственная причина.

На кинофестивале "Московская премьера" показали фильм, которого не существует
© Российская Газета

О чем лента? О страшном Ашхабадском землетрясении, уничтожившем до основания туркменскую столицу в ночь с 5 на 6 октября 1948 года. В отличие от Ташкентского землетрясения 1966 года, в котором погибло несколько человек и о котором знали все в Советском Союзе, Ашхабадское унесло, по разным версиям, от 70 до 130 тысяч жизней. Тогда командующий Туркестанским военным округом генерал И. Е. Петров оценил катастрофу так: подобные разрушение могли нанести 500 тяжелых бомбардировщиков, если бы сбрасывали бомбы круглосуточно в течение полугода.

Но долгие годы об ашхабадской трагедии мало кто знал в СССР, только-только сбросившем с плеч фашизм. На долгие годы на полку были положены съемки знаменитого советского документалиста Романа Кармена, прилетевшего в Ашхабад сразу после землетрясения. И лишь много лет спустя вышла в свет единственная художественная повесть очевидца трагедии, ленинградского писателя Лазаря Карелина, эвакуированного в Ашхабад в годы войны вместе с Ленфильмом. Книжка хотя и называлась "Землетрясение", но подробно повествовала об атмосфере, царившей в творческой среде Ашхабада накануне катастрофы. Вот, пожалуй, и все, если не считать разрозненных и коротких воспоминаний прямых очевидцев.

Поэтому, когда в начале 90-х режиссер Мурад Алиев приступил к съемкам первого художественного фильма, посвященного ашхабадской трагедии, многие интересовавшиеся этой темой выдохнули: "Наконец-то!.."

Премьера состоялась в 1996 году, но не в кинотеатре, а во… дворце туркменского президента Сапармурата Ниязова (Туркменбаши). Это был первый и, увы, последний показ. Потом начинается настоящая детективная история. В одночасье все разговоры о новом фильме прекратились. Поползли слухи, дескать, Туркменбаши даже не досмотрел картину, а в середине показа молча встал и вышел. Последовал приказ: изъять все копии фильма. До сих пор непонятно: то ли пленки уничтожили, то ли все же поместили в закрытый архив. Словом, было кино и не его стало.

Фото: Из архива Александра Бушева

…Минуло почти 24 года и вот она - московская премьера. Как же удалось сохранить и вывезти в Россию копию? Об этом создатели "Детей землетрясения" умалчивают. Мурад Алиев сегодня называет свое детище фильмом, которого официально не существует, и благодарит художественного руководителя кинофестиваля "Московская премьера" Вячеслава Шмырова за возможность впервые его показать на большом экране.

- Лента создавалась под знаменем Международного фонда Ролана Быкова, - рассказывает Мурад. - Точнее, его туркменского филиала - Центра кино и телевидения для детей и юношества "Нусай". И фильм смело можно назвать детищем Ролана Быкова, который родился в Туркмении и не просто снялся в одной из главных ролей "Детей землетрясения", но стал вдохновителем всей съемочной группы.

Фото: Из архива Александра Бушева

Быков сыграл в одном из самых пронзительных эпизодов картины. Его герой - директор детского интерната, человек с необычным именем Чапай Иванович. В ночь землетрясения ему не спится - воют собаки, беснуются домашние животные… Директор заводит казенный кинопроектор и в одиночестве смотрит "Чапаева". Вдруг раздается страшный подземный гул. На экране Петька и комдив уходят от неприятеля, бросаются в воды Урала и пытаются переплыть реку. Раненый Чапай гребет одной рукой, Петька отстреливается. Чапай Иванович бросается спасать детей своего интерната. Покосившийся кинопроектор продолжает "крутить" финальную сцену фильма: роковая пуля настигает Чапаева, и он тонет. В этот же момент рухнувшая стена хоронит под собой и ашхабадского тезку героического комдива...

Роль Чапая Ивановича стала последней в творческой биографии Ролана Быкова, вскоре он уйдет от нас, и случится это… в ночь с 5 на 6 октября 1998 года, то есть спустя ровно 50 лет после гибели его киношного героя.

Представляя премьеру "Детей землетрясения" московскому зрителю, создатели фильма назвали ее "мемориальным показом".

- Дело в том, - пояснил Мурад Алиев, - что примерно двух третей актеров, который у нас снимались, уже нет в живых. Помимо Ролана Быкова ушли Алексей Булдаков, Люсьена Овчинникова, Евгений Жариков, Артык Джаллыев, Баадур Цуладзе, нет уже и автора сценария Булата Мансурова…

Нет на свете и главного заказчика "Детей землетрясения", спонсора и человека, запретившего фильм - президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.

Повисает вопрос: что же так не понравилось всесильному диктатору Туркменбаши в фильме Мурада Алиева? Об этом сегодня можно только гадать. Возможно, не по душе пришлось то, что роль мальчика, сыгравшего детство будущего президента (в фильме героя зовут Сердар и от его имени ведется повествование), исполнил не туркмен (Максат Пулатов)? А может, то, что спасли юного Сердара из-под завалов русский (Алексей Булдагов) с грузином (Баадур Цуладзе), а не мать, как это официально преподносилось?

Возможно была и иная причина, но не секрет, что на исходе жизни в речах туркменского лидера, получившего среднее и высшее образование в Ленинграде, все больше и больше звучали националистические антирусские нотки.

Как быто ни было, а "рукописи не горят", и фильм остался жить, хотя та страшная ночь желтого быка 1948 года уходит все глубже и глубже в историю, унося с собой скорбь и слезы выживших и их потомков. Но фильм Алиева не дает предать забвению те страшные дни из истории нашей когда-то общей страны.

Досье

Мурад Алиев родился в 1951 году. Советский, российский и туркменский киноактер, кинорежиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств. С 2001 года живет и работает в Москве. Снимался в фильмах "Земля Санникова", "Чудак", "Ермак" и др. Как режиссер снял 15 фильмов, среди которых сериалы "Офицеры", "Платина", "Морпехи", "Пустыня", "Дельфин" и др.