Зачем нужны военные реконструкции и насколько они реалистичны
Из увлечения – в серьезную работу
Организаторы клуба «Пехотинец» – братья Анатолий и Антон Артамоновы. С самого детства ребята были неравнодушны к военной истории – смотрели фильмы, взахлеб читали. Когда в семье появилась первая видеокамера, начали делать свое кино.
– Собрали военные вещи, из досок вырезали муляжи винтовок, спустились в овраг и снимали какие–то эпизоды – выстрелы имитировали с помощью петард, – вспоминает Антон Артамонов. – Когда окончили школу, появился новый круг общения. Рассказали о своем увлечении друзьям, и тогда возникла идея воскресить это на новом уровне. В 2005 году организовали клуб. Сначала непросто было объяснить, что мы хотим, к тому же многих смущал наш юный возраст. Первая реконструкция состоялась в 2007 году на Лысой горе. Мы показывали один из эпизодов Сталинградской битвы.
Сейчас за плечами клуба более 100 реконструкций. Их регулярно смотрят не только волгоградцы, но и жители других регионов. Из постоянных музейных сюжетов можно выделить реконструкции «Пленение фельдмаршала Паулюса» и «Немецкий госпиталь». В конце сентября состоялся показ работы 10-й дивизии НКВД, располагавшейся в подвале сталинградского универмага в августе-сентябре 1942 г.
Кроме того, активисты клуба проводят Уроки мужества в школах и интернатах, на которых демонстрируют ребятам экипировку и элементы вооружения советских солдат, снимают кино.
Важна каждая деталь
Прежде чем провести реконструкцию, члены клуба выполняют огромную исследовательскую работу.
– Мы делаем небольшие сюжеты, где не только очень хорошо видно каждого человека, но и детали его костюма, атрибутики, – говорит Антон Артамонов. – Здесь всегда прямо перед глазами каждое действие, и если хотя бы одно будет нелепым, то предыдущий успех перечеркивается. Считаем, что, воспроизводя прошлое, мы должны показывать его объективно. Наша цель – показать историческую правду. От цели зависит многое. По моему мнению, реконструкция должна не просто показывать, как стреляют, взрывают и т. д. Это неубедительно. Хотя лет 15 назад, когда все только начиналось, достаточно было создать картинку и показать с атрибутикой, бронетехникой. В то время даже просто люди в форме военного времени вызывали неподдельный интерес – с ними активно фотографировались, рассматривали. Сейчас приоритет – на качественное изображение той же техники, отечественной или противника. Реконструкция стала детальной – и это положительный момент.
Восстановление исторической военной техники – очень кропотливая работа.
– Взять, к примеру, полевые кухни, – продолжает замруководителя клуба. – В фильмах мы привыкли видеть одни образцы, но они не соответствуют действительности – это уже послевоенные кухни. Те, которые оставались на полях сражения, были взорваны, их находили, но не реконструировали. Чтобы этим заняться, нужно иметь документацию.
Так, недавно в распоряжении поисковиков оказалась полевая кухня немецкой армии. Поиски документации о конкретной модели привели к тому, что ребята подняли огромный пласт информации по всем кухням обеих армий.
– При этом в музеях образцов времен войны практически нет. Получается, что реконструкторы задают определенный уровень. Использование вещи, не соответствующей историческому периоду, уже считается дурным тоном.
Поучаствовать может каждый
Финансовая помощь поступает в виде грантов, но в большей степени деятельность клуба держится на личном опыте и возможностях участников.
– Когда аккумулируются все силы клуба, мероприятие можно создать без финансовой поддержки, – уверяет Артамонов. – Из последних примеров – реконструкция в музее «Старая Сарепта» под названием «На подступах к Берлину». В целом же основные затраты идут на транспортировку, расходники и пиротехнику. Много и других, но эти самые главные. Каждый член клуба покупает себе снаряжение и макет вооружения.
Как и в любом клубе добровольцев состав обновляется. Кто-то перегорает и уходит, их сменяют другие энтузиасты. Последняя тенденция – семейная реконструкция, когда участвуют сразу и муж, и жена, и дети.
– В некоторых эпизодах задействовано гражданское население всех возрастов, – объясняет руководитель. – Помимо реконструкции мы также снимаемся в сюжетах для телепередач, фильмах. Поэтому нужны любые типажи – разного пола, возраста. Любой человек, у которого есть желание, найдет здесь свое место и возможность себя проявить. Единственное, если это ребенок, то нужно разрешение от родителей, в случае когда они приходят не вместе. Но чтобы здесь надолго удержаться, нужно быть в первую очередь социально ориентированным.
Сейчас в объединении около 50 участников. Костяк составляют десять энтузиастов.
Организаторы стараются не ограничиваться эпизодами Второй мировой войны, в частности Сталинградской битвы. Одно из направлений – Гражданская война и события, связанные с историей нашего края.
– Такие моменты тоже нужно популяризировать, – уверен организатор. – Стараемся передать дух времени и дух политической истории, объективную реальность. Ведь в гражданской войне нет победителей. Для этого, конечно, приходится погружаться в историю.
Кстати, все взрывы, происходящие во время реконструкций, выполняются с помощью сертифицированной продукции. Ее производят лицензированные организации. Как правило, это уже проверенные фирмы. Они используют готовую сертифицированную продукцию. Во время проведения боевых эпизодов строго соблюдается техника безопасности – к той зоне, где устанавливаются закладки, близко никто не допускается. Для каждого мероприятия требуется согласование во многих инстанциях, основная из них – правоохранительные органы.
Без прикрас
Реконструкции, которые особенно понравились зрителям, активисты повторяют по несколько раз.
Пожалуй, одно из самых ярких мероприятий – иллюстрация концлагеря, который располагался недалеко от поселка Максима Горького, – Дулага 205. Реконструкторы воспроизвели повешение мирной жительницы, укрывавшей у себя беглых узников, военнопленных.
– Да, там были сцены ужасающие, но показ рассчитан на категорию 16+, и мы об этом предупреждали, – говорит Антон Артамонов. – Хотелось показать, как все было на самом деле, без прикрас, донести до зрителя, пусть и грубо, но вызвать эмоции. Когда после просмотра наступает безмолвие, ты понимаешь, что это действительно удалось. Зритель должен быть впечатлен. И если мы добрались до сакрального, психики людей, значит, показали убедительно и уровень свой не растеряли.
Ирина Марченко. © Фото предоставлено Антоном Артамоновым.