Войти в почту

Грета Тунберг, неоновый Ноэ и спортсмены со сверхспособностями: что смотреть в кино

Учреждения культуры постепенно закрываются, но кинотеатры еще держатся на плаву, и в них действительно есть чем поживиться. На этой неделе выходит экспериментальное неоновое безумие от французского режиссера Гаспара Ноэ, документальная картина об экоактивистке Грете Тунберг, абсурдистская комедия с Робертом Де Ниро и Морганом Фриманом, а также российский фантастический триллер.

Грета Тунберг, неоновый Ноэ и спортсмены со сверхспособностями: что смотреть в кино
© ТАСС

"Вечный свет"

Гаспар Ноэ, enfant terrible французского кино, да что уж там, и не только французского, снял неоновую оду искусству и эпилепсии. Кстати, людям, страдающим от этой болезни, лучше этот фильм не смотреть — его истеричное мигание на пару с тревожными повторяющимися звуками как будто провоцирует эпилептический припадок. Недаром картина предваряется цитатой Федора Достоевского.

Все начинается вполне прилично: две актрисы, Беатрис Даль и Шарлотта Генсбур, в роли самих себя собираются перед съемками нового фильма, где Даль выступает режиссером, а Генсбур исполняет главную роль. Они уединяются в гримерке и довольно мило обсуждают разные забавные случаи на съемках, геноцид ведьм и веру. Причем обе так естественны, что, кажется, их диалог — чистая импровизация (вполне может быть, что так и есть). Однако постепенно мирная беседа заглушается съемочной суетой, которая перерастает в настоящий народный бунт. Привязанной к столбу Генсбур начинает казаться, что со съемочной площадки она переместилась прямиком в собственный кошмар.

"Вечный свет" — это Ноэ неразбавленный, настоящая концентрация экзистенциализма и сарказма, которая доводит до катарсиса, погружая в первобытный ужас. Сразу видно, что режиссер натерпелся от зачастую непростого и хаотичного кинопроцесса и в своем новом фильме он выражает всю злость и горькую обиду на него. Не так гламурен кинематограф, как кажется, зато неона в нем хоть отбавляй.

"Я — Грета"

В кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга с 22 ноября

"Это такая ответственность. Я не хочу делать все это. Это для меня слишком. Я знаю, что это важно и как много поставлено на карту. Но это такая большая ответственность", — признается 16-летняя Грета Тунберг со слезами на глазах, сидя на палубе скоростной яхты. Она плывет на саммит ООН в США, где произнесет свою знаменитую речь, которую многие СМИ озаглавили в честь самой запоминающейся ее фразы: "Как вы смеете?"

Сейчас практически каждый знает про экологическую активистку и дважды номинантку на Нобелевскую премию мира. Но еще два года назад никто не воспринимал ее всерьез. Никому не известная 15-летняя девочка выходила к зданию шведского парламента и устраивала школьную забастовку за климат. Постепенно к ней начали присоединяться другие активисты, Грету стали приглашать на международные экологические предприятия, а ее слова вызывали все больший резонанс. Режиссер Натан Гроссман следовал за ней на каждом этапе этого нелегкого пути, запечатлевая ее внутреннюю борьбу и непростой быт постоянных поездок. В фильме можно увидеть ее встречи с сильными мира сего: Папой Римским, Арнольдом Шварценеггером и Эмманюэлем Макроном. Все они поддерживают ее начинания с милой улыбкой на устах, но мало кто готов что-то предпринять. И Грета не из тех, кто сделает им поблажку, — с каждым днем она становится грустнее и яростнее. Ведь она — одна из миллионов детей, которых лишают детства.

Действия и слова Тунберг вызывают полярные реакции: для кого-то она — наглая девчонка, для других — символ перемен. Однако мало кто задумывается, что за ярким образом стоит ежедневный труд и огромные жертвы человека, который только начал жить. Фильм Гроссмана — портрет уникального ребенка, взвалившего на свои плечи груз целого мира, просто потому что ни у кого больше не хватило на это смелости.

"Афера по-голливудски"

Еще один фильм про превратности съемочного процесса, хотя в данном случае он является лишь прикрытием для большой и наглой аферы. Ветеран Голливуда и любитель криминальных комедий ("Плохие парни", "Девять ярдов — 2") Джордж Галло вынашивал идею ремейка фильма Гарри Харвитца еще в 80-х, но звезды сошлись только сейчас.

Дело происходит в 70-е. Продюсер Макс Барбер в исполнении Роберта Де Ниро с длинными седыми волосами, в кепке и очках-авиаторах пытается встать на ноги после очередного провального фильма. Однако на сцене очень не вовремя появляется босс мафии (Морган Фриман в ковбойском костюме), которому Макс задолжал крупную сумму. Тогда ушлый продюсер решает провернуть аферу — организовывает съемки ненастоящего фильма, чтобы как бы случайно убить главного актера в результате несчастного случая и получить деньги со страховой компании. В качестве жертвы он выбирает ветерана вестернов Дюка Монтану (Томми Ли Джонс), всеми позабытого и прозябающего в доме престарелых. Но убить его оказывается не так-то просто.

У "Аферы по-голливудски" есть все вводные для того, чтобы быть смешной, но слабый сценарий не спасают даже хорошие актеры, которые за неимением ничего лучшего отчаянно переигрывают. Картине явно не хватает обаяния "Да здравствует Цезарь!" братьев Коэнов и основательности "Однажды в Голливуде" Квентина Тарантино.

"Бег"

Сначала можно подумать, что "Бег" — это такая вариация на тему "Льда", однако его фантастический подтекст делает фильм совершенно непохожим на большинство "спортивных" предшественников в российском кино. Новая картина от режиссера недавнего неонуара "Водоворот" Андрея Загидуллина рассказывает о спортсмене со сверхспособностями.

Чемпион Европы по легкой атлетике Сергей Бороздин (Евгений Романцов) попадает в аварию и получает травму, несовместимую с дальнейшей спортивной карьерой. Однако отнятую физическую силу герою возмещают с помощью необычной способности: на бегу он может видеть события из прошлого. Бывший спортсмен невольно становится свидетелем серии преступлений — в городе орудует маньяк, убивающий женщин. Бороздин пытается его остановить, но вместо этого сам становится подозреваемым по делу, которое ведет следователь полиции Настя (звезда сериала "257 причин, чтобы жить").

Под личиной фантастического триллера, так же как и в "Водовороте", Загидуллин скрывает психологическую драму. Главный конфликт — не столь разгадка жестоких преступлений и даже не любовная линия между спортсменом и следователем, а пропасть между обывателями и тем, кому повезло чуть больше. На поверку последние оказываются такими же уязвимыми, как и мы все.

Тома Ходова