Войти в почту

Игорь Бутман рассказал, чем похожи музыка и хоккей

Сейчас народный артист России Игорь Бутман занят написанием киносценария. Герои задуманного фильма, разумеется, музыканты.

Игорь Бутман рассказал, чем похожи музыка и хоккей
© Вечерняя Москва

— Игорь Михайлович, о чем будет эта история?

— О людях, прошедших Великую Отечественную войну и при этом связанных с джазовой музыкой. Были среди них и Герои Советского Союза. Мы изучили материалы, возникла интересная история — вымышленная, но основанная на фактах. Сейчас работаем над сценарием с одним моим другом. Хотим сделать кино доброе, с хорошей музыкой, с темой героической. Пока никому не показывали. Вы первая об этом узнали!

— А каким вы видите будущее джаза?

— Очень перспективным. В последние годы мы открыли много блестящих имен. Считаю важным представлять молодых музыкантов на большой сцене, дать им возможность проявить себя.

— Есть ли некий особый московский джаз? И если да, то какой он?

— У московского джаза огромная энергия, скорость, мощь. Ему присуща агрессивность в хорошем смысле слова. Город многоликий, и музыка тоже. В столице джаз менее консервативен, чем в Петербурге, хотя и там он на великолепном уровне.

— Вы долго жили в Америке. Верно ли, что каждый большой артист — космополит?

— По-разному может быть, но в основном музыканты открытые люди, многие получают ангажементы от зарубежных театров и временно живут за границей, одновременно являясь патриотами и космополитами.

— Джаз — элитарное искусство или демократичное?

— Вышел он точно не из элиты и не к ней был обращен. Имея афроамериканские корни, вначале джаз был сродни молитве об улучшении качества жизни рабов, трудившихся на плантациях. Потом все стало сложнее. Но джаз всегда был для всех, сегодня он звучит и в клубах, и в академических концертных залах, и близок разной публике. Конечно, есть стили, которые неподготовленному человеку сложно оценить — авангард, фьюжен. Как для понимания Шостаковича надо и Чайковского послушать, и Бетховена, так и здесь нужно начинать с более ранних ступеней эволюции джаза.

— Вы увлекаетесь хоккеем. Похож ли этот вид спорта чем-то на джаз?

— Да! Команду можно сравнить с оркестром. На лед выходит пятерка — квинтет. И в хоккее, и в джазе надо много трудиться, оттачивать мастерство. А главное — когда все выучил, ты должен импровизировать, ничего нельзя предугадать. Высокую роль играет скорость движения, принятия решений. Поэтому по динамике и стилю мышления игроков эти занятия похожи.

— Музыканты обычно берегут руки. Не боитесь травм?

— Волков бояться — в лес не ходить. Риск есть, но защитная экипировка его снижает. Этот вид спорта помогает быть в хорошей физической форме, разгружает морально. А еще хоккей дает легким продышаться, получить нужное количество кислорода. На них у нас все время серьезная нагрузка.

— Что вас вдохновляет?

— Все! Утром проснулся — вдохновился. Заснул — тоже вдохновился. Я счастливый человек — мне почти ничего не надо для этого. Хорошая музыка, интересные люди...

— А есть ли женщина, которой вы готовы подарить руку, сердце и саксофон?

— Женщины — это святое, конечно, я отдам все: руку, сердце, квартиру, машину. (Смеется.) Если честно, сложный вопрос.

— Вы критиковали многие оскароносные фильмы о джазе. Что в них не так?

— Депрессивность. Фильм «Лала Ленд» — о джазовом певце-алкоголике. В картине «Около полуночи» главный герой-саксофонист тоже страдает зависимостью.

Формируется такой имидж музыканта — виски, одиночество, неудачи. А вот кино «Мы из джаза» — веселое, наивное, очень доброе. Хотелось бы больше фильмов в таком ключе. Конечно, среди джазменов есть и любители выпить, и светлые люди, совсем далекие от этого.

Важно ли музыканту иметь политическую позицию?

— У кого она есть — хорошо, нет — тоже ничего страшного. Все имеют право на свою точку зрения, свои обиды, радости и благодарности. У меня такая позиция есть — кому-то она нравится, кто-то считает ее конъюнктурной. Я являюсь доверенным лицом и президента, и мэра Москвы, одобряю их работу. Есть недостатки в нашем обществе, в стране, которые надо исправлять, и это задача каждого. Я стремлюсь к тому, чтобы джазовые музыканты могли делать отличные проекты, фестивали получали поддержку, больше программ на телевидении были связаны с творчеством. И к тому же, чтобы мой оркестр звучал хорошо! На это не могут повлиять ни партии, ни президент, ни мэр — я сам должен требовать от себя, от своих музыкантов полной отдачи.

— Вся история джаза связана с преодолением, бунтом?

— Да. Был бунт среди музыкантов в 40-е годы — против того, чтобы джаз стал развлечением для белых. За ним последовал бунт против дилетантов — Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи усложняли музыку, ускоряли темп игры, чтобы сделать ее недоступной непрофессионалам. Потом был бум джаз-рока, уход в сторону коммерции. В наши дни лично я «бунтую» за то, чтобы джаз был признан и о нем не говорили всяких вещей, не имеющих к нему отношения.

— Посоветуйте, с чего начинать знакомство с джазом.

— С шедевров! Послушайте великих Эллу Фицджеральд,Чарли Паркера, Луи Армстронга, Гленна Миллера, Каунта Бейси. Из наших можно начать с творчества Леонида Утесова, Давида Голощекина, Геннадия Гольштейна, ансамблей «Аллегро», «Арсенал».

Читайте также: Названа самая популярная песня всех времен