До войны спас ребёнка и девушку. Новые факты и воспоминания о знаменосце Победы Григории Булатове
О герое рассказали люди, которые хорошо его знали и общались с ним.
16 ноября исполнилось 95 лет со дня рождения Григория Булатова, водрузившего Знамя Победы над Рейхстагом. «Источник Онлайн» опубликовал отрывки из воспоминаний о Григории Петровиче из фонда Центра патриотического воспитания имени Григория Булатова
«У Рейхстага вспомнил Григория Булатова»
«Работая на фанерном комбинате «Красный Якорь» главным механиком в 1960-е годы, мне посчастливилось совместно трудиться с группой высококвалифицированных специалистов: слесарей, станочников по металлу. Среди них был Шуплецов Н. В., Староверов Ф. К., Кононов Г. И., Распопов М. В., Рева И. В., Шутов С. Г. Черных А. С., а также Булатов Г. П.
Григорий Петрович работал в группе слесарей, обслуживающих приточно-вытяжные вентиляционные установки. Он отличался трудолюбием и исполнительностью.
В воскресные дни весь коллектив отдела главного механика вместе с коллективом механического и электрического цехов трудились на ремонте технологического оборудования фанерного комбината и готовили его для ритмичной работы на очередную неделю.
Запомнился один из таких дней. Проходя по объектам в обеденный перерыв, я встретил на вентиляционной площадке Григория, который менял на валу вентилятора шарикоподшипник в клеильно-обрезном цехе. На вопрос «Почему ты не обедаешь?», ответил, что нужно успеть выполнить работу, а пообедать «успею позже».
Я задал ему ещё один вопрос «Григорий, я слышал, что ты в конце Великой Отечественной войны участвовал в штурме Рейхстага в Берлине?» Он ответил: «Давай присядем, это длинная история». Григорий рассказал, что в конце апреля 1945 года он со своими товарищами участвовал в штурме Берлина, форсировали речку Шпрее и после сильнейшей артподготовки подошли вплотную к Рейхстагу. Утром 30 апреля 1945 года нескольким группам выдали красные флаги и поручили их водрузить над Рейхстагом. Площадь перед зданием Рейхстага вся была изрыта воронками от снарядов. По всей линии атаки делались неоднократные попытки прорваться к зданию, но фашисты шквальным огнем отражали их.
Григорий вместе со своим товарищем преодолел часть пространства перед Рейхстагом и, укрываясь от огня противника, попал в воронку от снаряда с водой. Неоднократные попытки выйти из воронки и продвинуться дальше пресекались ураганным огнем противника. И только во второй половине дня 30 апреля 1945 года Григорию со своим товарищем удалось вместе с красным флагом приблизиться к Рейхстагу.
На одной из колонн они нашли место для установки флага. Товарищ встал на корточки, Григорий залез ему на спину и установил Красный флаг. Сразу же они доложили своим начальникам о выполнении задания.
В 1976 году мне посчастливилось в составе делегации побывать в Германии на Лейпцигской ярмарке. Были мы и в Берлине у Рейхстага. В то время там стояла ещё берлинская стена, разделяющая ФРГ и ГДР. Здание Рейхстага имело серый угнетающий вид, внутрь не пускали. Там я вспомнил нашего Григория Петровича Булатова, который со своими товарищами штурмовал это здание и принес нашей Родине Победу».
Юрий Петрович Шайтанов
«Я – Григорий Булатов. Знаешь такого?»
«О подвиге Григория Булатова я узнал ещё в 1946-м году. Дело в том, что в то время в кинотеатрах перед кинофильмом обязательно показывали документальную кинохронику. Однажды мы перед фильмом увидели документальные кадры водружения знамени Победы, где запечатлён Григорий Булатов с однополчанами. Многие узнали Булатова. Это событие передавалось слобожанами из уст в уста.
Позднее в Слободской с войны вернулся и сам герой.
Я в 1949 году работал токарем механического цеха на фанерном комбинате «Красный якорь». Там же работал Григорий, сначала слесарем, потом мотористом на катере. Булатова тогда уже знали все. Держался он очень уверенно, знал себе цену и любого мог поставить на место. Его уважали.
Вспоминается один эпизод. В то время на завод поступило импортное оборудование. Создали группу из рабочих по разгрузке и транспортировке оборудования. Предстояла сложная и тяжёлая работа. И вот оборудование прибыло, везут на комбинат, а на их пути поперёк дороги стоит машина гружёная, а водителя на месте нет. Заминка, все нервничают…
Рядом с образовавшейся пробкой шёл Григорий, спрашивает: «В чём дело?». Ему говорят: «Да вот, мешает, не проехать никак». Григорий тут же, никому не говоря, в машину сел, завёл и отогнал её в сторону. Тут появился шофёр. Кричит: «Кто посмел?». Булатов ему: «Я – Григорий Булатов. Знаешь такого?». Водитель сразу сник, съёжился и отошёл в сторону.
Вспоминается, как в году вроде бы 1963-м, секретарём парторганизации был Василий Зырянов. Тогда он решил принять Булатова кандидатом в члены КПСС. Булатов подробно рассказал, как происходило водружение. Да и книга Георгия Жукова, где упоминается Булатов, кажется, появилась в тоже время. Официальная версия о героях-знаменосцах многим казалась «притянутой» в угоду Сталину. Но в члены партии Булатова так и не приняли. Причину этого я не знаю. К сожалению, Булатов затем ушёл с фанерного комбината, работал в других организациях, встречался я с ним редко.
Последний раз видел Булатова на реке (спуск у ДК им. Горького). Был конец августа, вода уже холодная. Наверное, это был последний август в его жизни. Холодно, а Григорий всё в глубину ныряет. Мы тогда с друзьями с рыбалки возвращались. Спрашиваем: «Чего там под водой интересного нашёл?» Григорий говорит: «Да вот, лодочный мотор утонул, надо достать». А мы ему: «Как доставать-то будешь? Мотор-то тяжёлый…» А Булатов: «Только бы на дне найти, а я достану…»
До сих пор я так и не знаю, нашёл и достал ли со дна Вятки Григорий тот мотор…
Больше я Булатова не видел…Но знаю, что он был смелым, отважным, настоящим героем, не мнимым, а подлинным…
Григорий, мы будем помнить тебя!»
Игорь Васильевич Рева
Спасал людей и в мирное время
«Гриша Булатов запомнился мне очень смелым, бесшабашным, готовым всегда придти на помощь. Помню несколько случаев, когда Гриша в нужный момент появлялся как «из-под земли» и спасал людей. Такой случай произошёл с моим младшим братом Геной. Было ему тогда года три, но, несмотря на это, бутылочку с соской сосать не перестал. Однажды братик уронил бутылку в грязь и, видимо, решил помыть её в речке. Надо сказать, что речка Петериха была раньше чистой, полноводной, там купались, полоскали бельё. Вот братик и побежал к речке помыть бутылочку, но оступился и стал тонуть. Я увидела эту картину и как закричу: «Генька тонет!». Гриша тут как тут – подскочил, схватил малыша на руки, спас из беды!
Ещё был случай, когда Гриша спас взрослую девушку. Была соседка у нас Тася Копанева. Пошла она купаться, под водопадом, видно, там глубже было. Оступилась Тася, скрылась под водой. Мы как закричим: «Ой, Тася не выплывет никак!» Смотрим – Гриша «пролетел» мимо нас, водой обрызгал. Нырнул – и спас Тасю! Герой!
Когда война закончилась, и Гриша пришёл с фронта, о своём подвиге он не рассказывал. Зато рассказал мне такой эпизод. Он в Германии случайно встретил директора спиртзавода Ивана Петровича Игохина. Игохин тоже там воевал. Обнялись они крепко, а потом Иван Петрович его напутствовал: «Добивай врага, Гриша, в его логове! Мы же вятские – люди хватские! Иди домой с Победой!». Сам Игохин домой вернулся, но когда пришёл Гриша, они уже не встретились, в то время Ивана Петровича с семьёй направили на спиртзавод в Уржум.
О том, что Булатов первым водрузил флаг на Рейхстаг, я почитала в книге Г.К. Жукова.
С Григорием мы последнее время виделись не часто, здоровались при встречах. Я знала, что Гришу дразнили «Гришка-рейхстаг». От несправедливости Григорий стал выпивать, часто его видели в пивных. Работал он вначале на спиртзаводе, потом на фанерном комбинате...»
Нина Николаевна Кошурникова
«Незазнаистый» был
«В конце 50-х или начале 60-х годов газета «Правда» опубликовала большую статью о знаменосцах Победы, в которой было подробно описан эпизод конца войны и момент водружения штурмового флага Победы. Фамилия Булатов там была написано чёрным по белому. Эту статью по всему фанерному передавали из рук в руки. Сначала мы все удивились, а потом зауважали нашего Гришу. Я запомнил, что и руководство комбината «сделало» свои выводы, не прошло и недели, как его «повысили» – перевели работать в цех на фанерный.
Григорий после этого не загордился, ведь был он «незазнаистый». Пока работал у нас, с его стороны никаких хулиганских «выходок» не было. Работал хорошо, своё дело знал.
Мне помнится, что в году 1963-м, или 64-м секретарём парторганизации фанерного комбината был Зырянов Василий. Видимо, после этой статьи в «Правде», Булатова хотели принять в члены КПСС. Ведь тогда к партийным людям было больше доверия. Но членом партии Г. Булатов так и не стал, а почему так произошло – не знаю.
Одевался Булатов просто: брюки, рубашка, спецовка.
Однажды иду куда-то по своим делам, а Григорий мне навстречу шагает. Вижу, что он выпивший немного. Я и спрашиваю: «Пишут, что ты подвиг совершил. Так тебе Героя когда присвоят?», а Булатов ничего не ответил, только рукой махнул.
Он и сам уже не верил, что это когда-нибудь случится.
Конечно, ему ведь было обидно, что обещали такую награду, но не дали. Ведь не каждый мог такой подвиг совершить, Рейхстаг наши солдаты с боем брали, на верную смерть шли. А Григорий тогда совсем молоденьким был, кому хочется так рано жизни лишаться? Я думаю, что он – настоящий герой. И считаю, что если бы по заслугам Булатова наградили, то прожил бы он совсем другую жизнь».
Владимир Николаевич Перевозников
«Герои не умирают»
«Как-то ранним утром на рыбалке мы с ним поговорили обо всём. Я спросил его: «Как ты себя чувствуешь, когда тебя называют «Гришка-Рейхстаг»?» Он в ответ обронил такую фразу: «Герои не умирают». Я сначала подумал, что это злая шутка, а оказалось на самом деле, то, что сделал Булатов – это настоящий подвиг. Он первым установил знамя штурмового полка на фронтоне Рейхстага.
Многие тогда погибли, а ему удалось выжить, несмотря на ураганный огонь врага. Затем над Рейхстагом поднялось знамя Победы, которое водрузили Кантария и Егоров.
Булатов рассказал мне и такую историю: «Позднее Кантария нашёл меня, мы поговорили, он недоумевал: «Ведь ты, Гриша, первым водрузил знамя, а мне и Егорову присвоили Героя Советского Союза». Я спросил: «А как же мне?», «Тебе присвоят позднее», – сказал Кантария.
Я прихожу на кладбище в День Победы и у могилы Булатова вспоминаю его слова: «Герои не умирают».
Виталий Петрович Луппов