Истории вещей. Рассматриваем афишу Альфонса Мухи из Бахрушинского музея
Новая героиня рубрики «Истории вещей» — афиша Альфонса Мухи к спектаклю «Дама с камелиями». Эта афиша была напечатана в мае 1900 года для гастролей парижского театра «Ренессанс» в Бельгии и теперь хранится в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.
Символы старой афиши
Впервые плакат к «Даме с камелиями» Муха нарисовал в 1896 году. Это была третья из семи афиш, которые он за шесть лет создал для Сары Бернар. Актриса питала особую симпатию к этому плакату и использовала его во всех своих турне по миру вплоть до 1911 года.
Афиша может служить прекрасным наглядным пособием по стилю модерн, господствовавшему в то время. Главными его чертами были отказ от прямых линий и углов, использование природных и цветочных мотивов, а также объединение изобразительного искусства с прикладным. Складки одежды героини спадают волнами, буквы в названии закруглены, в верхней части плаката рамка, нарисованная характерными для модерна линиями «волна» или «кнут».
Героиня стоит на фоне звездного неба в профиль к зрителю, задумчивая, она сжимает рукой на груди роскошную меховую накидку. Цветы белой камелии в ее волосах и у ее ног — символ: они говорят о смерти героини в конце пьесы. Если присмотреться к верхней части рисунка, можно увидеть, что над головой женщины притаились еще два символа: слева — сердце, обвитое колючими стеблями роз, справа — оно же, пронзенное и истекающее кровью. Зрителю того времени было достаточно одного взгляда, чтобы понять, какой сюжет представляет афиша: роман Дюма о трагической любви к даме полусвета, больной чахоткой, еще недавно не сходил с уст во всей Европе, как и мотивы арий из оперы «Травиата», основанной на нем.
Роман, взятый из жизни
История «Дамы с камелиями» началась почти за полвека до создания этой афиши. В 1847 году в Париже прогремело имя Александра Дюма — сына: вышел его роман о любви куртизанки Маргариты Готье и молодого человека Армана Дюваля. У него строгий отец, а она неизлечимо больна. Их роман обречен, и влюбленные расстаются. В следующий раз Арман услышит имя Маргариты лишь после ее смерти.
История была взята из жизни. Прототипом героини стала известная парижская куртизанка Мари Дюплесси, любовница Дюма. За один вечер с ней он тратил свой месячный запас денег, и ему приходилось их занимать. Она болела туберкулезом, и от запаха цветов у нее кружилась голова, поэтому она носила на своем платье камелии, цветы без аромата.
Через год писатель переделал роман в пьесу, но сыграна на сцене она была только спустя три года. Театры боялись скандала, позже пьесу запретила цензура. Премьера первой постановки по «Даме с камелиями» состоялась в феврале 1852 года.
Любимая роль Сары Бернар
В 1881 году роль Маргариты Готье исполнила актриса Сара Бернар, «божественная Сара». На сцене она настолько вживалась в свою роль, что, по ее словам, «покидала себя». Все девять часов, что шел спектакль, она держала зрителей в напряжении, а когда в конце пьесы ее героиня умирала, некоторые зрители падали в обморок — и вовсе не от усталости. Бернар было достаточно уронить платок, чтобы публика почувствовала, как из ее героини уходит жизнь.
«На сцене ее личность претерпевает раздвоение, она играет так, словно видит сон наяву, причем усталость не соразмеряется с головокружительной расточительностью мысли. Она сливается со своими персонажами и с поразительной силой проникается их атмосферой», — писал современник актрисы, журналист Анри де Вендель (цитируется по книге «Сара Бернар» Софи-Од Пикон).
Роль Маргариты Готье была лучшей в карьере Сары Бернар. У нее с героиней даже было что-то общее: например, в детстве актриса болела туберкулезом. Кроме того, ей, как и Маргарите, пришлось расстаться с любимым — родственники голландского принца Анри де Линя были против его связи с актрисой. А еще она тоже очень любила камелии.
На момент гастролей в Бельгии, для которых был напечатан этот плакат, легендарной актрисе было уже 56 лет, но она продолжала с блеском играть юную девушку. В 1912 году — в 68 лет — она снялась в фильме «Дама с камелиями», где ее партнером был 35-летний Пол Капеллани.
Как художник прославился за один день
История знакомства Альфонса Мухи и Сары Бернар началась в 1894 году. Накануне Рождества актриса позвонила в типографию Брунхоффу и сделала срочный заказ на афишу к новому спектаклю «Жисмонда», где она исполняла главную роль. Все художники разъехались на каникулы, владелец типографии был в отчаянии — — отказывать «божественной Саре» было нельзя. Он позвонил Мухе и предложил нарисовать эту афишу к 1 января. Тот сразу согласился.
Художник изобразил актрису в сцене торжественного шествия из заключительного акта — с распущенными волосами, в венке из цветов, в золотом платье, похожем на праздничное облачение священника, и с пальмовой ветвью в руке. Бернар была в восторге и сразу заключила с ним контракт на шесть лет. Художник ежемесячно получал неслыханную по тем временам сумму — три тысячи франков, кроме того, 1500 франков актриса платила ему за каждую новую афишу.
1 января 1895 года Париж был увешан плакатами к «Жисмонде». Они так понравились парижанам, что многие не стеснялись их срезать со стен. В один день Альфонс Муха стал знаменитым.
Ходили слухи о его романе с Сарой Бернар, но, судя по их сохранившимся письмам, между ними была только дружба. Муха восхищался актрисой, она ему покровительствовала. Перед его первой выставкой в 1897 году она ему написала:
«Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за вас слово… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит ваших картин очаруют публику, и после выставки я вам предвещаю славу. Сжимаю обе ваши руки в своих, мой дорогой Муха».
Стиль Мухи
Альфонс Мария Муха родился в чешском регионе Моравия в 1860 году. В детстве пел в хоре, потом решил стать художником. В Пражскую академию искусств его не приняли, и юноша пошел служить писарем. В 19 лет его взял в ученики художник-декоратор венской театральной компании. Театр стал для Мухи источником вдохновения на долгие годы.
После двух лет работы в студии художник вернулся в Моравию, где создавал роспись дворца и родового замка графа Карла Куэна-Беласси. Тот был так впечатлен творчеством Мухи, что оплатил его обучение в Мюнхенской академии изящных искусств, а позже — в Париже. Во Франции Муха начал зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, календарей, меню, визитных карточек.
Там же он приобрел фотоаппарат, чтобы снимать моделей в нужных ему для эскизов театральных позах и позже рисовать по фотографиям. Муха сам проявлял негативы и печатал снимки. Долгая сессия профессиональной натурщицы стоила немалых денег, а попозировать для фото модели соглашались за скромную плату.
Женщины с развевающимися волосами, украшенные цветами, в струящихся складками платьях, похожие на богинь или фей, стали визитной карточкой стиля Альфонса Мухи. А после 1906 года на многих его иллюстрациях стала появляться одна и та же красивая рыжеволосая девушка — жена художника Маришка.