Американская киноакадемия давно переплюнула цензуру СССР
На Западе в тренде фильмы и сериалы про сильных, независимых женщин, которые наперекор судьбе и «ментальному патриархату» добиваются своего.
Достаточно странно видеть подобный социальный заказ в XXI веке в демократических странах, где уже более полувека женщины имеют избирательные и гражданские права, доступ к высшему образованию и в целом равные возможности с мужчинами в тех социальных слоях, которым они принадлежат.
Сегодня эта очевидно специально возбуждаемая проблематика вращается больше вокруг каких-то
культурно-психологических аспектов и локальной «борьбы полов».
В последнее время западные романтики начали признавать, что продукция Голливуда жёстко идейно цензурируется прежде всего теми, кто оплачивает съемки дорогостоящий картин. Настоящим ударом по мифу о неидеологизированности Голливуда стало то, что Американская киноакадемия искусств объявила ряд новых правил отбора фильмов, претендующих на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм»: один из актёров, исполняющих роль главного героя, должен быть представителем расовых или этнических меньшинств либо по меньшей мере треть остальной труппы должны быть женщинами, представителями расовых, этнических меньшинств, «голубыми» или инвалидами.
Ясно, что подобные «технические требования», направленные вроде бы на помощь отдельным категориям профессионалов, представляют собой нормативное закрепление того уже фактически имеющегося идейно-политического вектора в западном кинематографе — разжигание расовой и этнической вражды, культ секса и сексуальных извращений, пересмотр устоявшихся представлений о психической нормальности. Новые правила «Оскара» так и были восприняты общественностью, как наглядное подтверждение наличия цензуры и пропаганды.
К огромному сожалению, и наш кинематограф идёт по западному пути, но пока лишь в аспекте растления морали и игры на самых низменных позывах толпы. «Женский вопрос» имел совсем другое значение в первой половине XX века, особенно в западных странах, которым только еще предстояло дорасти до равноправия полов
В отличие от России, в которой революционная ломка 1917 года не только расчистила юридические препоны для женщин, но и всячески толкала их в сферу общественной жизни. В 1940 году на экраны вышел культовый для сталинской эпохи фильм «Член правительства», отнесенный в 1957 году, несмотря на десталинизацию, журналом «Советский экран» к выдающимся произведениям советского киноискусства.
«Член правительства» — это абсолютно цензурное, пропагандистское кино, манифест новой власти в сфере «женского вопроса», поданный в форме высокого искусства. Оцените пафос, с которым «Правда» подавала премьеру фильма: «Можно писать высоконравственные статьи о нормах человеческого поведения, создавать морализирующие романы и повести о том, как плохо делать то или иное и как хорошо поступать так, а этак; можно ставить десятки дидактических фильмов, и все-таки никогда ни одно из этих произведений не сможет сравниться по силе своего влияния с искусством, в котором логика жизни — самая убедительная и неотразимая.
Решение задачи не подсказано и не предусмотрено исходным положением слагаемых. Оно возникает в процессе, в борьбе. Там кристаллизируется и образ, и его судьба».
Следует признать, что фильм «Член правительства» по своему идейному наполнению и художественному исполнению стоит в сто раз выше, чем нынешние феминистические киноподелки. В фильме действительно, несмотря на простенький сюжет, удалось через борьбу характеров, через краски преодоления обстоятельств передать мощнейший образ эпохи — эмансипированную советскую женщину.
Главная героиня — Саня Соколова — простая крестьянская баба, которая в силу обстоятельств сначала становится председателем колхоза, а потом и депутатом Верховного Совета СССР. В развитии ее характера раскрыт настоящий дух нашей простой русской женщины. Зритель увидит в ней нечто родное — свою бабушку, мать, сестру.
Но образ Соколовой не плоский, не «одновекторный», как это принято исполнять сегодня. Там все, как в жизни. Она очень сильная, но при этом слабая, плачет, впадает в уныние. Набожная, но верит в советскую власть. Ее колотит муж, но она его любит по-настоящему, всем своим бездонным женским сердцем.
Даже образ мужа, который вначале подается как абсолютно негативный, к концу фильма играет новыми красками. И не так, что он изменился по велению сюжета, а наоборот, те же негативные черты героя в других обстоятельствах оказываются положительными.
Весь фильм — это обнажение дум и чувств обычной русской женщины, которую жизнь заставила решать проблемы села. Зритель гарантированно будет покорен мужеством и внутренней чистотой ее натуры, восставшей против идиотизма деревенской жизни и неравенства.
Саша Соколова — это образ русского народа, в котором дремлют бесконечные силы и способности, в котором простота и прямота подкупает до слез.
В финале фильма звучит речь главной героини с трибуны Верховного Совета СССР, которая замечательно передает реальное содержание феминистических процессов той эпохи:
«Вот стою я перед вами, — простая русская баба, мужем битая, попами пуганная, врагами стрелянная, живучая! Вот стою и думаю: зачем я здесь? Это проводить величайшие в мире законы. Это ж понять надо! Ах, жалко мне только, что прошла моя молодость на чужом поле, на хозяйских горшках, на мужских кулаках! Ну, да чего там говорить! Гляжу я сейчас только на свое счастье, гляжу и верю, — может, и мое словечко в закон-то ляжет».
То есть авторы не пытаются нам солгать, что Саши Соколовы в одночасье превратились в «кухарок», искусно управляющих государством. Нет, они все такие же обычные наши крестьянские бабы, но уже при деле, в том числе государственном.
История Саши Соколовой если не типичная, то вполне реальная для своего времени. Так, в 1940 году в составе Верховного Совета СССР было 189 женщин, а если учитывать Верховные Советы союзных республик, то аж 1625. В местных Советах заседало более 420 тысяч представительниц «слабого пола».
Сегодня этими цифрами некоторые европейские страны не удивить, но для 1940 года это было дело
невиданное.
Главную роль в фильме блистательно исполнила великая советская актриса Вера Петровна Марецкая. Обладая абсолютно неподходящей для этой роли интеллигентной внешностью, она продемонстрировала великолепное мастерство перевоплощения. В том же журнале «Советский экран» писалось: «Создание образа Александры Соколовой справедливо называли в своё время огромной творческой победой талантливой актрисы Веры Марецкой. Она безыскусственна и убедительна с самого начала фильма, когда конный милиционер ведёт в районный центр «нарушительницу порядка».
Она до слёз волнует в финале, выступая с трибуны как депутат Верховного Совета». Между прочим, в честь Веры Марецкой назван теплоход, находящийся до настоящего времени в составе Новороссийского морского пароходства.
Сняли картину известные советские кинорежиссеры А.Г. Захри и И.Е. Хейфиц.
Фильм 1939 года «Член правительства» можно смело отнести к золотому фонду мирового кино и рекомендовать к просмотру всем, особенно феминисткам и тем, кто их недолюбливает.