Войти в почту

Извини, Андромеда. О новом альбоме Владимира Селиванова и "Черной Ленточки"

Не Хаски, не Монеточка и не Моргенштерн стали самым интересным музыкальным собятием осени. В ноябре вышел новый альбом группы "Черная Ленточка". Он называется "Родной".

Извини, Андромеда. О новом альбоме Владимира Селиванова и "Черной Ленточки"
© Свободная пресса

Проект Владимира Селиванова с самого начала попал в ловушку андеграунда. О нем не пишут крупные музыкальные СМИ, группу не приглашают на концерты по всей стране (а зря!), их не позовет на интервью Дудь.

Скорее всего, изначально то был сознательный жест самого Селиванова. На момент внезапного распада в 2015 году его группа "Красные звезды", казалось, идет к вершинам славы. Ротация на "Нашем радио", клипы, концертные туры - все это вдруг оборвалось. Селиванов ушел в жесткий андеграунд и погрузился в поиски нового звука. И нашел.

Для тех, кто не знает "Черную ленточку", звучание группы можно охарактеризовать как смесь "Гражданской обороны" и Portishead, но это, конечно, очень грубо и не выражает все оттенки звука, найденные Селивановым и компанией в ходе экспериментов.

С первого альбома (который так и называется - "Первый") - и до нового "Родного" все, что делает "Черная ленточка", с полным правом можно назвать настоящей новой русской музыкой. Это действительно нечто по-настоящему новое, в отличие от модного русского рэпа.

Музыка "Черной ленточки" глубоко визуальна, почти физически ощутима. Это радужный калейдоскоп образов, звенящий медными колоколами, скрипящий ржавыми шестеренками - падает разбитое стекло, зажевало магнитную ленту, пульсирует сердце в отделении реанимации. Закрыв глаза, эти образы легко представить даже в отрыве от текстов, которые у Селиванова всегда - о боге, смерти и о чем-то настолько настоящем, что пробирает до печенок.

Фанатам старых "Красных Звезд", безусловно, понравится песня "Заклинание", переделанная уже в духе "Черной Ленточки" и органично вошедшая в новый альбом - да так органично, что кажется, будто это совершенно новая песня. И звучит она теперь разнообразнее, жестче, красочнее. Не зря Селиванов назвал стиль "Черной Ленточки" словом "paintnoise" - цветной шум.

По-селивановски пронзительная песня "Прощай" - то, что нужно слушать за рулем автомобиля или в кресле автобуса, глядя на проплывающие мимо дома и деревья. Кинематографичная, как и все творчество "Черной Ленточки", завораживающая, с быстрым ритмом и долгим, мелодичным распевом.

Еще один характерный прием "Черной Ленточки" раскрывается в песне "Иди и смотри" - контраст звука. В минималистичный, по-шамански зомбирующий ритм вдруг врывается оглушительная стена грязного звука - точно холодной водой после бани окатило.

Есть на альбоме и давно полюбившийся "Свет звезд", наконец-то обретший завершенное звучание, и нежная, потрясающая, с удивительной мелодией песня "Видели ангела", которую слушатель раньше знал только по акустической версии. Песня о победе над смертью, о черной ленточке - как символе не гибели, но жизни и преодоления.

"Горит свеча, петля манит, часы идут назад

И ты молчишь, и он молчит,

Глядит тебе в глаза.

И ты один, и он один - убей его!

Всем смертям назло!"

И снова переделанный "Шаг вперед", который уже был в одном из предыдущих альбомов, но с другим звуком. Селиванов, конечно, перфекционист и искатель по своей натуре, он не хочет останавливаться на одном варианте - вспомним хоть, сколько разных версий легендарной "Русской смерти" на разных альбомах.

Неожиданной может показаться песня "СССР", странная даже для "Черной Ленточки", на текст автора под псевдонимом "Доктор Шринк". Она отличается от остального альбома как по звуку, так и по посылу - но это не Калугинское "Наша Родина - СССР", а, скорее, тоска по метафизическому смыслу, раскиданному по безвременью и утерянному - как теперь кажется - в каких-то совсем уже древних веках. По героической мелодике это уже похоже на какое-то переосмысление Высоцкого - но с "безумным полковником Каддафи" и с золотыми гермошлемами с символикой СССР.

"Извини, Андромеда,

Я очень хотел бы остаться,

Но я должен вернуться

Когда-нибудь в СССР".

"Черную Ленточку" по-прежнему, конечно, не будут приглашать на концерты по всей России, не позовет на интервью Дудь, не распишет "Медуза" в карточках - видимо, таков путь. Но альбом "Родной" в очередной раз доказал, что творчество Владимира Селиванова - подлинный, жесткий и настоящий андеграунд по отношению даже не к музыкальному миру, а к самой действительности.

Много тропинок ведут к вершине горы. Селиванов выбрал свою - трудную, но чертовски интересную, с видениями, сияющими огнями и приключениями. А на вершине - свет звезд и малиновый дождь.

"Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда мы не станем старше".