Войти в почту

Как земляк Нико Пиросмани из Анапы в 60 лет начал рисовать

Анапчанин Джафар Анагиев – человек уникальный. Он известный на Кубани стоматолог, кандидат медицинских наук, основатель целой медицинской династии. А еще он великолепно поет: более 20 песен на азербайджанском и русском языках выложено на «YouTube», в том числе «Чайхана» группы «Ялла». Сам делает вино, с которым разговаривает как с живым существом. В общем, ко всему, за что бы ни брался, подходит как истинный художник. А три года назад, ровно в 60 лет, занялся живописью. И за 3 года создал 57 полотен. Корреспонденту «АЧ» недавно довелось познакомиться и с мастером, и с его работами. У художника есть собственный выставочный зал, под который он отдал весь цокольный этаж своего роскошного дворца торжеств «Восток», расположенного на въезде в хутор Красный. Как рассказывает сам Джафар Анагиев, никогда раньше он не рисовал. Ну, если не считать «художеств» в детских школьных тетрадках. Как у всех пацанов. Вообще в семье до него не было ни врачей, ни художников. Отец был сельским учителем в грузинском селении Кабала, где закончил школу и Джафар. Да-да, наш герой родом с Кахетии, где родился великий грузинский художник Нико Пиросмани. Так что, как знать, может, этот роман с живописью вовсе не случайно начался, и виной всему мистическая связь с землей? С присущим ему чувством юмора, Джафар рассказывает, каким большим трудом достается ему все в жизни: – Я тринадцать раз в мединститут поступал! На «Краснодарсельмаше» работал и несколько лет, по 2 раза в год, сдавал экзамены. Я ведь когда приехал на Кубань, русского языка почти не знал. И добился-таки своего! Да, в 1980-м, успев отслужить два года в армии, Анагиев поступил на рабфак мединститута. Днем учился, вечером работал все там же, на заводе. В 1986-м закончил. Затем были два года ординатуры. И, наконец, в 1988 году в составе группы врачей молодой специалист был направлен в Анапу, в детский санаторий «Бимлюк». И 30 лет, до самой пенсии, проработал он на одном месте. По сути, с двумя записями в трудовой книжке. На сегодня в семье Анагиевых пять стоматологов! Профессию отца взяли все трое детей: Эльвира, Рашид и Лейла. Стоматологом работает и зять Кирилл. Так что Джафар – основатель медицинской династии. – Так что же случилось три года назад, уважаемый Джафар? Удар молнии, озарение или что-то еще? – Встреча вот с этим человеком, – смеется мастер, представляя мне еще одного своего гостя – интеллигентного господина в щегольском шарфе, Владислава Несынова. Владислав Иванович – потомственный художник. В 2011 году приехал в Анапу из Иркутска и открыл здесь академию живописи «Рафаэль». Среди его учеников есть даже пенсионеры – такие как 84-летняя Наталья Владимировна. Ну, или наш герой. Наконец, мы вместе спускаемся в зал. Джафар щелкает выключателем, и галерея наполняется светом и яркими красками. На стенах – десятки полотен, от которых глаз не оторвать. Тут сказочные башни и минареты Истамбула. И цветущее дерево граната, которое он написал, когда гостил в Грузии, где у него остались мать и братья. Целая галерея портретов, родных лиц, выписанных с невыразимой любовью и болью. Вот дядя с тетей – родной сестрой отца. Он был чабаном, пас овец на Гида Гуру – «высокой горе». Они очень друг друга любили. И когда она погибла там, наверху, он на лошади спустил ее вниз. Через год и сам умер. Такая вот любовь была… Рядом нежный весенний портрет дочери. И сын Рашид – в расшитой восточной тюбетейке на фоне кружевного сплетения ветвей и изящной вязи текста Корана. А картина «Ужин у Фатьмы» – полная аналогия с Пиросмани! Джафар смеется. Говорит, написана как раз по мотивам Нико Пиросмани. Прошу рассказать, как учился рисовать. – Очень просто! – хитро улыбается Джафар. – Три года назад я вместе с группой учеников академии «Рафаэль» поехал в Крым, в село Приветное. И вот первый пленэр. Мастер расставил всех на холме, мне тоже дал листок формата А4 и карандаш: «Рисуй!». Я в полной растерянности, смотрю на природу, а он ушел к другим. Сидел я, сидел, да начал дерево рисовать. Владислав подошел: «О! Уже первые успехи!». Это было в начале мая. А 31 мая должна была быть выставка в Турецком консульстве в Новороссийске, в честь Дня молодежи Турции. И он мне сказал: «Будем участвовать!». А еще запомнилась подготовка к передвижной выставке картин «Треугольник с фронта» – к 75-летию Победы. Джафар решил портрет своего дяди написать. Вот только Абзар Джаббар Оглы очень мало прожил после войны. И самое обидное, что после него не сохранились ничего: ни фотографии, ни документы, ни награды. Пришлось целую поисковую работу провести. Установили, что служил он в отряде прямой правительственной связи НКВД. Вот только как он выглядел? Опросил родственников из Грузии. Те прислали в качестве образца портрет внука. Нарисовал, отправил родственникам: «Похож?». Они отвечают: «На соседа похож! Никому не показывай!». В итоге создал собирательный образ, собрав воедино черты нескольких поколений мужчин их рода. Выслал родственникам. Те в ответ: «Точно он!». А горы вдали какого цвета! Признался, что подсмотрел на картинах Николая Рериха, который с тех пор стал одним из самых любимых художников. Конечно, многому пришлось учиться: и холст грунтовать, и краски смешивать, и пропорции человеческого тела учить. Но не это главное, считает Джафар. – Я благодарен судьбе за встречу с Владом Несыновым, которая изменила мою жизнь. У меня нет задачи приобрести известность. Живопись – это просто отдушина. У меня потребность заниматься творчеством. Я от этого получаю удовольствие. – У него ярко выраженная восточная манера живописи, – говорит Владислав Несынов. – Это в некотором роде наив, это яркие сочные цвета. И каждый листочек, камень одухотворены, наполнены смыслом, символикой. Вот дорожка у него – это судьба. Вот почему ему легко в живописи, потому что живопись этим пропитана. По мнению Несынова, живопись – непременная составляющая натуры человека: – Вот читаешь Дюрера. Он пишет: «Математику, физику, химию мы изучаем в предмете «Искусство». И я думаю: как счастливы были бы дети, если бы они изучали предметы вот так, через живопись! Понимаете, владеть кистью можно научить и обезьяну. Я учу не рисовать, а понимать, анализировать, чувствовать, думать, а для этого нужен опыт. Поэтому я предпочитаю работать со взрослыми – такими как Джафар. У него талант – думать и чувствовать.

Как земляк Нико Пиросмани из Анапы в 60 лет начал рисовать
© Анапское Черноморье