"Ширли": сражение разумов и скрытый эротизм в истории о гениальной писательнице
Sobesednik.ru – о новой картине Жозефин Декер, рассказывающей о демонах и последних страстях писательницы Ширли Джексон. Молодой доцент Фред Немзер (Логан Лерман) и его беременная жена Роуз (Одесса Янг) приезжают в Беннингтон, где Фред должен получить работу в женском колледже. Находясь в поисках жилья, пара временно останавливается в доме знаменитой писательницы Ширли Джексон (Элизабет Мосс) и ее мужа литературного критика Стэнли Хеймана (Майкл Стулбарг). Не успев опомниться от нерадушного приема, герои получают от Стэнли предложение пожить у них подольше, а заодно заняться хозяйством и поухаживать за живущей в затворничестве Ширли. Пока Фред пропадает на работе, Роуз берет на себя домашние дела и постепенно сближается с писательницей, которая, в свою очередь, начинает создавать образ своей новой литературной героини, списывая ее с девушки. Имя писательницы Ширли Джексон, под влияние работ которой попали в том числе Стивен Кинг и Ричард Матерсон, на слуху у каждого второго. Наиболее известными произведениями автора являются «Призрак дома на холме» и «Лотерея». В 1951 году вышел еще один роман писательницы под названием «Вешальщик», рассказывающий о пропаже студентки Беннингтонского колледжа. Периоду работы Джексон именно над этой книгой посвящена новая картина Жозефин Декер, основанная на рассказе Сюзан Маррел. Вместе с героями Лермана и Янг мы врываемся в душный дом, где разворачивается камерная драма, пропитанная духом пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф» Эдварда Олби. Контраст между парами Декер дает прочувствовать сразу, попутно детализируя образы героев. Отношения между Стэнли и Ширли исключительно интеллектуальные и представляющие круговорот бытового ада, где оба партнера болезненно зависят друг от друга. Джексон знает об изменах мужа, оба супруга систематически огрызаются друг на друга, но никто из них не торопится с разводом. Отлично описывает их союз финальный эпизод фильма, где Хейман упивается удовлетворением от прочитанного романа жены и говорит, что нужно внести пару правок, на что Ширли отвечает удовлетворенной улыбкой с примесью презрения. Противовесом им являются Фред и еще наивно смотрящая на жизнь Роуз. Герои еще не утратили любовь и страсть, хотя изначально все намекает на то, что Фред не честен со своей женой. Дальше Декер, отталкиваясь от феминистской концепции, делает больший акцент на тандеме Ширли и Роуз, который тоже отличается сложной обоюдной зависимостью. Их отношения построены одновременно на наставничестве, сестринстве и солидарности, что не исключает постоянное столкновение двух противоположных взглядов и наличие скрытого, но мощного эротизма. Страдающая агорафобией Ширли пытается работать над книгой, находясь в долговременной депрессии и спасаясь алкозельцером по утрам. Ее образ противоречив. Одновременно она манипулирует людьми и борется с собственным подсознанием, использует и сочувствует, отнимает и дает надежду, теряя при этом из зоны видимости грань, разделяющую действительность и плоды воображения, которые возникают при работе над книгой. Роуз изначально с опаской смотрит на отстраненность от реальности искушенной жизнью писательницы, которую также отталкивают обывательский образ жизни и наивность девушки. Однако вскоре Джексон проникается симпатией к своей гостье, а она, в свою очередь, оказывается заворожена трансцендентной личностью Джексон и сама начинает претерпевать трансформацию. Роуз углубляется в подсознательные желания, хочет быть услышана обществом и своим мужем, а также теряет иллюзии относительно устройства этого мира, начиная критически оценивать свое ближайшее окружение – прежде всего, мужа. «Ширли» – фильм очень камерный. Ощущение давления ощущается даже во время нахождения героинь посреди леса, не говоря уже о тех моментах, когда действия разворачиваются внутри дома. С пространством картины потрясающе работает Стурла Брандт Гревлен. Норвежский оператор снял «Еще по одной» Томаса Винтерберга и получил за «Викторию» «Серебряного Медведя». Часто ракурсы взяты так, будто мы подглядываем за героями, а многочисленные крупные планы позволяют получить еще больше удовольствия от игры Одессы Янг и Элизабет Мосс, эмоциональное состояние которой тонко передано при помощи манеры съемки. Подвижная камера с легкостью маневрирует между фиксацией действительности и субъективным взглядом писательницы, в то время как элемент размытого изображения точно передает нестабильное внутреннее состояние героини и ее затуманенный рассудок. Картина Декер очень интимна и стремится докопаться до личного. Перед нами вырисовывается пронзительный образ человека, который находится наедине с собственным бременем и вынужден скрывать свою «ненормальность». Человека, который будто заключен в тюрьме одновременно собственного всеобъемлющего подсознания и окружения, которое ему претит и от которого хочется убежать – хватило бы на это сил, времени и возможностей. Ширли Джексон, к большому сожалению, не хватило.