"Избави нас от лукавого": перерождение убийцы в южнокорейской манере
Sobesednik.ru – о том, что роднит новую работу южнокорейского режиссера Хон Вон Чхана с «трилогией о мести» Пак Чхан Ука. Наемный убийца Ин Нам (Хван Джон-мин) в качестве своего последнего задания убивает главу токийской ячейки якудза и планирует осесть в Панаме в вилле близ океана. Однако он узнает, что его бывшая возлюбленная (Чхве Хи-со) была убита в Бангкоке при попытке спасти от требующих выкуп похитителей девятилетнюю дочь Ю-мин (Пак Со-и). Чтобы увидеть тело девушки, Ин Нам приезжает в Тайланд, где выясняет, что именно он – отец ребенка. Безрезультатные действия полиции по поиску девочки побуждают героя самому взяться за расследование: как оказалось, девочку продали торговцам детскими органами. Отныне единственная цель Ин Нама – спасение дочери. Ситуация осложняется, когда на след киллера нападает кровожадный брат его последней жертвы по имени Рэй (Ли Джон-джэ), поклявшийся отомстить за смерть родственника. В свое время Хон Вон Чхан приобрел известность как сценарист двух картин На Хон-джина – дикого и кровавого «Преследователя» и «Желтого моря», делающего акцент на жестком реализме. Однако пять лет назад автор стартовал уже со своей дебютной работой «Офис», где тема человеческого отчаяния на фоне погони за карьерой и ужасных условий работы соседствовала с элементами мистики, что способствовало размытию грани между реальным и нереальным. Работа была показана в Каннах и получила номинацию на «Золотую камеру». «Избави нас от лукавого» – вторая полнометражная работа Вон Чхана, значительно отличающаяся по форме от его дебюта. По динамике, саспенсу и виртуозности она близится к «трилогии о мести» Пак Чхан Ука, вышеупомянутому «Преследователю» и особенно «Человеку из ниоткуда» Ли Чон Бома, где саспенс тоже зиждется на погоне главного героя за похитителями маленькой девочки. Зрителю, незнакомому с южнокорейским кино, вспомнится «Заложница». Подобно «Поезду в Пусан 2», отобразившему колорит Гонконга, работа Вон Чхана активно задействует локации не только Южной Кореи, но и других азиатских государств. Фильм построен на контрасте между меланхоличным и холодным южнокорейским миром, желанным, но далеким раем на Земле в виде Панамы и душным Бангкоком (по атмосфере и концепции фильма город напоминает чистилище), где и разворачивается большинство действий. Грязно-желтые болезненные тона словно яд отравляют жителей тайской столицы, представленной во всем своем витальном многообразии. Безжалостное солнце ярко освещает самые неприглядные стороны жизни города, где процветают бандитизм, торговля детскими органами, коррумпированность полиции и тд. Один кадр, где Рэй после драки с Ин Намом стоит в окутанной неоновым светом темной комнате по красоте и композиции и вовсе отсылает к «Озеру диких гусей» Дяо Инаня. В китайском триллере, кстати, герой из криминальной среды тоже видел своей последней миссией помощь близкому человеку. Как и «Офис», погружающий зрителя в угнетающее офисное пространство, «Избави нас от лукавого» отлично работает с камерными локациями. Камера может принимать причудливые ракурсы, смотря на героев искоса сверху или снизу, медленно плыть по направлению к персонажам по обшарпанному коридору, нагнетая тревожность (этот прием использовался в «Офисе»), или останавливаться на крупных планах, отображая ярость или отчаяние на лице героев. Фантастически сняты и боевые сцены, которые являются одной из отличительных черт и достоинств южнокорейского кино. В схватках персонажи традиционно используют навыки рукопашного боя, активно орудуют мачете и кромсают друг друга ножами в то время, как летающая камера виртуозно следует за их пластикой, создавая для зрителя эффект вращающегося пространства и делая его активным участником действий. За филигранную операторскую работу нужно отдать должное Хону Ген-пхе, снимавшему «Паразитов», «Пылающего», «Сквозь снег» и «38 параллель». Саспенс «Избави нас от лукавого» строится на параллельных линиях, посвященных Ин Наму и Рэю: он тоже идет по следам похитителей Ю-мин, чтобы через нее добраться до убийцы брата. В нервном ожидании мы одновременно ждем столкновения противников и наблюдаем за интригой относительно того, кто из них первым найдет девочку. Неожиданно добавляет Вон Чхан в картину и комедийные нотки, за которые отвечает персонаж Пака Чон Мина. Актер с блеском воплощает совершенно очаровательно персонажа – эксцентричного трансгендера Юи, который помогает Ин Наму отыскать дочь и положительно выделяется на фоне погрязшего в насилии Бангкока. В то же время магистральный лейтмотив картины посвящен персонажу Хван Джон-мина и его перерождению. Живущий в брутальном и беспросветном мире зла, где нет места любви и человечности, герой находит в спасении дочери единственный смысл жизни и жертвует ради нее собой. Фактически Ин Нам идет по пути внутреннего очищения и искупления первородного греха, находясь в чистилище, из которого, как мы знаем, обратной дороги нет, и выход – только один.