Войти в почту

Не Conference, а Conversation: как создавался YaC 2020

Каждый год "Яндекс" проводит Yet another Conference — большую конференцию про технологии. За годы у YaC сложился свой формат: большой зал, ярко освещённая сцена, докладчики с презентациями. В этом году мероприятие пришлось перенести в онлайн и фактически перепридумать с нуля. Yet another Conference превратилась в Yet another Conversation: фильм-интервью с руководителями разных сервисов "Яндекса". Команда "Яндекса", которая работала над фильмом, рассказала, как они пришли к такому формату и как создавался YaC 2020.

Не Conference, а Conversation: как создавался YaC 2020
© Sostav.ru

С самого начала мы осознавали, что ни стадион, ни даже зал на несколько сотен человек в этом году мы, очевидно, собирать не будем, и что нужно уходить в онлайн. Думали в разные стороны: был вариант с виртуальной студией, была идея делать классический киноут и индустриальную конференцию онлайн после. В какой-то момент мы поняли, что менять надо не только декорации, но и формат. Так появилась идея интервью, в котором сотрудники "Яндекса" рассказывают о себе и своих продуктах.

В "Яндексе" есть свой продакшн, который организует прямые эфиры, разрабатывает сложную 3D-графику, готовит рекламные видео. Но такой масштабный проект в такие сжатые сроки очень сложно сделать только своими силами. Поэтому над YaC работали в том числе и внешние подрядчики.

Мы сделали черновой превиз — это была небольшая нарезка предполагаемого интервью главного героя, из которого зритель проваливается в рассказы продуктовых спикеров и продуктовые ролики. И с этой идеей мы пришли к Максиму в ASAP.

Максим Кузьмин, ASAP Production & Creative Studio:

Самое сложное в подобных проектах — это большая идея, проектирование финального формата: как сделать так, чтобы остаться в жанре и решить задачу, но при этом отличаться от других. На первой встрече Алина Лактюнькина (генеральный продюсер YaC) и Илья Захаров (креативный продюсер) показали нам черновой prevision и сказал, что YaC должен быть про дружеские разговоры, про своих, про отсутствие пафоса. Для меня это был самый важный импульс к формулированию общего концепта, видения, стиля и формата.

Как не продавать, а рассказывать как есть? Как сделать так, чтобы было интересно не только гикам и профессионалам, но и обычным пользователям? Как найти идентичность в видеоязыке и нарративе, быть актуальными и ни на кого не похожими? Это лишь малая часть вопросов, на которые нужно было найти ответ.

Подобные презентации обычно строятся вокруг продуктов. Мы же решили строить вокруг людей. Человек гораздо интереснее продукта, факта, события. Человек гораздо шире, объёмнее, многослойнее, сложнее, чем любой самый крутой гаджет. И YaC 2020 — в первую очередь про людей, увлечённых, искренних и очень живых.

Вместе с ребятами из ASAP мы доработали концепт фильма. В фильме рассказы от первого лица дополняются продуктовыми и имиджевыми видеоматериалами. Ролики про "Поиск" и "Доставку" создали в студии FMT.JetLag. Остальные видеоматериалы готовила команда "Яндекса". Например, ролик про новую "Станцию Макс" практически в одиночку сделал наш художник по компьютерной графике Лёша Кожаткин.

Поскольку то, что мы задумали, сильно отличалось от традиционной конференции, решили заодно поменять и название — пусть в этом году вместо Yet another Conference будет Yet another Conversation.

От момента «так, решено, делаем интервью» до выхода фильма прошло десять недель. Это очень короткий срок — обычно YaC готовят гораздо дольше. Не было времени попробовать, посмотреть, что получается, и, если не понравилось, откатиться. Решения принимали быстро и сразу делали. Поэтому мы до последнего не понимали, каким будет результат. Попал ты или не попал, ты узнаешь только в конце.

Работа над фильмом заняла два с половиной месяца. Полтора месяца шли съёмки — за это время мы провели 16 съёмочных смен. Оставшийся месяц — это монтаж, постпродакшн и бесконечные споры о том, как всё должно выглядеть в финале.

Максим Кузьмин:

Поскольку мы решили делать камерную историю, героев записывали практически на рабочем месте — в офисах "Яндекса". Во время просмотра может сложиться впечатление, что сеты и сам подход к съёмке достаточно простые. Нет ничего сложнее простоты.

То, что внешне выглядит просто, на самом деле выверено и продумано до мелочей. Например, в съёмочном сете наклеивали специальные фильтры даже на офисные лампы. Понятно, что обычный зритель никогда этого не увидит, но именно из таких никем не замеченных мелочей строится общее «нам нравится».

Вот, например, часть осветительных приборов. Не так уж и просто! Сложная простота реплицируется в этом проекте на всё: графику, нарратив, структуру, формат и так далее.

Монтаж делали вместе с ребятами из ASAP. Мы решили вставить между блоками с интервью своеобразные «перебивки»: ролики про продукты и поликадровую графику. Так зрителю проще воспринимать рассказ: сначала он слушает, как всё устроено, а потом видит, как оно работает в жизни.

Отдельная история — поиск человека, который будет брать интервью. Чтобы получился не заученный монолог в пустоту, а живой разговор, нужен был живой и заинтересованный собеседник. Мы не видели в этой роли традиционных селебрити или блогеров. Нам был нужен опытный журналист, который понимал бы язык интернета, но при этом мог построить беседу так, чтобы слушать было интересно не только гикам и айтишникам. Так мы выбрали Алексея Пивоварова.

Показывать фильм мы решили на YouTube и на "Яндекс.Эфире". Миллион просмотров — это, конечно, приятно , но главный успех — в том, что у нас получилось передать атмосферу "Яндекса". Когда ты рассказываешь о работе друзьям и говоришь, что ДНК "Яндекса" — это люди, тебя не всегда понимают. В фильме этих людей можно увидеть своими глазами.

Максим Кузьмин, ASAP Production & Creative Studio:

Нам в ASAP всегда были интересны люди. Вокруг людей строится львиная доля нашего портфолио. YaC 2020 — тоже в первую очередь история про людей: увлечённых, искренних и очень живых.

Само собой, исходные монологи героев были гораздо длиннее — для фильма их сократили, чтобы каждый сосредоточился на конкретной истории. Скажем, рассказ Ильи Красильщика про лаваш — на самом деле история о том, что в "Яндексе" всё рождается в спорах. Монолог Кати Серажим про нейросети-трансформеры — пример того, что увлечённый человек может объяснить сверхсложные вещи буквально на пальцах.

Мы в ASAP верим, что компании, сервисами и услугами которых пользуются миллионы людей, должны разговаривать с пользователями на понятном им языке, а не маркетинговыми лозунгами. На мой взгляд, нам удалось вывести тренд на «новую искренность» на корпоративный уровень: всё получилось камерно, искренне и по-честному.

Состав творческой группы

Команда "Яндекса"

Генеральный продюсер: Алина ЛактюнькинаКреативный продюсер и автор концепции: Илья ЗахаровСмыслы и PR: Сана Паритова, Александра Юданова, Дмитрий Иванов, Александр Крайнов и PR-команда "Яндекса"Продюсеры: Дарья Морозова, Наталья Волкова, Мария Решетникова, Юрий Фокин, Наташа Дзевщепольская, Мария ЕнацкаяАрт-директоры: Антон Скитер, Геннадий ЛохтинВедущий дизайнер коммуникаций: Женя Зорин

Команда ASAP Production & Creative Studio

Креативный директор: Максим КузьминАрт-директор: Анастасия КотельниковаГенеральный продюсер: Юлия БогдановичРуководитель сценарной группы: Василий ЭсмановРедактор, скрипт-супервайзер: Екатерина СиверинаКоординатор: Елизавета КуксаРежиссёр: Татьяна ЧеховаОператоры-постановщики: Клим Гаммершмидт, Анатоль Трофимов, Ярослав ГоловкинВторой оператор: Ольга ПаньковаХудожник: Василий ИвановЗвукорежиссёр на площадке: Игорь ГладкийИсполнительный продюсер: Александр ХомичМенеджер проекта: Светлана ТимохинаВторой режиссёр: Юлия ВоловаПостпродакшн-продюсеры: Анастасия Короткова, Алим Унагасов