"Преступить черту": "Преступления и наказание" с Марио Касасом
Sobesednik.ru – о новом неоновом триллере подающего надежды каталонского режиссера Давида Виктори. Дани (Марио Касас) – обычный молодой парень. Он трудится на нелюбимой работе в турфирме, вместе с сестрой Лорой (Элизабет Ларена) ухаживает за больным папой и мечтает отправиться в кругосветное путешествие. В один день после смерти отца Лора таки уговаривает Дани на поездку, однако судьба вносит в жизнь героя свои коррективы. Накануне отлета он знакомится в баре с загадочной и чувственной красавицей Милой (Милена Смит). Сперва девушка просит Дани заплатить за два бургера (один предназначался бойфренду, который ее «кинул»), затем уговаривает пойти к ней домой, чтобы вернуть долг, а потом и вовсе склоняет к сексу. Все бы ничего, если бы не внезапное появление того самого бойфренда Милы – Рэя (Фернандо Валдивьесо). Узнав об измене, он приходит в ярость и начинает душить Дани. Пытаясь спасти свою жизнь, герой убивает противника, запустив тем самым череду трагических событий. «Преступить черту» – вторая полнометражная работа подающего надежды каталонского режиссера Давида Виктори, на счету которого мистический триллер «Пакт» и короткий метр «Ноль», совмещающий элементы фантастики и драмы. Мировая премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Сиджесе, и вот картина добралась до российского проката, предлагая и нашему зрителю в рамках одного дня проследовать за героем вглубь окутанных неоновыми огнями злых улиц и его собственного нутра. Не теряя времени, автор в самом начале ставит зажатого героя-тихоню в дискомфортную ситуацию, одновременно заставляя зрителя идентифицировать себя с ним. Вместе с Дани после встречи с Милой мы испытываем острое чувство тревожности, но словно по инерции погружаемся в чужой и пропитанный жестокостью, манящий своей неизвестностью мир, живущий по другим законам. Животная сущность, которую подпитывают чувства страсти и адреналина, начинает выходить наружу, оставляя все меньше пространства для осознанности и контроля. Благодаря этому Виктори создает ощущение опьянения и эйфории, чтобы затем беспощадно вышибить у героя (а заодно и у зрителя) почву из-под ног. Со смертью Рэя саспенс картины складывается из цепочки случайных трагических эпизодов, происходящих при попытках Дани замести следы и избежать наказания (конечно, действия героя приводят к тому, что он еще больше закапывает себя). Напряжения добавляет манера съемки, которая зачастую заставляет забыть об интриге и позволить происходящему просто нас захлестнуть. Камера потеряно озирается в пространстве, передавая взбудораженное состояние персонажа, движется за ним вслед, отображая его стремление сбежать и скрыться. Дополнительно перекрывают дыхание добавляющие динамику и тревожность композиции, над которыми работали Адриан Фолкс и Федерико Хусид, написавший прекрасную музыку для «Тайны в его глазах», «Самой жизни» и «Воров». К этому моменту, находясь в состоянии постоянного наблюдения за Дани, зритель уже начинает ощущать себя в центре неконтролируемого безумия. До последних минут фильм заставляет нас переживать острое беспокойство насчет того, выйдет ли главный герой сухим из воды. Однако магистральный лейтмотив Виктори выстраивает на основе внутренних метаморфоз и трансформации своего добродетельного персонажа, оказавшегося в опасной ситуации. Когда Дани после совершения убийства видит свое отражение в квартире Милы, мы понимаем, что он смотрит уже на другого человека. Зеркала, к слову, будут периодически возникать в картине и дальше, позволяя герою встретиться с его другим «я» накануне или после принятия им определенных моральных решений. Фактически картина, подталкивая человека к краю пропасти, исследует пробуждение его животной сущности и старается докопаться до его нутра. Насколько хорошо мы себя знаем? На что способны в экстремальных условиях? В какой момент можем начать думать в несвойственном для нас русле и допустить пугающую мысль? Где границы, оказавшись у которых, мы сможем сказать: «стоп»? И есть ли они вообще?