Известный актёр Альберт Филозов бывал в Никольском

Народный артист Российской Федерации Альберт Филозов приезжал в Балашиху погостить на даче у коллеги по творческому цеху Алексея Петренко. И если Петренко запомнился как «громкий», «щирый» актёр, то Альберт Леонидович был воплощением тихого интеллигента, но с психологическим стержнем, распознать который смогли, к счастью для нас, зрителей, вовремя. Родился Альберт Леонидович 25 июня 1937 года в семье поляка-эмигранта, который в 1933 году приехал в СССР «строить новый мир». Но вскоре отца репрессировали. Мать, украинка, происходила из зажиточной семьи, которая переселилась в Сибирь во время знаменитой столыпинской эпопеи. Ехали в «столыпинских» вагонах, которые отличались тем, что в них было всё продумано: и отделение для скота и инвентаря, и место для крестьянской семьи. После смерти мужа мать Филозова часто поневоле меняла работу, была и киномехаником. Маленький Альберт пристрастился к кино, когда смотрел фильмы из кинобудки. Однажды во время телепередачи ведущая подарила ему жестяную коробку с плёнкой, и радости его не было предела. Ведь кусочек с несколькими кадрами можно было выменять на марки, а то и на бутылку лимонада! Филозов рано увлёкся книгами, благодаря хорошему голосу попал в хор, мечтал стать певцом. Но в переходном возрасте голос пропал, и Альберт пошёл в театральный кружок. Окончив 8 классов, устроился токарем на подшипниковый завод, среднее образование завершал в вечерней школе. Поразительно, как в этом свердловском пареньке, который и учился-то средне, появилось столь тонкое понимание жизни, что любая из его ролей, как правило, не первого плана, запоминалась раз и навсегда. Он и не думал становиться профессиональным артистом. Всё решила случайность. Но случайность на государственном уровне. Ведь в то время не столько провинциалы обивали пороги престижных вузов, сколько сама система выискивала таланты по городам и весям. И в 1955 году выездная комиссия Школы-студии МХАТ приняла скромного рыженького парнишку в этот престижнейший вуз, разглядев в нём выдающийся актёрский потенциал. Однокурсниками Филозова стали такие в будущем выдающиеся мастера кино, как Ромашин, Лазарев, Невинный. Ещё в студенческом спектакле он был замечен начинающими тогда режиссёрами А. Аловым и В. Наумовым, известными впоследствии как создатели киноэпопеи «Освобождение». Но тогда кинодебют не состоялся. Окончив учёбу в 1959 году, сезон 1959-1960 годов отработал в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского у М.М. Яншина, где вводился на роли уже популярного тогда Евгения Леонова, когда тот был занят на киносъёмках. В 1961 году Филозова призвали в армию. Он отслужил два года в сапёрном батальоне, командовал военным оркестром в Рязанском училище связи. Хотя «командовал» — это громко сказано. Альберт Леонидович, смеясь, рассказывал, что он просто просил: ну постойте, пожалуйста, смирно! После театра им. К.С. Станиславского судьба актёра была связана с театром «Школа современной пьесы». В 1972 году Филозов сыграл первую главную роль в кино в картине «Вид на жительство». Актёр обратил на себя внимание, создав образ на сильнейшем контрасте внутреннего и внешнего, выражаемого прямо противоположными мягкими не кричащими пластическими средствами. Став востребованным в кино, постепенно научился отказываться от проходных ролей. Это был очень тонкий, требовательный к себе и людям человек, нестяжатель. Служение искусству он считал своим призванием и долгом и не раз говорил, что готов умереть на сцене. Его фильмография — это более ста двадцати фильмов, среди которых «Дикая охота короля Стаха», «Вам и не снилось…». «И вечный бой… Из жизни Александра Блока», где Альберт Филозов, кстати, сыграл поэта Андрея Белого, значительный период жизни которого связан с Балашихой. В 1981 году в фильме «Тегеран-43» его партнёром был сам Ален Делон. О его блестяще сыгранных ролях можно говорить очень много. Детям он полюбился в фильмах «Мэри Поппинс, до свидания!», «Ледяная внучка», «Чёрная курица, или подземные жители», «Рыжий, честный, влюблённый», «Дюймовочка». Альберт Филозов был очень востребованным в кино, так как его диапазон был необычайно широк. Он в год был задействован в пяти-шести проектах, переезжал из одного города в другой. Такая востребованность была следствием подлинной глубины натуры этого прекрасного человека. Критик Нина Цыркун заметила: «Ускользающая характерность как бы смытых черт, отрешённый взгляд белесоватых, почти прозрачных глаз — «знаковый» облик Альберта Филозова задал ему амплуа постороннего: иностранца (первая роль в кино — Отто Тальвиг из «Сынов Отечества») или чужого среди своих (инженер Петухов из телесериала «И это всё о нём»). А.Ф., впрочем, и сам прекрасно понимает, что он «другой», и в стаю не тянется. Представитель редкого у нас племени перфекционистов, искатель совершенства — прежде всего в себе самом. Уже известный актёр, он профессионально обучался музыке и танцам — чтобы сыграть, может быть, единственную роль, где эти умения пригодятся…». Последняя роль Альберта Филозова в кино — Иосиф Аримафейский в фильме «Варавва», вышедшем на экраны в 2018 году, уже после ухода Альберта Леонидовича. Артист сгорел от рака. Врачи говорили: слишком поздно, уже не помочь. «Умер большой актёр, интеллигентный человек, артист со своей интонацией, — свидетельствовала партнёрша Филозова по сцене вдова Ролана Быкова Елена Санаева. — Глубоко верующий. Мало кто знает, что Альберт Леонидович в храме пел на клиросе… Диагноз «рак» ему поставили ещё пять лет назад. Однако его состояние резко ухудшилось, и утром 11 апреля 2016 года он скончался». Похоронен Альберт Филозов на Ваганьковском кладбище. Он был счастливым отцом сына и двух дочерей и, вероятно, счастливым человеком, ибо работал по призванию и вдохновенно. Святослав Коновалов