Войти в почту

Евгений Князев: «Мне бы в голову не пришло назвать Омск провинцией»

Об омской земле

Евгений Князев: «Мне бы в голову не пришло назвать Омск провинцией»
© Новый Омск

Омская земля для театра Вахтангова не пустой звук, это фактически родной для нас город. Потому что, как вы знаете, в войну, в эвакуацию, театр Вахтангова был здесь и делил сцену с Омским, сегодня уже академическим, театром драмы. У нас есть книга воспоминаний про гастроли, про омскую жизнь - Галина Львовна Коновалова, наш старожил, успела её написать.

Второе - это Михаил Ульянов, который родился здесь, в Таре. Мы поддерживаем театр, который носит имя вашего земляка. Это тоже очень важно. Когда-то я встретился с Дмитрием Васильевым (художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра) на одном из концертов, где он выступал в качестве приглашённого дирижера. Он дирижировал симфоническим оркестром в Кисловодской филармонии. Мы с ним отработали программу «Борис Годунов», и он сказал: «Как хорошо, если бы вы приехали в Омск с этой программой». Я ответил: «Пожалуйста! Я с вами готов куда угодно!». Потому что мне очень понравилось, как он отработал. И вот я здесь.

Об Омском симфоническом оркестре

Живу сегодняшним днём, так как не знаю, что может завтра произойти. Перед тем как прибыть в Омск, у меня был концерт в Тюмени. Всё вроде бы идёт по плану, билеты в кармане, и еду я в Омск. Сажусь в поезд, и в это время приходит сообщение от Дмитрия Васильева, что он заболел и дирижировать оркестром не сможет. Дальше он пишет, что будет другой дирижёр - Григорий Вевер, и к этому надо приспособиться.

Профессионализм дирижёра Григория Вевера налицо! Оркестром он руководит прекрасно, его слушают. Поработать с таким коллективом - одно удовольствие.

Культурная столица

Мне бы в голову не пришло назвать Омск провинцией, это такой хороший культурный центр. И он всегда был таким. Когда мы приезжали на гастроли, мы ходили в Дом актёра, в «Пятый театр». Сколько к нам в училище поступают омских детей - ярких, талантливых. И в театре Вахтангова у нас работают омичи.

Я сегодня ходил по городу, мне было очень интересно тут пройтись. Последний раз я был здесь, когда улицу Ленина ещё ремонтировали, всё было перекопано, одни колдобины. А теперь это выглядит здорово! Зашёл в музей имени М. А. Врубеля - такие шедевры здесь демонстрируются! Я постоял у работ Врубеля, Куинджи, Шишкин потрясающий, Левитан замечательный. Господи боже, вот именно сюда нужно ходить за вдохновением, за ощущением, что есть что-то высокое!

О ковиде и искусстве

Будем жить, куда деваться! На протяжении многих веков мы испытывали и не такие катаклизмы, но человечество выжило. А у нас такие блистательные врачи, неужели они не придумают прививку? А то, что театры, филармония, оркестры нужны зрителю, что об этом говорить. Как человек может без этого жить - жить без духа?! Во что он тогда превращается? В животное, которое зарабатывает, чтобы есть и пить? Наполнять душу чем-то надо. Нужно себя окружить шедеврами как минимум. Если мы сами не можем быть гениями, Моцартом, Чайковским, Рахманиновым, так давайте хотя бы тогда воспринимать их, раз они писали о человеке, для человека, во имя человека. И театр служит тому, чтобы разговаривать с нами о чём-то высоком. Человек должен расти. Потому что нет ничего важнее его взросления, роста души. А на чём он может воспитаться - только на образцах высоких.

Поэтому театр никуда не денется, сколько ему ни угрожали. Говорили, что пришёл его последний час с приходом телевидения, твердили, что вот теперь театр умрёт… Не умер! Ещё в пятом веке до нашей эры была написана пьеса «Царь Эдип», а сегодня мы играем её в театре Вахтангова. Ведь те проблемы, которые были описаны тогда, нисколько не изменились: предательство, желание власти, неприятие ближнего... Учиться жить по человеческим законам надо у чего-то высокого и большого. Я так понимаю наше предназначение.

О работе в Москве

В театре Вахтангова мы с 15 сентября открыли сезон и ежевечерне играем. У нас ещё не было отменено ни одного спектакля. Постучу по дереву. Но у нас тоже заболевают актёры, мы делаем какие-то передвижки, но всё пока случается. Дай бог.

Нужно преодолевать себя, чтобы сделать хорошее и чтобы что-то получилось. Просто так если хотеть, ничего не будет. Если хочешь чего-то добиться, нужно очень много вложить. Если вы хотели этот фестиваль, то он свершился. Если бы вы опустили руки и испугались, то ничего бы не было. Поэтому я благодарен - людям это надо.

У всех учреждений культуры есть ещё просветительская миссия, никуда от этого не денешься. Потому что кажется, что люди постигли всё и всего достигли. Но на самом деле нет предела в познании. Поэтому спасибо, что приглашаете. Спасибо, что фестиваль «Белая симфония» существует.