Войти в почту

Советский нуар на Северном Урале

Кажется, гибель девятерых молодых людей во время зимнего похода по горам Северного Урала в далеком 1959-м со временем превратилась в символический феномен того же ряда, что трагедия «Титаника» или история убийств Джека Потрошителя; по крайней мере, едва ли каждый, кто касается тайны «Перевала Дятлова» в художественной форме — книги ли, телефильма — обречен на успех.

Советский нуар на Северном Урале
© Свободная пресса

Одна из его составляющих — безусловно, устойчивое внимание к теме: интернет насыщен любительскими расследованиями, обвиняющими в гибели туристов кого угодно, от КГБ до инопланетян. Иной раз кажется, что вокруг этой истории со временем сформировался род культа или как минимум сообщества с диапазоном увлеченности от безобидного до почти клинического.

Судя по всему, создатели нового телефильма, показ которого завершил на прошлой неделе канал ТНТ — продюсеры и режиссеры Валерий Федорович и Евгений Никишов, и сценарист Илья Куликов — также отдали должное зачарованности тайной перевала. По крайней мере, в 9-й серии, «фильме о фильме», они с гордостью сообщают, что изучили документы и постарались показать в картине все основные версии. Стремление к дотошности — действительно один из своего рода пунктиков сериала. Второй — попытка поиска нового киноязыка и даже своеобразной эстетизации давней трагедии. Зрители не могли не заметить хотя бы того, что нечетные серии — линия расследования, цветные, а четные — линия группы Дятлова, черно-белые, снятые в стиле советского фильма 1960-х. Их, как правило, и отмечают как особую «фишку» сериала.

Признав идею показать «дятловцев» не как безликую причину расследования, но как живых людей своей эпохи безусловно удачной, нельзя не отметить, что сами по себе черно-белые серии не пошли дальше старательной стилизации и выигрывают скорее не за счет картинки или даже сценария, но благодаря свежим, незамыленным лицам и самоотдаче молодых артистов. Думаю, не ошибусь, если предположу, что этот проект станет хорошим стартом для целого ряда новых звезд российского кино. Иван Мулин, исполнивший роль Игоря Дятлова, удачно сочетает черты мужественного советского типа и яркость голливудской кинозвезды, Александр Метелкин в роли Юрия Дорошенко показывает способность играть на полутонах, Роман Евдокимов (Рустем Слободин) и Юрий Дейнекин (Николай Тибо-Бриньоль) — каждый на свой лад — представляют редкий на современном экране типаж интеллигентного сердцееда, Максим Костромыкин (Юрий Юдин) обладает необычной, запоминающейся фактурой. Не подкачали и девушки — живая, темпераментная Мария Мацель (Зина Холмогорова) и Ирина Лукина (Люда Дубинина) с очевидным потенциалом характерной актрисы.

При этом если говорить о находках в области киноязыка, то цветные серии, пожалуй, сделаны на порядок интереснее. Как технологически — именно они сняты на кинопленку, так и концептуально. В этой линии сделана попытка ни много ни мало пересобрать советскую киноэстетику в нуарном ключе — кажется, такого до нынешнего момента не делал никто. С первых кадров с Петром Федоровым, исполняющим роль офицера КГБ, которого отправляют на Урал негласно руководить расследованием, вспоминается не только линчевский агент Купер, но и персонажи Хамфри Богарта. А партнерша Федорова, актриса Мария Луговая и вовсе явилась будто из золотого века Голливуда, эпохи женской элегантности с идеальной, волосок к волоску, прической и стальным стержнем внутри. Вдобавок компьютерная графика в сочетании с фактурой пленки дает странный эффект «реальности нереального» и то и дело визуально отсылает к эстетскому блокбастеру «Небесный капитан и мир будущего».

Все это — безусловно хорошие новости; теперь о плохих. При очевидной удаче в области киноязыка и атмосферы при столкновении двух доминант постановки — подробнейшей дотошности сценария и попытки игры в «большое кино» — они то и дело начинают мешать друг другу. Для начала, атмосфера «линии расследования» жестоко искромсана военными флешбэками из биографии главного героя; это «кино и немцы» здесь представляется совершенно лишним. Гораздо эффектнее военный бэкграунд героя смотрелся бы в виде полунамеков, которые допускает жанр детективного триллера. А попытка впихнуть в сценарий все версии трагедии приводит в итоге к скомканности реалистичной разгадки, которая после всех перипетий кажется не только тривиальной, но и недостаточно убедительной. Романтическая линия героев дана с лишними подробностями и сериальной сентиментальностью — и то, и другое размывает в восприятии зрителя суровую элегантность эпохи, достигнутую эффектной картинкой. В итоге многообещающая нуарная линия начинает выглядеть сырой, несобранной и проигрывает не столь оригинальной, но крепко сделанной линии «советской молодежи».

Впрочем, сам факт возникновения эстетских придирок говорит о том, что разговор о качестве в российском «мыловарении» наконец пошел серьезный; предъявлять подобные претензии к рядовой поделке никому не придет в голову. Уже несколько лет мы можем наблюдать на отечественных экранах примеры качественной драматургии — сериалы «Обычная женщина» или «Домашний арест» тому примером. Теперь подтягивается киноязык. Можно надеяться, что со временем эти два начала сочетаются счастливым браком к удовольствию телезрителей.