Тайны «Иронии судьбы»: почему Лия Ахеджакова отказалась от квартиры и больших денег
У вас уже предновогоднее настроение? Несмотря на масочный режим и прочие признаки ковидобесия, магазины один за другим наряжают елки, выставляя на обвитые мишурой витрины красивые подарки. Открылись большие городские катки, запахло мандаринами, и возникает призрачная надежда: а может, в связи с морозами сдохнет наконец поганый вирус, и весь этот адский ад останется в уходящем 2020-м?
Увы, встречать Новый год нынче придется по-особому. Запрещены корпоративы, затянувшиеся до утра, и присутствие родителей на детских утренниках, массовые гулянья и фейерверки. Не полетят наши люди ни в Таиланд, ни в Египет - из года в год самые популярные новогодние направления для наших туристов. Для большинства праздник будет поистине домашним, семейным. А это значит, что рекордное количество народа через месяц пересмотрит новогоднюю кинокомедию всех времен «Ирония судьбы, или С легким паром!», а в придачу - и ее продолжение.
А ведь «Иронию…» Эльдар Рязанов снял, страшно сказать, 45 лет назад! А по телевизору фильм показали 1 января 1976 года. Аудитория премьерного эфира составила 100 млн человек! 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей. А в 1977-м «Ирония судьбы» была удостоена Госпремии.
Спустя 30 лет, 21 декабря 2007 года, в кинотеатрах вышло продолжение культовой комедии, снятое Тимуром Бекмамбетовым. И несмотря на неоднозначную критику, опять рекорд - почти шесть лет, с января 2008-го по октябрь 2013-го, картина была самым кассовым российским фильмом.
- Нам повезло с временем премьеры «Иронии судьбы» - 1 января 17.45. Это та часть праздничных суток, когда люди отоспались, пришли в себя после бессонной ночи, а новое застолье еще не началось, - пояснял Рязанов. - Резонанс получился неслыханный: назавтра буквально вся страна толкует о нашем фильме!
На Эльдара Александровича обрушился гигантский поток откликов, писем и телеграмм. На одной из творческих встреч режиссеру передали записку, которую он хранил всю жизнь и мог процитировать дословно. Вот ее текст:
«Моя приятельница, разуверившись во всем и вся, решила распрощаться с этой жизнью. Она сделала прическу, маникюр и облачилась в свое самое нарядное платье: потом она хотела быть такой же красивой, как до того. Делала она все это не в состоянии аффекта, а совершенно спокойно и сознательно. Она села в кресло около телевизора и включила его. На экране Ширвиндт покупал в палатке бутылку шампанского. Шло начало «Иронии судьбы»... Моя приятельница жива до сих пор».
Кинокритик Александр Голубчиков однажды высказал оригинальное мнение, почему «Ирония...» так любима:
- Какой мужчина средних лет не мечтает под Новый год оказаться где угодно, только не там, где у него жена, невеста, эти все родственники, которые пытаются устроить его жизнь. А он думает, что где-то точно в таком же месте, может, в другом городе, его ждет женщина, которую он действительно может полюбить, отбить ее у любовника; с которой будет по-настоящему счастлив.
Справедливости ради стоит сказать, что далеко не все зрители согласны с выбором Нади Шевелевой в финале первой части и до сих пор возмущаются: почему она выбрала, по сути, тюфяка и маменькиного сыночка Женю, а не успешного и уверенного в себе Ипполита?
- Главное в том, что гениальный Рязанов своей «Иронией судьбы» кардинально изменил судьбы нескольких поколений, - делится киновед Павел Сурков. - Если мужчины с легкостью были готовы подражать Лукашину, то женщины равнялись на Надю. И в результате что мы имеем? Целые поколения слабовольных Лукашиных и невероятно сильных и гиперактивных Надь. Так и живем, а потом еще сетуем на победивший феминизм. А корни-то его именно здесь: в заливной рыбе и милых песнях про «если у вас нету тети». И что остается? Каждый год исправно мы смотрим одну и ту же историю: о том, как никчемный рохля напился с друзьями в бане, оказался в другом городе и разрушил почти состоявшуюся судьбу. В итоге судьба к рохле благосклонна - ему досталась главная экранная красавица, а его соперник - образованный и приличный человек - не у дел.
Подмигивающий майонез
Тимур Бекмамбетов попытался изменить ход событий. В продолжении оказывается, что Надя все-таки выбрала Ипполита. У них родилась дочь Надежда (Елизавета Боярская). А потом последовал развод. Лукашин же сыграл свадьбу с Галей, но и этот брак разрушился. И теперь сын Жени и Гали - Костя (Константин Хабенский) - пытается отбить Надю Ипполитовну у менеджера сотовой компании Ираклия (Сергей Безруков).
Рязанов (не забесплатно) дал Бекмамбетову добро. И Тимур вместо того чтобы получше продумать сюжет и поработать с актерами, занялся своими любимыми спецэффектами. Во второй части «Иронии судьбы» аж 800 кадров, где использована компьютерная графика! Для сравнения: в «Дневном дозоре» их примерно 700. Только «Ирония судьбы» - мелодрама, а «Дневной дозор» - боевик. Немудрено, что Эльдар Александрович в итоге работу раскритиковал:
- Не могу сказать, что я в восторге, первый фильм был насыщен поэзией, это был целый мир. Здесь я не увидел и не услышал ничего нового, и меня не убедили истории героев, встретившихся через 30 лет. Такое впечатление, что в современном кино недостает новых идей и, соответственно, сценариев. Об этом говорит мода на многочисленные ремейки успешных хороших известных фильмов. Это гораздо легче, чем создать собственный фильм с нуля, на своей идее. И я могу легко снять тот же «Гараж-2», но делать этого не буду.
Недовольны остались и некоторые артисты. Лия Ахеджакова так и вовсе отказалась сниматься в продолжении. Знали бы вы, как актрису умоляли, какие золотые горы сулили! Ей звонили друзья из Тбилиси, уговаривали Галина Волчек и Евгений Миронов. Телефон артистки разрывался даже ночью. Константин Эрнст обещал Лие Меджидовне за два съемочных дня квартиру! Продюсеры предлагали $50 тысяч.
- Это был большой стимул доказать, что не все продается, - объяснила 82-летняя актриса.
В итоге по сюжету героиню Ахеджаковой отправили жить в Израиль.
- Мне непонятно, зачем это было нужно, - вздыхал Андрей Мягков после премьеры. - Именно в таком варианте, в котором фильм вышел на экраны. Я не одобряю, в общем.
Одна из претензий к продолжению, что режиссер не смог раскрыть характеры героев. «Старички» играют без души, нехотя выдавая выученный текст. А «молодняк»… Давайте послушаем кинокритика Станислава Зельвенского:
- Героям не дают сказать ни слова чего-то человеческого. Брыльска хлопает ресницами, прическу поправляет - хорошо выглядит, и точка. У Мягкова в глазах пустота и ужас какой-то равнодушный. Ипполит вот зато не подкачал: брезгливое недоумение на лице Юрия Яковлева наигранным не кажется совсем. С молодежью проще. Хабенский просыпается с похмелья, видит - телочка симпатичная, начинает разводить. Пошловато получается - ну так по-другому не научены; зато эффективно. Боярская бы, кажется, и сыграла чего-нибудь - но играть нечего; ладно, отметим блеск для губ. Безруков старается, но он человек-бутерброд: кроме шуток, полфильма проводит в большом желто-черном шарфе, а когда попадает в аварию на своей японской машине и ломает нос, появляется со словами вроде «А на другой бы вообще насмерть разбился».
Но если на актерскую игру многие могли закрыть глаза, обожая как советских актеров, так и звезд современности, то бесконечная реклама в кадре взбесила абсолютно всех. Что только не рекламировали: от марок водки до сотового оператора. Причем бренды, не стесняясь, пихали нам прямо в лицо.
- Когда-нибудь эти телереформаторы отечественного кинематографа будут гореть в аду - за свой подмигивающий майонез и пивасик, за евроремонт и «живи на яркой стороне», за «Красную стрелу» и кремлевские звезды, за пьяного Ефремова в шубе Деда Мороза, за идиотские «старые песни о главном», - продолжает Зельвенский. - Должен оговориться, что идея продолжения «Иронии судьбы» вовсе не казалась мне кощунственной - напротив, вполне остроумной. Во-первых, шаткие взаимоотношения героев и полуоткрытый финал рязановского фильма позволяли закрутить комедию ошибок при появлении детей еще туже, превратить действие в этакий французский водевиль. Во-вторых, открывалось широчайшее и совершенно непаханое поле для какой-никакой рефлексии по поводу слома времен: где, как ни здесь, выяснить наконец отношения с совком, столкнуть поколение салата оливье с поколением суши, поколение супругов Никитиных с поколением Сергея Шнурова! Но, увы, нового шедевра не получилось.
Цитата
Алексей Слаповский:
«Когда предложили написать сценарий продолжения, испугался: «Ни за что! Это - святое. Трогать нельзя!» А потом втянулся».
Две ошибки Миллы
На роль Нади-младшей сценарист Слаповский предлагал Миллу Йовович. Ей отправили текст, но она отказалась.
- Я смотрела кино про перепутанные квартиры. Оно смешное. Я так не смогу, - заявила уроженка Киева.
А зря! Йовович смотрелась бы убедительнее Боярской в роли дочери полячки Брыльски. Спустя несколько лет Мила таки согласится поработать с Бекмамбетовым и Хабенским, снявшись в абсолютно дурацком кино «Выкрутасы». И это стало еще большей ее ошибкой.
Только цифра На стадии производства у фильма «Ирония судьбы. Продолжение» было 48 вариантов сценария.