Войти в почту

Как вернуть зрителей в сельские ДК на Алтае

Уравнять возможности

Как вернуть зрителей в сельские ДК на Алтае
© Российская Газета

- В этом году центр "Оберег" при поддержке ведущих краевых учреждений культуры и творческих коллективов Барнаула организовал выездные мастер-классы, стажировки и концертные программы для жителей райцентров Мамонтово и Павловск, а также для села Сростки Бийского района. Родное село Шукшина в последний момент заменило город Заринск, выезд в который стал невозможен из-за эпидситуации. Цель проекта - повышение уровня исполнительского мастерства участников самодеятельных коллективов сел и малых городов, - пояснила Марина Камнева.

В Алтайском крае 59 из 69 муниципальных образований - это сельские территории. Авторы проекта, исходя из опыта многолетней работы с детскими творческими коллективами, отмечают, что "гастроли" селян - участие в крупных краевых или межрегиональных мероприятиях - случаются не более одного-двух раз в год. И, как правило, с привлечением родительских средств. У сельских коллективов нет возможности регулярно обновлять репертуар - финансы не позволяют купить сценические костюмы, музыкальные инструменты. Немногим лучше ситуация и в малых городах.

- Повышение квалификации педагогов и исполнителей происходит, как правило, в традиционной форме в учреждениях дополнительного профессионального образования. Встречи и общение с коллективами из других сельских территорий и городов бывают только в рамках конкурсов и фестивалей. Площадки для стажировок не получили у нас такого массового распространения как в сфере образования. Вывод: нужно создавать дополнительные возможности по развитию новых форм продвижения культуры, выравнивать стартовые возможности самодеятельных и профессиональных коллективов, - поясняет задачи проекта Марина Евгеньевна.

Устали сидеть дома

В проекте "Арт-вояж" были задействованы в основном творческие коллективы из дворца культуры Барнаула. После мастер-классов устраивали совместные концерты. На интернет-ресурсах были выставлены наиболее интересные фрагменты мастер-классов. А в Мамонтовском районе еще и круглый стол организовали, в котором приняли участие работники местной администрации и учреждений культуры.

- Шел откровенный разговор о том, как надо работать в современных условиях, - отмечает директор ДК Барнаула Роман Ильин. - Наверное, одна из главных проблем сельской культуры в инертности мышления некоторых руководителей. Конечно, во многих селах ресурсы крайне ограничены, сотрудники трудоустроены в лучшем случае на 0,75 ставки. Но работать по старинке - это дорога в никуда. Все, в конечном итоге, зависит от людей - в нашей профессии нет места равнодушным.

Итоговый гала-концерт "Арт-вояжа" по понятным всем причинам прошел в онлайн-формате, его можно посмотреть в различных соцсетях. Невооруженным глазом видно: творческие встречи дали всходы. Руководители коллективов говорят, что больше всего довольны были дети.

- Когда с ребятами постоянно работает один и тот же педагог, они постепенно к нему привыкают и уже пропускают мимо ушей половину того, что им твердят, - поясняет художественный руководитель Мамонтовского ДК Максим Лель. - Приезжает другой педагог и вроде говорит о том же самом, но восприятие совсем иное, свежее.

- Дети наши буквально встрепенулись, - отмечает завфилиалом Сростинского ДК Оксана Тутынина. - Очень надеюсь, что на будущий год мы будем участвовать в гала-концерте в Барнауле уже очно. Плохо это - вариться в собственном соку.

- Мои дети вообще были счастливы долгожданному выходу на сцену, - смеется руководитель барнаульского ансамбля народного танца "Тараторки" Дмитрий Жуков. - Ведь сколько месяцев дома сиднем сидели! Они видели, как придирчиво за ними наблюдают зрители, и выкладывались по максимуму.

Проект возродил и подзабытое движение "наставничества": образовались пары из городских и сельских коллективов, которые решили продолжить сотрудничество.

Сообщающиеся сосуды

Общая картина состояния сельской культуры, по мнению участников проекта, очень пестрая. Мамонтовский и Павловский районы по-прежнему сохраняют свои ведущие позиции. Во многих сельских ДК проблемы с материальной базой. Трудно поверить, но в знаменитых на всю страну Сростках возникли сложности с видеозаписью для гала-концерта - нет качественной аппаратуры.

Разрыв между сельской и городской культурой за последние годы только вырос. Раньше в сельских территориях встречались творческие коллективы покруче городских. На весь край гремели хореографический коллектив "Сибирячка" в Шипуновском районе, хор украинской народной песни в селе Кучук Родинского района. Сейчас в Кучукском ДК остались директор, худрук, библиотекарь и техничка. Все творческие коллективы работают без специалистов, по сути, сами по себе. В том числе и украинский хор. Последний капремонт здания был в 1986 году. Правда, в райцентре построили новый ДК к большой радости родинцев.

Почему современный селянин отвыкает ходить в ДК? Дело не только в изобилии в телепрограмме. Одна из главных причин кроется в нарушенном культурном обмене между территориями - невозможно постоянно ходить на одни и те же ансамбли, смотреть на все тех же исполнителей. Культура по определению должна быть разнообразной.

- Обмен опытом и знаниями в культурной сфере необходим как воздух, - убежден Роман Ильин. - А селяне по существу оставлены наедине с собой. Но если они не могут выбраться в Барнаул, тогда почему бы горожанам не приехать к ним? Культура едина, это система сообщающихся сосудов. Если плохо сельской культуре, страдает и городская.

На будущий год авторы проекта "Арт-вояж. Алтайский край" надеются сделать его более обширным и разнообразным - аппетит приходит во время еды.

- Я бы хотел в следующий раз попасть на мастер-классы театрального и вокального творчества, - высказывает пожелание Максим Лель. - Это бы точно было интересным для наших хоровиков и любителей театрального жанра. У нас далеко не всегда есть возможности посмотреть, как работают другие специалисты. Сотрудничество с краевыми коллективами повышает наш уровень.

- Мы тоже надеемся на расширение тематики мастер-классов, - добавляет Наталья Углова, руководитель вокальной студии "Планета детства" из Павловска. - Главное, что детям понравилось. Мне кажется, стоит пригласить в этот проект педагогов не только из Барнаула, но и других городов Сибири.

Свои предложения высказали и барнаульцы.

- Я бы увеличил продолжительность наших творческих контактов, - рассуждает Дмитрий Жуков. - Если есть возможность, нужно организовывать творческие смены на несколько дней.

Прямая речь

Валентина Петрова, руководитель учебного театра "Премьера" (Барнаул):

- Я нередко провожу на различных площадках мастер-классы по сценической речи - обычно набирается десять-двенадцать человек, а в Павловске пришло полсотни детей, представляете? Собрались мальчики и девочки разного возраста, что создало дополнительные сложности, но было так приятно. Мастер-класс пролетел на одном дыхании. Вообще сама по себе поездка - глоток свежего воздуха для детей. Они активно общались с ребятами из других коллективов, пели, шутили, гомонили. Самый расхожий вопрос после возвращения в Барнауле: "А мы еще поедем?" Такие мероприятия в юном возрасте могут стать для кого-то определяющими в выборе жизненного пути. На будущее я бы предложила организовывать в рамках проекта творческие лаборатории, которые хороши в плане обмена опытом и информацией.