На Netflix вышел новый фильм Дэвида Финчера «Манк». Что нужно о нем знать, чтобы лучше понять?
На Netflix вышла черно-белая драма Дэвида Финчера «Манк». Режиссер «Бойцовского клуба» и «Девушки с татуировкой дракона», взявшись за «Манка», зашел не на свою территорию. Но новый фильм Финчера может смело встать в один ряд с «Однажды в Голливуде» Тарантино и с сериалом Райана Мерфи, где на золотой век Голливуда смотрят хотя и с благоговением, но все же критически.
Манк — это известный в довоенном Голливуде сценарист Герман Манкевич. Конфликт сюжета в том, что существует несколько версий, кто на самом деле был автором сценария к культовой ленте «Гражданин Кейн» про медиамагната, прототипом которого послужил Уильям Херст. Сценарий — единственная оскаровская победа этой ленты. По первой версии, его в одиночку писал Манкевич. По второй, сценарий — это совместная работа Манкевича и режиссера Орсона Уэллса. Официально «Оскар» получили оба, но отношения у режиссера и сценариста были непростыми, и за статуэткой в итоге никто не приехал, говорит кинокритик проекта The City Егор Москвитин.
Егор Москвитин кинокритик проекта The City «Если знать это, то можно все про фильм понять. А если еще и посмотреть самого «Гражданина Кейна», то можно будет получить больше визуального удовольствия. В фильме «Манк» очень многие приемы строятся на том, как в свое время был снят «Гражданин Кейн». Это едва ли не первая в истории съемка потолков (переход из двухмерного пространства в трехмерное), это и музыка в «Гражданине Кейне». Бернард Херрман, наверное, был первым композитором, который пытался не утешить зрителей, а напугать, взвинтить их. Трент Резнор и Аттикус Росс — постоянные соавторы Дэвида Финчера — очень тонко подражают старому стилю, именно 1941 года. «Манк» — кино, которое рассказывает невероятно грустную историю о человеке, который не вписывался в индустрию, которой он служил. О Дон Кихоте, о благородном рыцаре, который превращается в шута, не может никак иначе жить. Честь, совесть, чувство справедливости важнее любых карьерных успехов».
Сценарий к фильму несколько десятилетий назад написал отец Дэвида Финчера, который умер в 2003 году. Много лет Дэвид пытался запустить картину в производство — и вот Netflix дал режиссеру карт-бланш. Для платформы этот фильм не очень типичный и, по словам критиков, может быть даже немного рискованным проектом. Хотя в картине речь идет про конец 30-х годов, кино получилось очень актуальным: и про двуличную индустрию развлечений, и про скандал вокруг выборов в Калифорнии, говорит кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков:
Павел Воронков кинокритик «Газеты.Ru» «Оно довольно остроумно, потому что оно заимствует из «Гражданина Кейна» повествовательную структуру, с частыми флешбэками и отступлениями. Но переворачивается с ног на голову формула Кейна, потому что «Гражданин Кейн» был посвящен конкретно одному человеку, все повествовательные стрелки сходились в этой одной точке, в фигуре самого Чарльза Фостера Кейна, а фильм «Манк» не меняет постоянно оптики и точки обзора, наоборот, из одного человека тут все немного расходится в разные стороны. Герман Манкевич оглядывается вокруг, в том числе цепляя взглядом социально-политические аспекты того времени, которые во многом переплетаются и с сегодняшнем днем. После президентства Трампа, я думаю, что одним из самых актуальных терминов на сегодня является «фейк ньюс». Как раз это то время, когда эти «фейк ньюс» по сути были изобретены и популяризованы. Гэри Олдман играет в очередной раз просто фантастически. Не уверен, что это будет статуэтка, но номинацию на лучшую роль он получит, я думаю».
К актерскому составу в этом фильме вообще сложно придраться: роли, помимо Олдмана, исполняют Аманда Сайфред, Лили Коллинз, Том Пелфри. По мнению критиков, «Манк» — претендует сразу на несколько «Оскаров».