Вишнёвый рок: чьи звёздные судьбы повторили герои знаменитой мелодрамы
На днях исполнилось 35 лет со дня выхода на экраны легендарной советской мелодрамы «Зимняя вишня». Но несмотря на «возраст», картина по-прежнему пользуется популярностью у зрителей разных поколений. Уж слишком жизненной оказалась ситуация, в которой мечутся главные герои. Может быть, потому, что история любовного треугольника, изложенная в фильме, была знакома практически всем создателям картины и списана с реальных и вполне знаменитых людей? Тройной удар Начать с того, что автор сценария Владимир Валуцкий, как и главный герой, много лет метался между женой – звездой «Таганки» Аллой Демидовой и начинающей актрисой Надеждой Репиной. Широкому зрителю она известна по крошечному эпизоду в «Служебном романе», где сыграла подругу секретарши Верочки, которой та пересказывает содержание письма Ольги Рыжовой. Дороги Репиной и Валуцкого пересеклись в 1974 году в Ялте, где 38-летний сценарист отдыхал в одиночку. Надежда же, не так давно родившая сына своему мужу Андрею Разумовскому, приехала сюда сниматься в мюзикле «Звезда экрана». На одной из актёрских посиделок в местном баре они и познакомились. На прощание обменялись телефонами и, вернувшись в Москву, стали созваниваться. «Он звонил мне ночью, читал какие-то наброски сценариев, делился новостями», – вспоминала Надежда. Встречались, разумеется, тайком. Если Надежда звонила Валуцкому в тот момент, когда Алла Демидова была дома, он заявлял в трубку: «А-а-а вы-ы не туда п-п-попали…». Позже он стал при жене называть её Михаилом Юрьевичем. Вскоре Надежда рассталась со своим мужем и стала ждать, когда и Валуцкий последует её примеру. Как и героиня «Зимней вишни», она уговаривала его: «Давай поженимся! Я тебе девочку рожу». Но тот, совсем как герой Соломина, уговаривал её потерпеть и обещал: «Завтра обязательно поговорю с женой!». По словам Репиной, Валуцкий и в самом деле несколько раз порывался поговорить с Демидовой. Правда, перед этим изрядно «принимал на грудь» для храбрости. Но объяснения не получалось. «Ложись спать, протрезвеешь – поговорим!» – заявляла Демидова. На трезвую же голову объявлять жене о решении уйти Валуцкому, по воспоминаниям Надежды, было страшно. Репина несколько раз пыталась уйти. Говорят, у неё даже были краткосрочные романы с Никитой Михалковым и Вячеславом Тихоновым. Но потом Валуцкий, как и герой «Зимней вишни», предлагал: «Малыш, давай начнём всё сначала!». И всё возвращалось на круги своя. До тех пор, пока Надежде не сделал предложение итальянец Джорджио. Она всерьёз собралась отправиться с ним в Италию, о чём и сообщила позвонившему под Новый год Валуцкому. Тот заявил, что сейчас немедленно приедет к ней и отныне они всегда будут вместе. У Надежды, по её словам, бешено заколотилось сердце. «Боже мой, любимый позвонил, сделал мне предложение! Я снова умирала от любви», – вспоминала она. Последовали бурные объяснения с Джорджио, после которых тот уехал. Вскоре в квартиру ввалился возбуждённый Валуцкий с игрушечным пистолетом, которым он собирался пугать соперника. Они вместе провели счастливую ночь… А на утро Валуцкий привычно пообещал рассказать всё жене. Чмокнул Надежду со словами «малыш, я тебе вечером позвоню» и ушёл. И тут она, по собственному признанию, окончательно поняла, что будущего у их отношений нет. В итоге спустя время их 14-летний роман так и сошёл на нет, превратившись в сценарий для фильма. Правда, позже Владимир Валуцкий решительно опровергал, что история «Зимней вишни» имеет под собой реальную основу. «До сих пор появляются какие-то невероятные женщины, объявляющие себя прототипами главной героини. Это неправда. У меня в 1982 году был договор со сценарной студией, сроки поджимали, и я придумал данную историю на едином дыхании за две недели. Типичная картина жизни одинокой женщины с ребёнком, влюблённой в женатого мужчину; любовь, предательство, одиночество…» – заявлял он. Между двух огней Владимир Валуцкий предлагал сценарий режиссёрам Илье Авербаху и Сергею Микаэляну, но те пытались его изменить, что не устроило сценариста. А вот Игорь Масленников сценарий принял сразу и безоговорочно. Возможно, потому, что ему тема любви к двум женщинам сразу тоже была очень хорошо знакома. Сейчас он говорит, что у него по сути две жены. Первая – Инна, с которой они прожили более 30 лет, вырастили детей, внуков, правнуки пошли. И вторая – Наталья Андреева, родившая режиссёру дочь Катю. При этом с первой женой Игорь Масленников, по его словам, так и не оформил развода. «Потому что она мой верный друг, и это на всю жизнь. Развестись – значит предать», – объясняет режиссёр. Не понаслышке знал о том, что такое любовный треугольник, и Виталий Соломин, блестяще сыгравший главного героя. Вообще-то знаменитый актёр, как говорят, никогда не славился лебединой верностью. Но в 1979-м он не на шутку влюбился в только что пришедшую в Малый театр молоденькую актрису Елену Цыплакову. К тому времени она пользовалась безумной популярностью после фильмов «Школьный вальс» и «Д`Артаньян и три мушкетёра». Роман зашёл настолько далеко, что Виталий Соломин, говорят, всерьёз собирался уйти из семьи ради Елены Цыплаковой. А потом оказалось, что жена любимца зрителей ждёт второго ребенка. Уходить из семьи Соломин, разумеется, передумал. И Елена Цыплакова с ним рассталась. Словом, за плечами практически всех создателей знаменитой картины был опыт драматичных отношений. Возможно, это отчасти и определило идею фильма. – Мы втроём – сценарист Володя Валуцкий, режиссёр Игорь Масленников и я – как бы решили сделать фильм-покаяние мужчин перед всеми женщинами, – делился с нами композитор Владимир Дашкевич, написавший музыку к «Зимней вишне». Что и говорить – покаяние вышло бесконечно искренним и пронзительным. И, скорее всего, именно в этом и кроется секрет многолетней популярности «Зимней вишни». По ролям Говорят, изначально Владимир Валуцкий обещал главную роль в фильме Надежде Репиной, роман с которой в то время ещё продолжался. Но режиссёр утвердил Наталью Андрейченко, которой предстояло играть в паре с Сергеем Шакуровым. Но у актрисы случился страстный роман с американским режиссёром и актёром Максимилианом Шеллом. В результате она на съёмочной площадке не появилась. Пришлось искать ей замену. На роль Ольги пробовались многие актрисы, среди которых была и Татьяна Догилева. Но режиссёра они не убедили. Тогда Игорь Маслеников вспомнил о Сафоновой, на которую обратил внимание ещё в театральном институте. – Но её появление кардинальным образом изменило тональность сценария, – рассказал нам режиссёр, – он стал более лиричным и трагичным. Исполнителя главной роли тоже пришлось менять под Сафонову. В результате вместо Шакурова утвердили более мягкого Виталия Соломина. Сама Елена, судя по всему, переживала тогда не самый лучший период жизни. По воспоминаниям Масленникова, она была вся какая-то серолицая, усталая, курила без конца. Но режиссёра это не смутило. Единственное, что категорически не устроило Масленникова, так это зубы актрисы. – Я вообще считаю зубы одним из главных украшений женщины, – признавался режиссёр. Он отвёз Елену Сафонову в стоматологический центр и на неделю остановил съёмки. К окончанию съёмок Елена Сафонова, по словам Масленникова, уже окончательно расцвела. Короткую стрижку актрисы режиссёр поначалу планировал маскировать париком. Но потом решил, что мальчишеская причёска идеально дополняет образ «малыша», как называл героиню Вадим. В итоге потом многие зрительницы стриглись под Сафонову в «Зимней вишне».