Дмитрий Маслеев: "Моя золотая медаль - это только начало"
Мы встретились с Дмитрием Маслеевым после концерта, проходившего в рамках XXI Международного музыкального фестиваля "Посвящение Олегу Кагану", художественный руководитель фестиваля — Народная артистка СССР Наталия Гутман. Музыкальным приношением памяти великого скрипача стали произведения Д. Шостаковича, Т. Николаевой, А. Хачатуряна и М. Петухова, исполненные пианистом в этот вечер в Малом зале консерватории. Дмитрий! Большое спасибо! Вы были настоящим украшением концерта. Вы открыли свое выступление Прелюди ей и фуг ой соль мажор Шостакович а. Последний мажорный аккорд после минорного драматизма фуги прозвучал вдруг особенно "небесно". Так получилось. Иногда такие моменты импровизационно случаются. Когда сидишь дома играешь, нет возможности ничего особо попробовать акустически, "поиграть" со звуком. В домашних условиях, к сожалению, нельзя. Когда играешь в зале с хорошей акустикой, на концертном рояле, который позволяет добиться множества красок простыми движениями - это другое дело. ДОлжно было попробовать, вот я и попробовал. Прелюдию я воспринимаю как средневековую, аскетичную, еще добарочную, когда не сформировалось ничего классического, ее роковая поступь, наверное, оттуда. Дмитрий Маслеев. Фото: dmitry-masleev.com Потом вы сыграли Сюит у "Танцы кукол" , Скерцо опус 1, Элеги ю Д. Шостаковича; Этюд до мажор Т . Николаев ой; Адажио из балета "Спартак" А . Хачатурян а; на бис Perpetuum mobile М. Петухова. Выбор вашей программы чем обусловлен? Я подумал, что это будет в тему фестиваля. Я никогда не слышал Олега Кагана. Программу выбрал большей частью лирическую. В ней есть небольшая преемственность. Мой профессор Михаил Степанович Петухов учился у Татьяны Петровны Николаевой. Он рассказывал о ней столько всего хорошего. Мы играли концерты из ее произведений, одно из них Этюд до мажор. В свою очередь Татьяна Николаева - первая исполнительница прелюдий и фуг Дмитрия Шостаковича. Композитор сочинял и сразу же ей показывал, все рассказывал, она говорила свое мнение. Это очень много значит. Может быть Хачатурян слегка выделяется в этом списке, но я его не мог не поставить в программу, поскольку это лирический центр. Я рад, что взял играть Хачатуряна в этот сезон. Во-первых, это музыка потрясающе красивая, во-вторых, это довольно длинная пьеса позволяет насладиться моментом на сцене. И на бис предложил Perpetuum mobile Михаила Степановича, моего наставника и композитора, у которого много сочинений. Некоторые из них я уже играл. Наконец-то пришла очередь до Perpetuum mobile, давно хотел сыграть, да все руки не доходили. Новая для меня программа сегодняшнего концерта - это один из результатов самоизоляции. Музыка Шостаковича и премьеры пьес, написанных композитором в юношеские годы - это двойной проект для Московской филармонии и для фестиваля в Горише, который отменился, но мы провели его он-лайн. Вот сегодня была московская премьера Скерцо Шостаковича опус 1. Его исполняют оркестры, но на фортепиано, для которого был написан оригинал, нет. Вообще, изначально сегодняшний концерт мы должны были играть по-другому. Сначала мне позвонил Сергей Георгиевич Проскурин, дирижер Курского оркестра с предложением поучаствовать в фестивале. Мы с ним хорошо знакомы, давно играем вместе. Но все отменилось, оркестр не смог приехать. Сегодня был авральный вариант. А где вас застала пандемия? В России, был дома, ничего не делал. Поначалу заскучал, когда стали каждую неделю один за другим отменяться выступления. Как же так, ну, как же так?? Потом скорее плыл по течению, мне было нормально. Всё у всех отменилось, все в одной лодке, почти все. Ну, какие концерты, когда негде и нечего? Весь карантин, я особо ни о чем не думал, периодически занимался, конечно. Но постоянно сидишь дома - соседи. Много было посмотрено фильмов, приготовлено много хороших обедов и ужинов. Вообщем, практиковался в освоении разных кухонь. Спасибо нашей филармонии, поскольку в этот период застоя удалось осуществить какие-то проекты: он-лайн записи, он-лайн концерты. Некоторые записи, которые были сделаны летом, только еще будут выходить. Было, конечно, чем заняться, хотя традиционный уклад жизни поехал восвояси. Наконец состоялся концерт опять же в филармонии, дуэт с Филиппом Копачевским. Мы были одними из первых после отмены запретов, кто вышел на сцену Концертного зала им. Чайковского с публикой в зале. Потом я умудрился сыграть один концерт в Германии и быстренько съездил в Македонию. Там нужно было сыграть Рахманинова "Рапсодию на тему Паганини", но им запретили большой оркестр на сцене. За день до выступления мы поменяли репертуар на Концерт Шостаковича. Вот такой драйвовый режим. Когда возвращаешься домой, знаешь, что следующая поездка может быть, а может и нет. До сих пор жду поездку во Францию. Ничего не знаю. А на карантин вас не сажали там? И сколько процентов публики присутствовало? На карантин не сажали, просто сдавал тест. Но сейчас правила меняются, это каждый раз сюрприз. Публики было 50%. Сольный концерт я сыграл два раза в один вечер, чтобы вся публика смогла быть. Конечно, сольный концерт играть дважды за вечер - то еще испытание. Но, кстати, второй концерт прошел лучше даже. За нынешнюю ситуацию с запретами на концерты сильно переживаете? Да честно, если совсем честно сказать, я не сильно переживаю именно по этому поводу. Есть другие переживания, за которые надо переживать гораздо больше. Когда стали отменяться первые концерты, я был в Париже. Я разыгрывался за день до концерта, пришли и сообщили, что, к сожалению, концерта не будет. Пришлось возвращаться в Россию, причем окольными путями, билетов не было. Но спасибо им большое, они не остались в стороне, потом оплатили мне этот дорогой обратный билет и небольшой утешительный гонорар. Конечно, филармоническим организаторам не позавидуешь, они вдруг, по щелчку оказались в тяжелейшем положении. Дмитрий Маслеев. Фото: dmitry-masleev.com Руки у вас замечательные, мягкие и чувствительные. Сегодня у вас было много виртуознейшей и мощной по динамике музыки, а смотришь на вас, кажется, что вам все легко и нетрудно. Это видимость. В принципе, думаю, что это и должно быть так, в большинстве случаев. Есть, конечно, чрезвычайно сложные места в некоторых произведениях. Если посмотреть на мэтров, то, например, Святослав Рихтер или Григорий Соколов могут сыграть сложности, как будто им нечего делать, а в некоторых - как будто им действительно надо поработать. Но это чисто внешне. Это абсолютно не отражается на качестве звука, которое неизменно чрезвычайно высокое. Так должно быть. Я просто невольно стремлюсь к этому, но пока еще... Вы худеете после концертов? Наверное, да, чуть-чуть. Вы пессимист или оптимист? Какой вы? Очень-очень реалист. Я, наверно, не человек-праздник. С одной стороны, на сцене я понимаю, что нельзя быть скромным. Но мы идем по стопам композиторов, и нас должно быть мало в этом. Мы, конечно, присутствуем в любом случае, но на первом плане композитор. "Исполнитель - это зеркало композитора," - фраза, которую говорили великие музыканты, в том числе и Рихтер. И другая фраза: "Исполнитель должен быть соавтором произведения". В момент игры ты должен как будто заново сочинять. Вот если соединить эти две мысли, то будет настоящее исполнение. В случае Рихтера это бесспорно. У вас есть какие-нибудь кумиры? Да, есть конечно. Есть кумиры прошлого, и первый, безусловно, Рахманинов, человек, который, ну, просто идеальный в своей гениальности. Сколько много он сделал для фортепиано. Это также и мой профессор Михаил Петухов. Когда я начал у него учиться, слушал его записи - просто с ума сойти какая техника. Пальцы у него настолько сильные, это то, что мне физически никогда не добиться. А какие интересные образы рождаются. И это, конечно, повлияло на меня. Я с удовольствием хожу на концерты Николая Луганского, Бориса Березовского. С Борисом Вадимовичем мы даже играли вместе уже несколько раз, и, надеюсь, еще будем. Это те люди, которые меня действительно восхищают. И потом, не будем юлить. Если касаться технических моментов, профессионализма, если они есть, они подкупают. Если ты смотришь за игрой, скажем, Бориса Березовского, некоторые пассажи, какую-нибудь хроматическую гамму терциями правой рукой вниз он играет в невероятном темпе. Я так двумя руками не могу сыграть. Это подкупает. Дмитрий Маслеев. Фото: dmitry-masleev.com После победы на конкурсе вы стали публичным человеком. Вам это в тягость? Сразу, пять лет назад, это было сложновато, сейчас нет. Хотя, если сравнить публичность поп-звезд и нашу публичность у нас и у них - это настолько разные вещи. Стараюсь давать интервью "дозированно", чтобы не докучало, чтобы было интересно читающим. Трудно удержать пьедестал победителя конкурса Чайковского? Вы этим озадачиваетесь? В первую очередь я сразу понял, что этот конкурс сильно отличается от всех состязаний, в которых я участвовал. Это очень, наверно, странно то, что я сейчас скажу. Допустим, когда я побеждал в Париже, это был такой праздник, а с конкурсом Чайковского было совсем другое. Сразу ты понимаешь, насколько это большая ответственность. Я для себя решил, что внутренне лучше об этом не думать, что у тебя первое место. Это будет мешать. Как это может помочь в работе, как это может помочь на сцене? Да никак. Какие-то лишние мысли могут взволновать. Но между тем, я понимаю, насколько большое значение это имело для меня. Для вас был шок, что вы победили или все же предчувствия какие-то рождались? Полный шок. Даже на третьем туре, когда вы играли 3-ий Концерт Прокофьева? Вы были явно в творческом ударе . Нет, никак не могу прокомментировать. Я его играл первый раз, ну, что-то получилось. И это была большая удача, что получилось, могло и не получиться. И был большой контакт с оркестром. Спасибо дирижеру Алексею Богораду. Финал конкурса - там нервы такие, такая наэлектризованность. Этот финал и моя золотая медаль - это только начало. К счастью, профессия позволяет постоянно все новое открывать, и даже старое играть тоже не надоедает. В Концерте Чайковского каждый раз можно свежее находить, как впервые, но с запасом прочности и это хорошо. Дмитрий Маслеев. Фото: dmitry-masleev.com Что вы скажете о своих фанатах? О своей публике? Я очень благодарен. У меня даже в контакте есть группа, в которой я иногда узнаю некоторые новости раньше, чем мог бы узнать сам. Они меня очень поддерживают, знают что и как. По-моему все хорошие и замечательные люди, всем пожелаю большого здоровья. Я в принципе люблю публику, которая приходит на концерты классической музыки. Можно было посидеть дома на диване, а они настроились, пришли на концерт классики, которая все же не развлекаловка. В процентном соотношении классическая музыка никогда не будет супер-мегапопулярной, как другие виды поп-музыки. Но, наверно, это и нормально. Публика, иногда, после просьбы не хлопать между частями, молчит и по завершению произведения. Начинаешь другое. Ну, ничего, потом можно посмеяться. Энергетика, которую дает зал это конкретно во время выхода на сцену и принятия после завершения концерта, но не в момент игры. А сильно обращать внимание на то, что происходит в зале во время игры не надо. С какими дирижерами вам хорошо играется? Когда играешь с мэтрами, лучше послушать их совета, идти за ними. Они исполняли произведение гораздо больше раз, чем ты, и могут научить тебя многому. Люблю играть с молодыми дирижерами: Валентином Урюпиным, Димитрисом Ботинисом. С ними можно обсуждать, поэкспериментировать. Во всем можно найти плюсы для работы. Недавно с Валерием Гергиевым сыграли "Рапсодию" Рахманинова в Мариинском театре. С ним ты должен быть максимально готов ловить все, что происходит, у тебя на сцене должна быть молниеносная реакция, и тогда случается настоящее сотворчество. Вообще, сцена требует концентрации, и лишние мысли не должны вылетать. Опять же, если слишком много думать о том, что ты делаешь в данный момент, может произойти сбой. Нужно как-то найти баланс между тем, что сами руки играют и тем, что ты задаешь тон. Думаю, музыканты меня поймут. Переступая порог сцены, я всегда думаю как начинать первые такты, это слегка успокаивает. У вас есть любимые залы, концертные площадки? Так как дома играешь, то это Большой зал консерватории и зал Чайковского, но это и большая ответственность, каждый раз сердце стучит. Вспоминаются залы невероятной архитектурной красоты - зал в Барселоне, зал Академии Ференца Листа в Будапеште. Один раз играл в Зарядье, хороший зал. Мы играли с Красноярским оркестром, презентовали только что записанный диск с Первым концертом Шостаковича и Концертом Капустина с оркестром. Состоялась как раз московская премьера. Какой у вас распорядок дня? Всех, особенно, юных пианистов интересует вопрос, сколько часов в день вы занимаетесь? Десять, четырнадцать часов? Нет-нет, таких цифр нет. Если я к тому же дома, то не могу себе позволить играть весь день, тем не менее получается прилично. Год назад я учил "головой", без инструмента музыку современного китайского композитора Тан Дуна, обладателя Оскара, приза за музыку к кинофильму "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". Его Концерт для фортепиано, Сопрано пекинской оперы и оркестра мы играли в январе 2020 в Китае несколько раз. А в декабре у меня состоялась поездка по Италии. Я надеялся, что в перерывах между концертами доберусь до инструмента и поучу. Но доступа к инструменту не вышло, всё закрывалось. Мне приходилось заваривать чайку, печеньки, открывать партитуру и учить нотами. Эта музыка не супер сложная технически, но там есть все, классическое начало и пентатоническое, есть опоры за что зацепиться. Очень надеюсь, что мы сыграем ее в Москве. Я был в восторге от музыки и исполнения, послушав вживую Концерт для перкуссиониста с оркестром Тан Дуна во Франции. Потрясающе играл молодой музыкант, он как осьминог, туда-сюда, окруженный множеством инструментов. Что читаете интересного? Купил книгу "Индустрия компьютерных развлечений в России и ее зарождение" и надеюсь ее прочитать в ближайшие три дня отдыха. Можно читать абсолютно разную литературу, ради интереса приобрел. Но я приверженец русской классической литературы. А если хочется что-то легкое почитать, то скорее зарубежное. Еще театр люблю. Прекрасные ощущения, когда приходишь в театр. Я обожаю. Московские театры - это особая атмосфера. Дмитрий Маслеев. Фото: dmitry-masleev.com Как накапливаете эмоции? Если усталости нет, то уже хорошо для эмоционального баланса, а так - читать, смотреть, ходить. Невозможно только упереться в ноты и все. Конечно, нужно выучить произведение и чем лучше, тем лучше. В образном плане каждый просмотренный хороший фильм, спектакль, книга, впечатления и потом личные переживания могут найти продолжение в исполнении. Какие идеи-планы у вас на ближайшее будущее? Сейчас есть концерты, их немного, но к ним надо готовиться. Времени поучить что-то для себя нет. Но стараюсь делать так, чтобы та программа, которую я играю, приносила мне удовольствие. Процентов семьдесят выбор произведений за мной. Есть композиторы, к которым я не притрагиваюсь, либо пока, либо.... ну, не знаю. По моим программам можно понять, что я люблю играть русских композиторов, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. У Прокофьева играл только три сонаты, уже пять лет не играл его 3-ий концерт, который исполнял на III туре конкурса Чайковского, пожалуй, надо его возобновить. Есть такие сочинения, к которым душа лежит, интуитивно как-то понятно, и образное мышление больше работает в этом направлении. Я думал об этом, почему так. Сольный Бетховен для меня сложнее, но с удовольствием играю его концерты. Концерты Бетховена - для меня счастье. А, вообще, я не против каких-то шутливых штук, особенно по окончании концерта сыграть что-нибудь шутливое, чтобы поднять настроение. Читал где-то, кажется, Бетховен после своих концертов с серьезными произведениями играл что-то шутливое. Думаю, что это хорошо. Более того, сам иногда играю на бис Николая Капустина, замечательного композитора, которого очень люблю. К сожалению, он скончался в этом июле. Это композитор, который сочетает в себе прелесть соединения классики и джаза. Его музыка академического толка, но джазовые ритмы, гармонии, мелодика. Есть прекрасная музыка, в которой понятно, что была проведена композиторская работа, ремесленная сделанность. Но существуют шедевры абсолютно за гранью моего понимания, в которых как будто сами законы мироздания, как они есть, существуют в этой музыке. Части из Симфоний Бетховена относятся к такого рода творениям, почти у каждого гения есть такие сочинения. Люблю ходить на концерты, ничего нет лучше концертных залов. Ну, конечно, записи - это тоже хорошо, т.к. можно послушать мэтров прошлого и настоящего. Мы с друзьями, конечно, ставим какие-то записи, вот послушай, как играет тот или иной исполнитель, естественно обсуждаем. Обсуждается абсолютно все в искусстве без боязни, что тебя неправильно поймут. На то они и друзья. В этом и есть прелесть общения с единомышленниками. Я так благодарен всем моим друзьям за поддержку. После моей победы между нами никакого даже намека на зависть и ничего подобного не произошло. Это настоящие друзья с первого курса консерватории. Столько всего было пройдено вместе. Есть желание сыграть Концерт ля минор для струнных с оркестром еще юного Мендельсона. Также сделать программу из транскрипций балетов Чайковского, Стравинского. Конечно, пианисты играют их часто, у меня тоже есть большое желание построить программу таким образом. А вообще, у меня только до Нового года планы - поесть оливье. Очень люблю этот семейный праздник, и чтобы он оставался семейным.