Андрей Мартынов: «Жизнь циничнее и грубее...»

Это с Андреем Мартыновым случилось почти 50 лет назад после премьеры легендарного фильма «А зори здесь тихие...», где он сыграл старшину Васкова - свою первую роль в кино. Недавно актер отметил 75-летие...

Андрей Мартынов: «Жизнь циничнее и грубее...»
© Мир новостей

ДОЛЖЕН БЫЛ ИГРАТЬ ТИХОНОВ

- Андрей Леонидович, вы смотрели ремейк фильма «А зори здесь тихие», который снял Ренат Давлетьяров?

- Совсем недавно посмотрел по телевизору. А на премьеру, которая была в Кремле, меня не позвали. То есть создатели картины не позвали. Снимавшаяся со мной в «Зорях» актриса и депутат Госдумы Елена Драпеко звала меня в Кремль, но я решил не идти.

Почему? Да чтобы не расстраиваться, хотя ничего против ремейков не имею. Вот англичане сняли аж шесть киноверсий романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». С хорошими актерами, прекрасной режиссерской работой. Я смотрел и получал удовольствие, их часто показывают.

А фильм Давлетьярова, как мне рассказали, оказался не слишком рейтинговым. Не собрал много денег в прокате, на телевидении прошел не слишком успешно. Зато наш фильм по-прежнему любим, причем не только в русскоязычных странах, но и, например, в Китае. Хотя и у нас было немало огрехов. Может, даже картина Давлетьярова современнее. Ведь меняются взгляды, вкусы, они устаревают. Но очень важно не скатиться в лубок. А некоторые считают, что в ремейке все получилось слишком приторно.

Впрочем, я не хочу по-стариковски ворчать. Повторюсь: и в нашей картине тоже не все было гладко и хорошо. Просто вышла она в то время, когда интерес к этой теме был огромный.

- Какие же у вас претензии к той картине? Может, знаменитая сцена в бане оказалась не по вкусу?

- Нет, что вы! Когда эту сцену снимали, меня даже туда не пустили, настолько было все по-пуритански...

- А что же тогда?

- Вы понимаете, трудно порой провести грань между правдой и вымыслом. И фильм «А зори здесь тихие...», как и повесть Бориса Васильева, если не сказка, то уж точно плод фантазии талантливого человека. Не верю я, что все это могло быть в реальности. Думаю, что Васильев просто очень захотел написать о женщинах на войне и придумал такую трогательную историю. А жизнь - она циничнее, грубее...

- Борису Васильеву тогда сказали об этом или побоялись?

- Сейчас бы сказал. Но тогда мне едва 25 лет исполнилось. Позже режиссер Станислав Ростоцкий рассказывал, что я Васильеву не слишком понравился. Были у него сомнения. Представляете, как обидно было бы, если бы он сказал Ростоцкому: этого хама и наглеца снимать не нужно!

Ведь изначально эту роль должен был Вячеслав Тихонов играть. Но его как раз утвердили на Штирлица... Да и сам Станислав Иосифович, когда меня привели к нему, поначалу смотрел исподлобья и себе под нос говорил: «Мальчишка». Я ему робко, но все же возразил: мол, отслужил в армии, с четвертого курса ГИТИСа играю в ТЮЗе у Павла Хомского. Если надо, говорю, могу отпустить усы, их даже клеить не придется - сами быстро растут...

Ростоцкий нехотя согласился, предложил почитать вслух сценарий. Начал я читать и вдруг вижу - у Ростоцкого слезы на глазах. А я тоже слезливый был. И нас это сблизило...

А потом, мне действительно хотелось сыграть Федота Васкова. Я даже собрался на спектакль к Юрию Любимову. Но Ростоцкий запретил. Хотя критики хвалили постановку Театра на Таганке.

ЖЕНИЛСЯ НА НЕМКЕ

- Как шли съемки фильма? Долго и муторно?

- Кто вам сказал? Мы снимали всего лишь один летний сезон. В Карелии снег выпадает в октябре, а сходит в мае. Только три месяца у нас было. Причем в фильме две серии. Поэтому по 10 часов смена была, а то и больше...

Кстати, я считаю, что затянули слегка, можно было и одну серию снять. Но с Ростоцким кто бы стал спорить? И ведь в любом случае он оказался прав. В 1972 году «Зори» сделали кассу, помогли перевыполнить план. Никто не ожидал такого успеха, а тут вдруг!..

- Вас сейчас очень редко можно встретить на кинофестивалях. А в те годы, наверное, с фильмом весь мир объездили?

- Это фильм объехал весь мир. А Ростоцкий с собой брал не меня, что, впрочем, вполне нормально. На фестиваль в Венецию поехали Ольга Остроумова и Ирина Шевчук. Дальше были Париж, Япония. Индия. Латинская Америка. Сорренто... Полгода ездили. А мне дали премию Ленинского комсомола и Государственную премию СССР.

Лет пять назад был в Карловых Варах. Меня две старушки увидели, стали расспрашивать, как живу. Говорили, что в ранней юности фильм этот смотрели.

- Говорят, вам за него еще квартиру выделили.

- Да. Не сразу, правда. У меня была кооперативная, купил ее, когда стал в ТЮЗе работать. Двадцать метров комната, просторная кухня. По тем временам - сказка! Но вскоре у меня появилась четырехкомнатная квартира в кооперативе Союза кинематографистов на Тишинке, объединенная из двух соседних.

Правда, после того как жена с сыном окончательно осела в Германии (бывшая жена Мартынова - немка, с ней актер познакомился на кинофестивале в Берлине. - Ред.), мне она оказалась ни к чему. Я жил в спальне да на кухне, остальные комнаты пустовали. Только пыль в них вытирал. Мне это надоело, я посоветовался с Франциской, и мы решили подарить жилье тем, кто в нем больше нуждался. Отдал совершенно бесплатно.

Туда въехала моя подруга Людмила Зайцева, которая жила с мужем, дочкой и старушкой-мамой в двухкомнатной. Мама ее потом говорила: «Люда, молитесь на него, молитесь!» Так что сейчас у меня две комнаты. И когда из Германии приезжает сын Саша, ему есть где разместиться. Тем более что Первый канал сделал мне к 70-летию ремонт в квартире.

Вы знаете, в спальне у меня висит зеркало. И оно легко превращается в телевизор! Правда, его я смотрю все реже и реже. И интернет не очень люблю. Хотя с внуками иногда общаюсь по скайпу. И с сыном.

- Внуки носят вашу фамилию?

- Да. Только в немецкой транскрипции - Мартынофф.

- Они хоть знают, в каком фильме снимался их дед?

- Знают. Но важнее то, что они меня любят. Когда приезжал к ребятам в гости, сказал, что не ограничиваю их в суммах. Внуки в первую минуту оцепенели, стали коситься в сторону отца. Саша подтвердил, что с ним это согласовано. Парни попросили меня телефоны им купить мобильные. На следующий день отправились за покупками. Только домой вернулись, старший подключился к интернету, что-то там набрал и показывает мне: мол, смотри. Я глянул, а на экране мой портрет с плаката из «Зорь»... Конечно, скучаю по ним, очень хочу увидеть. Вот иногда даже плачу...

- Не так давно Станислав Садальский говорил, что вы попали в больницу, тяжело ходите. Еще сказал, что пили раньше много...

- Ну да, Стас расскажет. Сказочник!.. Мы ведь несколько лет не общались. Но, честно говоря, я не могу на него долго обижаться. Мы давние друзья. Любим пошутить друг над другом... А вообще я себя стариком не считаю, если что.

Если помните, в брежневском Политбюро был такой Андрей Павлович Кириленко, секретарь ЦК, ровесник Брежнева. Когда им по 70 лет исполнилось, он сказал, что это самый продуктивный возраст. Поздняя молодость или что-то в этом роде. Вскоре, правда, в маразм впал и с трибуны съезда, читая состав ЦК КПСС, все путал, бедняга. Но я еще не в маразме. Только вот с возрастом стал более сентиментальным...

Андрей Князев.

Фото: PERSONA STARS