«Спутник», «Эпидемия» и не только: главные российские проекты, покорившие Запад

В последние годы мы все чаще слышим, как тот или иной российский проект снискал высокую оценку со стороны западных ценителей кино. И речь не только о фестивальных победах (которых у наших фильмов достаточно), а о популярности в рядах обычных зрителей. Пока мы восхищаемся шоу HBO и Netflix, наши проекты покоряют Запад. Вспоминаем 6 самых ярких примеров такого успеха.

«Спутник», «Эпидемия» и не только: главные российские проекты, покорившие Запад
© WMJ.ru

«Эпидемия»

Кадр из сериала «Эпидемия»

Сериал «Эпидемия», написанный сценаристом Романом Кантором по мотивам книги Яны Вагнер «Вонгозеро. Эпидемия», имеет необычную судьбу. Когда сериал только вышел на отечественной платформе PREMIER, он не снискал большой популярности у зрителей, хотя его сюжет, как никакой другой, идеально ложится на действительность всего 2020 года.

Осенью сериал был продан онлайн-платформе Netflix за $1,5 млн. Это не самая дорогая сделка для отечественных проектов, но ее важность заключалась не в количестве нулей в чеке, а в престиже. Буквально с первых дней To The Lake (американское название сериала) оказалась в числе зрительских фаворитов, а в поклонники шоу записался сам Стивен Кинг. Писатель похвалил сериал в своем Twitter, удостоив его высокой оценки. Помимо этого, «Эпидемия» вошла в топ-100 главного мирового сайта о кино IMDB. Почитать, что западные зрители говорили о проекте, можно здесь.

«Спутник»

Кадр из фильма «Спутник»

Этот фильм, вышедший в онлайн-кинотеатре IVI весной 2020 года, оказался настоящей темной лошадкой. До его премьеры о проекте практически ничего не было известно, кроме имен его создателей и исполнителей главных ролей. Когда же премьера фильма состоялась, он произвел эффект разорвавшейся бомбы по разным причинам: зрителей впечатлил по-настоящему крепкий сюжет, отличная компьютерная графика, талантливая игра актеров и сам сценарий, едва ли не впервые давший лидирующий голос именно женскому персонажу в исполнении Оксаны Акиньшиной.

Поэтому совсем не удивительно, что «Спутник» стал первой отечественной картиной, попавшей в топ-5 американского ITunes. Как итог — фильм удостоился сразу двух важных номинаций премии Critics Choice Super Awards в категориях «Лучший фильм ужасов» и «Лучший герой фильма ужасов». Ее присуждают фильмам и сериалам в жанрах экшена, фэнтези, хоррора, научной фантастики, а также проектам, созданным на основе комиксов и видеоигр.

Не остались равнодушны и западные критики. «Умный и приятно кровавый «Спутник» пришел из России с любовью, слизью и выдающимся уроком о том, как эффективно снимать недорогое развлекательное кино», «Российский режиссер Егор Абраменко дебютирует в полнометражном кино с захватывающим фильмом, твердой фантастикой из 1980-х, замороженной с элементами триллера советской эпохи и ужасом, взятым напрямую из «Чужого». Его героиня также обладает психологической стойкостью Рипли», — вот лишь несколько примеров восторженных отзывов экспертов.

«Папа, сдохни»

Кадр из фильма «Папа, сдохни»

Дебютную ленту Кирилла Соколова ждала та же участь, что и ее прославленных предшественников. Когда она вышла в российский прокат, реакция зрителей была на нее неоднозначной. В то время как одни оценили картину как «крутой треш-триллер», другие посчитали, что автор намеренно копирует узнаваемый стиль Квентина Тарантино, а потому не сумели рассмотреть в фильме его большой потенциал и мощное авторское высказывание.

Куда более прозорливыми оказались западные критики. На популярном сайте Rotten Tomatoes, который служит главным ориентиром «годноты» в мире кино, картина получила рекордные 100 %. Это означает, что у нее не было ни единой негативной рецензии — уникальный случай даже для успешных западных релизов. После этого достижения на «Папа, сдохни» обратили внимание ключевые иностранные журналы о кино.

«С помощью ярких цветов, подвижной камеры и резких монтажных переходов Соколов создает атмосферу безумия, доводя дикость происходящего до сумасшедшего уровня», — написал The Hollywood Reporter.

«Считается, что все российские фильмы неторопливые, серые и затянутые. Но есть примеры, говорящие об обратном, и лучший аргумент против этого стереотипа — полнометражный дебют Кирилла Соколова, очень забавный, кровавый и безбашенный «Папа, сдохни», — согласились с коллегами Film School Rejects.

«Майор»

Кадр из фильма «Майор»

Если ты все еще уверена, что российское кино — это чернуха, которая может быть интересна только нам самим, то глубоко ошибаешься. Иностранные продюсеры и критики давно смогли рассмотреть в мрачных историях повод для сильной драмы, которая, как известно, хорошо понятна зрителям в любой точке земного шара.

В 2016 году было объявлено, что стриминговый сервис Netflix выкупил права фильма «Майор» Юрия Быкова, чтобы по его мотивам снять мини-сериал. Так и случилось — двумя годами позже на экраны вышел 10-серийный проект «Семь секунд», в котором события из фильма Быкова переложили в плоскость американских реалий. Для отечественного автора подобное внимание со стороны главного онлайн-сервиса планеты — это безусловное признание его таланта.

«Лучше, чем люди» / «Мажор»

Кадры из сериалов «Лучше, чем люди»/ «Мажор»

Мы объединили эти два, по сути, совершенно не связанных между собой проекта общим знаменателем: права на них также были приобретены Netflix. В 2016 году сервис купил «Мажора», которого выпустил под названием Silver spoon. А тремя годами позже платформа приобрела сериал «Лучше, чем люди», оценив его в $1 млн.

Обе эти сделки, безусловно, не являются самыми важными в плане их стоимости, но считаются ключевыми в плане поднятия рейтинга российского производства фильмов и сериалов за границей.

Очевидно, что спрос на наши проекты будет только расти — мир все больше становится интернациональным, границы между странами стираются, а хорошие истории с момента изобретения субтитров перестали быть заложниками родных территорий, ведь талантливо сделанный проект универсален. И наша подборка — главное тому доказательство.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram

Фото:Kinopoisk.ru