«Черепашки» Невского. Самые необычные экспонаты Музея русской гармоники 

«Черепашки» Невского. Самые необычные экспонаты Музея русской гармоники
Фото: Mos.ru
В конце XIX — начале XX века одним из самых популярных гармонистов в России был Петр Невский. За всю жизнь он так и не выучил нот, но это не помешало ему учить играть других и даже изобрести собственную гармонику. Больше всего Невский любил играть на крошечных гармониках — так называемых черепашках. Миниатюрные инструменты сегодня хранятся в Музее гармоники Альфреда Мирека.
История появления самого веселого музыкального инструмента и история жизни музыканта, способствовавшего его популяризации, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Первые гармоники
Первую гармонику создал чешский мастер Франтишек Киршник, живший в России в XVIII веке. Инструмент был настольным, и сыграть на нем можно было, как на фортепиано, только сидя. Изобретение сразу вызвало большой интерес среди музыкантов, особенно в Европе, где оно вскоре было усовершенствовано. Первую ручную гармонику выпустили в Германии в 1822 году, а спустя восемь лет с ней познакомились в России.
Производство гармоник отечественного образца началось в том же 1830 году в Туле. Создавали музыкальный инструмент местные оружейники. Сначала они копировали импортные изделия из интереса, но с ростом популярности гармошек в народе стали мастерить их на продажу.
Первые фабрики по производству гармоник возникли в Туле в 1840-х годах. Совершенствуя инструменты с технической точки зрения, мастера перестали копировать иностранные образцы и начали создавать авторские инструменты. Они перевернули планки другой стороной к клапанам, отчего звук стал появляться во время сжатия мехов, а не растяжения, как это было раньше. Такие музыкальные инструменты получили название «русская гармоника», или «тульская гармоника-семиклапанка», а техника легла в основу всех производимых в России гармоник.
Со временем гармоники стали производить и в других местах, везде по-своему. Например, в Череповце придумали очень маленькие гармоники — высотой пять — семь сантиметров. На правой клавиатуре мини-гармоник было до семи клавиш, а на левой не было совсем. Сначала они назывались «лилипуты» или «колибри», позже прижилось название «черепашки». Существует две версии происхождения забавного названия. По одной из них, гармоники получили имя в честь родного города, по другой — благодаря внешнему виду: во время игры они прятались в ладонях музыканта, будто в панцире.
Прославил «черепашек» выдающийся русский гармонист-виртуоз Петр Невский, который выступал под аккомпанемент таких гармоник и даже их усовершенствовал.
Из сапожников в музыканты
Петр Елисеевич Емельянов (Невский — это его псевдоним) родился в 1849 году в Санкт-Петербурге в семье сапожника. Как и отец, поначалу он был сапожником, однако к 20 годам решил оставить ремесло и заняться музыкой. В свободное от работы время он без посторонней помощи освоил игру на тульской семиклапанке, копируя на слух понравившиеся мелодии.
Невский выступал везде, где представлялась возможность. Судьбоносной для него стала встреча с очень популярной в то время цирковой труппой Юровых. Основатель коллектива Дмитрий Юров, в совершенстве владевший тульской семиклапанной гармоникой, помог талантливому самоучке стать большим артистом.
Репертуар гармониста Невского был обширен: он исполнял русские народные песни, выступал с юмористическими музыкальными номерами, попурри, позже добавились некоторые классические произведения и композиции собственного сочинения. Через несколько лет совместных выступлений с цирковой труппой Петр Невский стал выступать самостоятельно.
Невский был очень артистичен. Исполняя серьезный русский репертуар, он надевал барский вышитый кафтан и шикарную меховую шапку или яркую русскую рубаху, а для шуточных и злободневных частушек у Невского был припасен босяцкий наряд.
Гармониста любили не только в народе. В мае 1896 года Невский был приглашен на коронацию в качестве почетного гостя. В декабре того же года по случаю 25-летия творческой деятельности император подарил ему золотые часы с изображением государственного герба.
Артист много гастролировал, и не только по России. Невский стал первым гармонистом, отправившимся в сольное заграничное турне. Аншлаги сопровождали везде, но самое большое впечатление на публику он произвел во Франции. Там он был удостоен звания почетного члена Парижского лирического музыкального общества.
Узнав об изобретении граммофона, Невский сразу поехал в Германию и первым из гармонистов записал пластинку. Также он был первым гармонистом, выступившим с симфоническим оркестром: осенью 1909 года — в Кисловодске, а 1912 году — в Ессентуках (зарубежные гармонисты стали выступать с оркестрами значительно позднее).
Классика на «черепашке»
Невский играл на русской гармонике-семиклапанке и на «черепашках». Последние он особенно любил за их звучность, да и зрителей они приводили в восторг. На крошечной гармонике он исполнял и простые частушки, и произведения , , .
Гармонист заказывал целые серии усовершенствованных маленьких гармоник. В отличие от первых образцов, они были сложнее, имели больший диапазон и полную хроматическую гамму. У сделанных по заказу Невского «черепашек» увеличилось количество клапанов. На правой стороне размещалось от пяти до десяти клавиш, а на левой — от трех до восьми.
Такие гармоники стали называться «невскими черепашками» или «черепашками Невского». В конце XIX и первой четверти XX века они пользовались огромной популярностью у эстрадных гармонистов и цирковых музыкантов.
Самоучитель Невского
Популярность артиста вызвала желание освоить гармонику у многих его соотечественников. Чтобы помочь им, Невский издал авторский самоучитель. Научиться по нему мог даже тот, кто совсем не знал нотной грамоты — Невский придумал «цифровой» метод обучения игре на тульской семиклапанке.
Запись мелодии в самоучителе выглядела так: нотных линеек не было, лишь прямоугольники, в которых автор размещал цифры, обозначающие клавиши. Тонкая черта под цифрой обозначала растяжение мехов, а толстая — его сжатие. Однако, чтобы разучить мелодию по самоучителю Невского, нужно было обладать очень хорошим музыкальным слухом, так как в учебнике не было ни обозначения ритма, ни длительности нот. Позже артист немного усовершенствовал методику — ввел обозначение ритма и пауз.
Насколько метод был сложен, можно судить по описанию, составленному самим автором: «У большой цифры становится маленькая цифра: если она поставлена вверху, то значит, что надо гармонию тянуть кверху [разжимать мех], если же она поставлена внизу, то книзу [сжимать мех]. Если у большой цифры стоит маленькая цифра 2, значит, нужно тянуть кверху три раза. Потом после каждого раза нужно отымать палец медленно или скоро, смотря какую ученик играет песню, скучную или веселую… Если поставлена не одна цифра в одной клетке, а несколько, это означает, что надо играть скорее. А если прибавлена маленькая черточка сбоку первого номера, то это означает, что надо остановиться на сколько-то времени, смотря по характеру пьесы».
Несмотря на некоторые очевидные минусы, самоучитель Невского пользовался большим спросом. Позже, с появлением двухрядной гармоники, систему артиста усовершенствовали. Однако из-за нагромождения цифр стало очевидным, что проще пользоваться нотами. Тем не менее долгое время цифры печатали в учебниках параллельно с нотами, а некоторые отголоски системы Невского встречаются и сейчас, например в самоучителе по игре на саратовской гармони сжатие меха обозначают чертой, а в пособии по гармонике-хромке можно встретить цифры под нотами.
Видео дня. Что стало с главными актерами сериала «Кухня»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео