Валентина Титова: Тарковского воспели невесть за что. "Зеркало" снял Рерберг

Первый раз Валентина Титова вышла замуж за режиссера Владимира Басова, став мамой двоих детей – Александра и Елизаветы, вторым мужем Титовой был оператор Георгий Рерберг. Титовой восхищались, ее критиковали, ей завидуют до сих пор. Мы встретились с актрисой на съемочной площадке и разговорились о своем, о женском. – Валентина Антиповна, вам давно уже пора написать книгу о женской мудрости, полагаясь на свой жизненный опыт... – Недавно я была на программе «Сегодня» у Максима Галкина, говорили об отношениях мужчины и женщины. Я говорю: вы понимаете, любая женщина, более или менее соображающая, идет не за красотой мужчины, не за сексом, а за тем, что он – личность, это завораживает. Когда ты видишь перед собой ум и талант – всё остальное неважно. Во что одет? Да я надену на него что-нибудь. Я женщина. Мариана, это вечные вещи! Готовых мужчин не бывает, им надо тоже помогать, особенно талантливым. А чего это тебе стоит, только ты знаешь. – Как-то я разговаривала с вашим сыном Сашей, поделилась, что виделась с вами на съемках программы. Он спросил меня: а что я сказала его маме? Я сказала, что Титова – красивая. «Напрасно, – ответил мне ваш сын, – Титова на это уже даже внимания не обращает. Маме всю жизнь это говорят». – Другим говорили: талантливая... еще какая-то, а про меня – только красивая, поэтому у меня были мои внутренние страдания. Я сама-то себя не видела. Сейчас смотрю старые фильмы, думаю: о-о-о, ёлки-палки! У меня фотографий нет, не фотографировалась. Прямо хоть из картины вырезай, портрет делай. Я только работала, а работала всегда, потому что никогда не надеялась на мужчин. – Сейчас с помощью косметологии можно сделать лицо, руки, но как можно сохранить такую фигуру? Поделитесь, пожалуйста. – Фигура всегда была прекрасной. Меня все принимали за балетную, потому что у меня длинная шея, покатые плечи, я была худая до невозможности, ходила на высоких каблуках, которые делали ноги визуально красивыми. Все считали, что у Басова жена балерина. Молодость, молодость... Спасибо Господу Богу. – Дело не в молодости, по сей день мужчины вам вслед говорят: красивая. – Мариана, красота – это не обязательно красивые черты лица. Это ум, как ты себя ведешь в обществе. Ни на кого не орешь, никого не оскорбляешь. Красота – умение не наносить боль другим людям, даже если они, увы... Ну, что делать?! Не всем удается выплыть. Но надо дать возможность человеку почувствовать, что он хороший, милый, а мужчинам это в первую очередь надо. Вижу, что мужчины меня хотят обнять, а сейчас же из-за пандемии нельзя. Знаю, что им нужна эта поддержка. Он меня обнял, ему приятно – и мне приятно. Надо помнить, что женщина красива другими вещами – мягкостью характера, улыбкой. Лучше ничего не сказать, чем сказать глупость. – На днях в одной программе произошла глупая история, актриса Марианна Вертинская пыталась опорочить имя вашего второго супруга – оператора Георгия Рерберга. Она говорила, что тот был деспотом. – Мне уже звонили знакомые, рассказывали. Я ответила: чего вы от меня хотите, чтобы я кого-то обсуждала?! Рерберги – это великая родословная, она знаменита своими выдающимися личностями. Благодаря этой фамилии в Москве стоит здание телеграфа, Киевского вокзала, построен вокзал в Сочи и многие-многие другие вещи. Дело в том, что Гога как правдолюб честно говорил: да, я гений. Все это знали, но его товарищей это раздражало. У гения не было денег, это нормально, у гениев не бывает денег. Были женщины, которым он не приносил желаемого: денег, безумных денег. Ему было сорок лет, когда мы встретились. Передо мной был гениальный человек мирового уровня. Я увидела дикое одиночество. Несчастного человека, никому не нужного. Он очень старался прижиться, но не умел. На это ушло много лет, когда он начал понимать мою женскую поддержку. Ум женщины, стабильность женщины – вот что ему требовалось. Да, я его выровняла, успокоила. Я удивлена, что ни одна из женщин не смогла принять его таким, каков он есть. Все говорят: Титова не любила Басова! Что вы понимаете в любви? Любовь – это забота о человеке, а не секс. Чтобы мужчине хорошо работалось, он должен быть сыт, у него должно быть две пары носков на день, две рубашки, он должен быть дважды вымыт. Мужчина должен все время идти на взлет, жена не должна ему быть балластом. Нельзя грузом висеть на таланте и подрубать крылья по своему образцу. – Рерберг мог поднять руку на женщину, вы это допускаете? – Допускаю. Любой человек может это сделать, если его довести. На меня он руки не поднял. Он делал все, что я ему говорила. Я ему объясняла, почему его товарищи пинают. К Басову, например, придирались: вы не написали монтажные листы. Ему не нужны были монтажные листы, у него все было в голове. Он в одну секунду мог изменить план съемки, чтобы в тот же день все состоялось. Рерберг обладал такой же скоростью. Тугодумы думают, а гении видят и чувствуют – это и есть величайший талант. Он говорил с окружающими людьми на одном языке, но корни у него были другие. Великий Тарковский... Воспели невесть что... Владимир Басов // Фото: скриншот с YouTube – Ну вот... хоть вы признались, что не воспеваете в общем хоре величайший гений Тарковского. – Некоторые знали и понимали, что происходит. По три раза переснимали каждую картину. Вы смотрите его фильмы? – Нет. – Ну и всё... Да, Гога сам про себя сказал: «Зеркало» снял я. Если бы не я, то ни хрена бы не было». Он прав. Рерберг делал изображение духовным, чувственным, а это редко кто может. Он был в тройке великих операторов мира. Я жила с великим человеком. Так что мало ли что и кто говорит, а Рерберг останется Рербергом, к его имени никакая грязь не приклеится. Вот у Титовой гениальные мужья, а у других таких мужей не было, потому что Титова знает цену этим мужчинам. Цену! На все есть мода, на художников и артистов в том числе. Но есть вечные ценности. Ко мне приходят люди, обращают внимание на картины. Спрашивают: «Кто это?» «Рерберг, – отвечаю. – Отец Георгия Ивановича писал. Чудесная живопись». По материнской линии Рерберги все музыканты. Цену Рербергам я знаю. Все искали какие-то бриллианты, которых никогда у Басова не было. Я делала все, чтобы он оставался бриллиантом. Четырнадцать лет, которые он прожил со мной, для него были замечательными. Не моя вина, что у Владимира Павловича случилась беда, которая при мне затихла, а потом опять началась. Но что делать? Гибнуть я не собиралась. Я у кого-нибудь что-то выпросила? У меня нет актерского звания, у меня ничего нет. Люди смотрят на меня и никак не могут понять: как это Титова так держится?! Это мой характер. Я люблю жизнь. – Ваши дети счастливые, вы заботитесь о них. – Детки счастливые, но они все равно пока этого не понимают. А вы знаете, что Саша получил награду на американском фестивале? – Нет, он молчит, Александр у вас скромный. – Саша скромный, да. Он получил награду за режиссуру фильма «Японский бог» на International Independent Film Awards Spring Session 2020 в Лос-Анджелесе. Зрителю интересно смотреть фильмы про себя, тогда он делает выводы о жизни, вроде как его подтолкнули к великому знанию. Такие картины всегда пользовались успехом. Мне неинтересно смотреть про убийства, это всегда страшно напоминает пособие для будущих преступников. Саша снял картину про самых обыкновенных людей. Вот и мамино счастье. Слава Богу.

Валентина Титова: Тарковского воспели невесть за что. "Зеркало" снял Рерберг
© ИД "Собеседник"