Почему мультфильмы Александра Курляндского полюбились и детям, и взрослым?

Умер писатель и драматург Александр Курляндский. Ему было 82 года. Именно он написал сценарии к «Ну, погоди!», «Возвращению блудного попугая», «Великолепному Гоше», «Бабе-яге против!», «Сезону охоты» и другим мультфильмам.

Почему мультфильмы Александра Курляндского полюбились и детям, и взрослым?
© BFM.RU

Александр Курляндский в молодости подрабатывал прорабом на стройке. А потом ушел в анимацию и стал сценаристом самого знаменитого и популярного советского мультсериала «Ну, погоди!». Создание мультфильма — дело, конечно, коллективное, и выделять отдельно сценариста или художника-постановщика бессмысленно. Но, например, в серии про стройку, в том, как в ней отмечены детали, чувствуется личный опыт автора сценария. Успех мультфильма сложился из многих составляющих, включая образы главных героев и до боли знакомые советские реалии. Мультик в итоге оказался интересен и детям, и взрослым, говорит директор киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский.

Борис Грачевский художественный руководитель и директор детского киножурнала «Ералаш» «Ну, погоди!» потряс и взбудоражил и маленьких, и больших. Это был редкий случай, когда и те и другие испытывали колоссальную радость, когда показывали придуманные этим удивительным человеком мультики, и каждый раз ждали новые. Александр Ефимович был человеком очень скромным, тихим, его практически никогда не было видно, он уходил от общества, оставался один, хотел всегда быть один в творчестве, во внутренней эмиграции, что ли».

А еще «Ну, погоди!» можно назвать идеальным описанием гендерных отношений. Приключения волка больше напоминают охоту на женщину, к которой он испытывает нежные чувства и постоянно страдает от этого — и от других, и от самого зайца (лучше сказать — от зайки). Очень хорошо об их отношениях говорит новогодняя песня:

Опрошенные Business FM культурологи считают, что такая слегка фрейдисткая версия имеет право на существование. Но в первую очередь обращают внимание на православные иконы, где зло, в отличие от грозного добра, изображалось в довольно мягкой форме. Эта традиция сохранилась и в «Ну, погоди!», говорит писатель, культуролог Андрей Новиков-Ланской.

Андрей Новиков-Ланской писатель, культуролог «Это русская традиция, идущая еще из православия. Она воплотилась в советском мультфильме, где зло достаточно внутреннее, мягкое, свое, домашнее, не такое злое. Если сравнивать волка и зайца в «Ну, погоди!» с «Томом и Джерри», то видно насколько наши герои более мирные, более дружелюбные. Все это до известной степени игра. Никто не хочет никого съесть, убить, победить, такого нет».

Другой знаменитый мультфильм, к которому Александр Курляндский тоже написал сценарий, обычно взрослым нравится больше, чем детям. Это «Возвращение блудного попугая». Его главный герой — эгоистичная птица, которая в итоге оказывается преданным другом своего хозяина. Но главное — это стремление интеллигентного существа вырваться из Советского Союза: «Свободу попугаям!». И полная противоположность худенькому Кеше — жирный кот, которому и здесь хорошо.

А еще герои мультиков, сценарий к которым писал Курляндский, очень стильные. Кот в фирменных джинсах с подтяжками, жующий «бубль-гум». И все тот же волк. Он, с одной стороны, напоминает советского алкоголика-тунеядца с неизменной сигаретой в зубах. А с другой — играет на гитаре, одет в великолепную розовую рубашку и брюки клеш, как у Высоцкого. Именно он изначально и должен был озвучивать волка, но актера не утвердили. У Александра Курляндского длинная фильмография, помимо этого он писал книги. Но главные его произведения — «Ну, Погоди!» и мультсериал про Кешу. Они и сейчас смотрятся свежо, а когда заканчиваются, то хочется вспомнить цитату из «Блудного попугая»: «Вот так всегда! На самом интересном месте!».