Войти в почту

Вирус, регги, нос разбитый: 25 лучших фильмов 2020 года

Slide 1 of 31
Голубой светский лев с русским паспортом и душой космополита. Вмешательство эльфов-убийц. Гастроль американских бэкпекеров. Дикому году — дикие зрелища, и ничего столь же упоительно абсурдистского, как посвященный треш-шапито «Евровидения» очередной шедевр в богатой на мастерские комедийные перформансы карьере Уилла Феррелла, в 2020-м не выходило.
1/25
Голубой светский лев с русским паспортом и душой космополита. Вмешательство эльфов-убийц. Гастроль американских бэкпекеров. Дикому году — дикие зрелища, и ничего столь же упоительно абсурдистского, как посвященный треш-шапито «Евровидения» очередной шедевр в богатой на мастерские комедийные перформансы карьере Уилла Феррелла, в 2020-м не выходило. 
© фильм «Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga»
Нет апокалипсиса страшнее, чем смятение чувств, которое во взвинченном, галлюциногенном, подкупающе истеричном по интонации фильме Эми Саймец еще и оказывается заразным. Буквально: «Она умрет завтра» повествует о таинственном смертельном вирусе, первый симптом которого — неожиданное и необъяснимое знание о скорой, слишком скорой кончине.
2/25
Нет апокалипсиса страшнее, чем смятение чувств, которое во взвинченном, галлюциногенном, подкупающе истеричном по интонации фильме Эми Саймец еще и оказывается заразным. Буквально: «Она умрет завтра» повествует о таинственном смертельном вирусе, первый симптом которого — неожиданное и необъяснимое знание о скорой, слишком скорой кончине. 
© фильм «Она умрет завтра»
Эпическое, почти четырехчасовое по хронометражу и головокружительное по плотности диалогов вскрытие философских, исторических и теологических конфликтов, раздирающих русский мир вот уже полтора с лишним столетия, осуществляет в поставленном по произведениям Владимира Соловьева «Мальмкроге» румын Кристи Пуйю.
3/25
Эпическое, почти четырехчасовое по хронометражу и головокружительное по плотности диалогов вскрытие философских, исторических и теологических конфликтов, раздирающих русский мир вот уже полтора с лишним столетия, осуществляет в поставленном по произведениям Владимира Соловьева «Мальмкроге» румын Кристи Пуйю.  
© фильм «Мальмкрог»
Каждый по-настоящему большой американский режиссер обязан рано или поздно снять фильм о Вьетнаме — что ж, обращение Спайка Ли к этой теме непохоже ни на один фильм-предшественник. Ли не только переосмысляет опыт участия афроамериканских солдат во Вьетнамской войне, но и  выводит на чистую воду всю мутную традицию военного кино в принципе.
4/25
Каждый по-настоящему большой американский режиссер обязан рано или поздно снять фильм о Вьетнаме — что ж, обращение Спайка Ли к этой теме непохоже ни на один фильм-предшественник. Ли не только переосмысляет опыт участия афроамериканских солдат во Вьетнамской войне, но и выводит на чистую воду всю мутную традицию военного кино в принципе. 
© «Пятеро одной крови»

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Трое молодых людей забредают в пустой, готовящийся к закрытию кинотеатр, где на прощание идет ретроспектива военных фильмов, — и магическим образом телепортируются прямиком в пространство кинематографа, на фронт большой (и чудовищной в своей разрушительности) истории.
5/25
Трое молодых людей забредают в пустой, готовящийся к закрытию кинотеатр, где на прощание идет ретроспектива военных фильмов, — и магическим образом телепортируются прямиком в пространство кинематографа, на фронт большой (и чудовищной в своей разрушительности) истории. 
© фильм «Лабиринты кинематографа»
Смерть могла бы нависать густой тенью и над новым фильмом замечательной американской документалистки Кирстен Джонсон — тем более что именно она, ее ожидание является и импульсом к созданию картины, и темой: у отца Джонсон Дика диагностировали деменцию, он стремительно угасает и вынужден переехать жить к ней.
6/25
Смерть могла бы нависать густой тенью и над новым фильмом замечательной американской документалистки Кирстен Джонсон — тем более что именно она, ее ожидание является и импульсом к созданию картины, и темой: у отца Джонсон Дика диагностировали деменцию, он стремительно угасает и вынужден переехать жить к ней.  
© фильм «Дик Джонсон мертв»
Дебютный фильм Мерави Геримы. Главный герой, закончив режиссерский факультет, возвращается в родной Вашингтон, на исторически черные улицы, которые переживают стремительную джентрификацию, и пускается на поиски друзей детства — детства, о котором он хочет снять свой фильм.
7/25
Дебютный фильм Мерави Геримы. Главный герой, закончив режиссерский факультет, возвращается в родной Вашингтон, на исторически черные улицы, которые переживают стремительную джентрификацию, и пускается на поиски друзей детства — детства, о котором он хочет снять свой фильм. 
© фильм «Осадок»
В своем новом фильме Халик Аллах перепридумывает документалистику как будто с нуля — настолько это кино не похоже ни на какое другое, настолько уникален подход пришедшего в режиссуру из фотографии и съемок клипов для участников Wu-Tang Clan Аллаха.
8/25
В своем новом фильме Халик Аллах перепридумывает документалистику как будто с нуля — настолько это кино не похоже ни на какое другое, настолько уникален подход пришедшего в режиссуру из фотографии и съемок клипов для участников Wu-Tang Clan Аллаха. 
© фильм «IWOW: Я хожу по воде»
В контексте гендерных войн, сотрясающих современный мир и индустрию медиа, вполне могла бы смотреться конъюнктурной драма Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», рассказывающая о долгой и сложной поездке беременной старшеклассницы из Пенсильвании в нью-йоркский абортарий (где, в отличие от родного штата, ей не понадобится разрешение родителей на операцию).
9/25
В контексте гендерных войн, сотрясающих современный мир и индустрию медиа, вполне могла бы смотреться конъюнктурной драма Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», рассказывающая о долгой и сложной поездке беременной старшеклассницы из Пенсильвании в нью-йоркский абортарий (где, в отличие от родного штата, ей не понадобится разрешение родителей на операцию). 
© фильм «Никогда, редко, иногда, всегда»

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Возможно, самое массивное персональное достижение года — снятый Стивом МакКуином для телевидения «Голос перемен» (Small Axe), антология из пяти самостоятельных фильмов о драмах и героях черной Британии 1960-1980-х. Выделяется в ней, конечно же, «Лаверс-рок».
10/25
Возможно, самое массивное персональное достижение года — снятый Стивом МакКуином для телевидения «Голос перемен» (Small Axe), антология из пяти самостоятельных фильмов о драмах и героях черной Британии 1960-1980-х. Выделяется в ней, конечно же, «Лаверс-рок». 
© «Лаверс-рок»
Душераздирающую, но не депрессивную, оптимистичную, несмотря ни на что, историю черного мальчишки начала 1980-х, явно за цвет кожи сосланного в «школу для дураков», МакКуин снимает на 16-миллиметровую камеру — тем самым не только подражая британскому ТВ того времени, но и сокращая дистанцию между героем и зрителями, добиваясь редкой эмоциональной близости.
11/25
Душераздирающую, но не депрессивную, оптимистичную, несмотря ни на что, историю черного мальчишки начала 1980-х, явно за цвет кожи сосланного в «школу для дураков», МакКуин снимает на 16-миллиметровую камеру — тем самым не только подражая британскому ТВ того времени, но и сокращая дистанцию между героем и зрителями, добиваясь редкой эмоциональной близости. 
© фильм «Образование»
В первое полугодие 2020-го не было фильма, более злободневного, чем снятый Стивеном Содербергом десять с лишним лет назад эпидемический фильм-катастрофа «Заражение». В полугодии втором не было картины, более точно ухватывавшего причудливые настроения, охватившие планету к второй волне коронавируса, чем новая картина Содерберга «Пусть говорят».
12/25
В первое полугодие 2020-го не было фильма, более злободневного, чем снятый Стивеном Содербергом десять с лишним лет назад эпидемический фильм-катастрофа «Заражение». В полугодии втором не было картины, более точно ухватывавшего причудливые настроения, охватившие планету к второй волне коронавируса, чем новая картина Содерберга «Пусть говорят». 
© фильм «Пусть говорят»
Главному герою достается от покойной бабушки дом в Филадельфии, который он превращает в афромарксистскую коммуну. История частная схлестывается с историей большой, отношения внутри коммуны — с глобальными идеями, архивный, но не архаичный фокус фильма — с авангардными средствами его воплощения.
13/25
Главному герою достается от покойной бабушки дом в Филадельфии, который он превращает в афромарксистскую коммуну. История частная схлестывается с историей большой, отношения внутри коммуны — с глобальными идеями, архивный, но не архаичный фокус фильма — с авангардными средствами его воплощения. 
© фильм «Наследство»
Завораживающий, гипнотический фильм-эссе «Парижские каллиграммы» посвящен прошедшей во французской столице молодости Оттингер — и это насколько документальный роман персонального воспитания (как художественного, так и политического), настолько же и рассказ о времени, месте, всей послевоенной эпохе.
14/25
Завораживающий, гипнотический фильм-эссе «Парижские каллиграммы» посвящен прошедшей во французской столице молодости Оттингер — и это насколько документальный роман персонального воспитания (как художественного, так и политического), настолько же и рассказ о времени, месте, всей послевоенной эпохе. 
© фильм «Парижские каллиграммы»

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Слово «время» в названии тождественно слову «срок» и имеет здесь четко определенные рамки. 60 лет — столько должен провести в заключении по глупости и отчаянию решившийся на ограбление банка муж главной героини фильма, женщины по имени Фокс Рич.
15/25
Слово «время» в названии тождественно слову «срок» и имеет здесь четко определенные рамки. 60 лет — столько должен провести в заключении по глупости и отчаянию решившийся на ограбление банка муж главной героини фильма, женщины по имени Фокс Рич. 
© фильм «Время»
«Город головорезов» берет структуру типовой криминальной драмы о друзьях из Нового Орлеана, пошедших на ограбление вскоре после того, как Луизиану разнес в клочья ураган — и насыщает ее таким количеством локальных, исторических и социальных деталей, что низкий жанр оборачивается мощнейшим высказыванием о степени американской коррупционной коррозии.
16/25
«Город головорезов» берет структуру типовой криминальной драмы о друзьях из Нового Орлеана, пошедших на ограбление вскоре после того, как Луизиану разнес в клочья ураган — и насыщает ее таким количеством локальных, исторических и социальных деталей, что низкий жанр оборачивается мощнейшим высказыванием о степени американской коррупционной коррозии. 
© фильм «Город головорезов»
Во «В погоне за мечтой» Джонни То и вовсе скрещивает два жанра сразу — спортивную драму и мюзикл — складывая их в удивительную историю о сближении бойца ММА и амбициозной, но неудачливой певицы.
17/25
Во «В погоне за мечтой» Джонни То и вовсе скрещивает два жанра сразу — спортивную драму и мюзикл — складывая их в удивительную историю о сближении бойца ММА и амбициозной, но неудачливой певицы. 
© фильм «В погоне за мечтой»
Последняя на сегодняшний день картина Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла» кажется более чем логичным продолжением его работы всего последнего десятилетия: вновь реальная история, вновь исследование природы и мнимости героизма, вновь режиссура и драматургия.
18/25
Последняя на сегодняшний день картина Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла» кажется более чем логичным продолжением его работы всего последнего десятилетия: вновь реальная история, вновь исследование природы и мнимости героизма, вновь режиссура и драматургия. 
© фильм «Дело Ричарда Джуэлла»
Из всех продолжающих работать классиков французского кино 1960-х и 1970-х Филипп Гаррель, наверное, единственным ухитрился сохранить верность одному и тому же основанному на контрасте черно-белого изображения и хитроумном минимализме мизансцен стилю. Что еще удивительнее — этот персональный авторский консерватизм не мешает Гаррелю оставаться актуальным. Может быть, все дело в том, что остается вечной и неизменно эффективная в его руках тема страданий, причиняемых любовью?
19/25
Из всех продолжающих работать классиков французского кино 1960-х и 1970-х Филипп Гаррель, наверное, единственным ухитрился сохранить верность одному и тому же основанному на контрасте черно-белого изображения и хитроумном минимализме мизансцен стилю. Что еще удивительнее — этот персональный авторский консерватизм не мешает Гаррелю оставаться актуальным. Может быть, все дело в том, что остается вечной и неизменно эффективная в его руках тема страданий, причиняемых любовью? 
© «Соль слез»

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

«Мужчине живется трудно» — феноменомально успешный цикл из 49 выходивших с конца 1960-х фильмов о странствиях и любовях токийского святого дурака, воплощения оптимизма и свободы по имени Тора-сан. Цикл, который закончился в 1995-м со смертью игравшего Тору актера. Четверть века спустя создатель этой удивительной франшизы нашел способ Тору на экран вернуть.
20/25
«Мужчине живется трудно» — феноменомально успешный цикл из 49 выходивших с конца 1960-х фильмов о странствиях и любовях токийского святого дурака, воплощения оптимизма и свободы по имени Тора-сан. Цикл, который закончился в 1995-м со смертью игравшего Тору актера. Четверть века спустя создатель этой удивительной франшизы нашел способ Тору на экран вернуть. 
© фильм «Мужчине живется трудно: С возвращением, Тора-сан!»
Редкий фильм, который всерьез (а не поверхностно, как например, «Ла-ла-ленд» Дэмьена Шазелля) обращается к теме джаза — и редкий фильм, который на сущностном, а не декоративном уровне работает с историей того времени, в котором разворачивается.
21/25
Редкий фильм, который всерьез (а не поверхностно, как например, «Ла-ла-ленд» Дэмьена Шазелля) обращается к теме джаза — и редкий фильм, который на сущностном, а не декоративном уровне работает с историей того времени, в котором разворачивается. 
© фильм «Любовь Сильви»
Режиссер, помещающий себя в центр сюжета, всегда идет на существенный риск — как минимум показаться нелепым, нарциссичным в подобном акте самолюбования. Рада Бланк, театральный драматург, которая дебютирует в кино «Сорокалетней версией» не просто этой опасности избегает — она переворачивает ее с ног на голову.
22/25
Режиссер, помещающий себя в центр сюжета, всегда идет на существенный риск — как минимум показаться нелепым, нарциссичным в подобном акте самолюбования. Рада Бланк, театральный драматург, которая дебютирует в кино «Сорокалетней версией» не просто этой опасности избегает — она переворачивает ее с ног на голову. 
© фильм «Сорокалетняя версия»
Жизнь в искусстве — ее парадоксы и сложности, персональная цена, которую за право на нее приходится платить — оказывается в центре и нового фильма индийца Чайтаньи Тамхане, пять лет назад прилично нашумевшего на фестивалях по всему миру драмой «Суд».
23/25
Жизнь в искусстве — ее парадоксы и сложности, персональная цена, которую за право на нее приходится платить — оказывается в центре и нового фильма индийца Чайтаньи Тамхане, пять лет назад прилично нашумевшего на фестивалях по всему миру драмой «Суд». 
© фильм «Ученик»
Фильм замечательных американских инди-документалистов братьев Росс запечатлевает последний день в истории небольшого лас-вегасского бара — закрытие которого как сотрудники, так и преимущественно маргинального толка завсегдатаи воспринимают как почти космическую по своим масштабам трагедию.
24/25
Фильм замечательных американских инди-документалистов братьев Росс запечатлевает последний день в истории небольшого лас-вегасского бара — закрытие которого как сотрудники, так и преимущественно маргинального толка завсегдатаи воспринимают как почти космическую по своим масштабам трагедию. 
© фильм «Разбитый нос, пустые карманы»

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Живой классик минималистичного, но всегда хитроумно выстроенного корейского кино об алкоголе, кинематографистах и утешительной жалкости людской природы Хон Сан-су в «Женщине, которая убежала» дает очередной мастер-класс эффективной режиссуры.
25/25
Живой классик минималистичного, но всегда хитроумно выстроенного корейского кино об алкоголе, кинематографистах и утешительной жалкости людской природы Хон Сан-су в «Женщине, которая убежала» дает очередной мастер-класс эффективной режиссуры. 
© фильм «Женщина, которая ушла»

Самый странный и проблемный за несколько десятилетий год оказался, несмотря ни на что, вполне приличным для кинематографа. Да, Голливуд поспешил перенести почти все запланированные на 2020-й блокбастеры в неопределенное будущее; да, многие престижные фестивали либо ушли в онлайн, либо не состоялись вовсе — как Канны; да, кинопрокат по всему миру, столкнувшись с пандемией, попросту схлопнулся. Но оригинальное, необычное, вдумчиво и метко высказывающееся и на злобу дня, и на вечные темы кино даже в этих сложных обстоятельствах ухитрялось найти дорогу к зрителю.

«Лента.ру» выбрала 25 фильмов 2020 года, которые впечатлили сильнее всего.

Lenta.ru: главные новости