Сталкер… Образ, который внезапно приходит на ум, когда слушаешь сегодня размышления писателей, объединившихся вокруг журнала с большой и славной историей, об атмосфере в России, о месте и назначении литературы в новом информационном пространстве, о сложном пути серьезной книги к читателю, о симулякрах культуры в обществе, где все на продажу.

Сталкеры наших дней
© Свободная пресса

Образ, тянущийся от Редьярда Киплинга, Карлоса Кастанеды к «Пикнику на обочине», и, конечно, к Андрею Тарковскому… Сталкер-писатель как проводник в недоступные или закрытые пониманию большинства территории смыслов, преодолевающий ловушки из словесного мусора и информационного шума, обманки и соблазны нежизни, выдающей себя за жизнь…

С хирургической точностью формулирует состояние нашего общества современный философ Н. Мелентьева: «К концу XX века русские вообще разучились думать, логически рассуждать, проводить четкие различия, отделять одно от другого. Мысль слиплась, уснула, канула в экзальтированную материальность потребления. По сравнению с этим даже советский материализм оказался высокой идеацией».

Приговор? Нет, пусть и медленно – нарастает энергия прорыва… В условиях «прогрессирующего графоманства» и кривляний постмодернизма становится все яснее роль глубоко выстраданного, правдивого слова. Того, по словам поэта, «что жизнь прожгло насквозь».

Не случаен выбор Клуба метафизических реалистов для разговора о новых номерах журнала «Отечественные записки», если вспомнить, что почетным президентом этого Клуба приглашен был Сергеем Сибирцевым тайновидец, писатель и философ Юрий Мамлеев, для которого идеация в творчестве не являлась чем-то надуманным, искусственным. Он не уставал напоминать своим читателям-собеседникам о необходимости этой трудной работы – осознать сущность человеческого присутствия на земле, о том, что бытие не сводится к бытию в реальности, какой бы прельстительной та ни была. Что: «современное общество – это общество распада, профанации, в котором пародируется все, что только можно, – даже смерть…». И признавался бесстрашно: «как бороться с профанацией, я не знаю…Знаю только, что материальное благополучие не определяет ни место человека во вселенной и ни его судьбу перед лицом Бога».

Обсуждение в Клубе метафизического реализма стратегии журнала «Отечественные записки», в нынешнем составе редакции продолжающего традиции гуманистической, общественно-значимой словесности, основы чего были заложены в своё время Белинским, Некрасовым и Салтыковым-Щедриным, показало: не оскудели ресурсы творческого сопротивления переживаемой Россией ситуации вакуума высоких идей, нравственного и культурного одичания, воинствующей погони за материальным успехом. Профанации всего и вся…

Ведущий вечера, Сергей Сибирцев, друг и единомышленник Юрия Мамлеева, верно оценил важность направления состоявшегося разговора: «надо ставить грандиозные задачи, выдвигать амбиционные цели и побеждать: обывателя, массовую беллетристику, тупые сериалы, комфортную спячку сознания. Русская мысль и русская философия извечно ставили вдохновляющие и высокие цели, именно за это ценили русское Слово во всем мире. И сейчас смотрят с надеждой, что именно мы подарим некий духовный образ будущего для человечества».

Выступавшие обозначили «болевые точки» в нашей культуре. Режиссер театра и кино Владислав Быков с горечью высказался о своем ощущении жизни в нынешней России: «чувствую здесь себя как заграницей, более 30 лет социального пресса и разрушения сделали свое дело», хотя у этого жесткого времени есть и свое достоинство: «мы увидели всех, кто кем является».

Главное, подчеркнул В. Быков, «не нужно недооценивать бумажный текст. Нынешняя монополия электронных ресурсов – навязанная иллюзия. Выключается рубильник и все это, наэкранное, сразу заканчивается. Печатные тексты не устарели и не устареют никогда. Люди неизбежно вернутся к чтению в его традиционном виде. Театр, кинематограф – это на самом деле тоже медленное чтение, погружение в замысел автора. Именно на этом была построена вся наша система обучения режиссера, актера…. Потребность наших людей – быть первопроходцами… Самое главное – мы сам должны сформулировать, чего мы хотим, каким видим наше русское будущее. А не кто-то за нас. Русский человек должен отразить любые атаки на себя и не замыкаться в апокалиптической истории, мол, все равно всем конец. Это лишь легенда прикрытия».

Не смотря на трудности для писателя, свободного от диктата разрушительного для России западничества, сказал заведующий отделом литературы журнала Алексей Шорохов, известный русский поэт, публицист, арт-критик, «пишутся замечательные произведения», подтвердив эту мысль рассказом о том, как он редактировал серию книг в жанре современной драмы, где авторы, создавая остро современные и интеллектуальные пьесы, не стремились угодить моде на матерную лексику, «пластмассовые фаллосы и аборты во всю сцену…»

К сожалению, именно на перверсии и скандальный эпатаж, выдаваемые за современное искусство, Министерство культуры выделяет отдельно приближенным «деятелям» немалые средства.

«Миссия «ОЗ» в наши дни трудно выполнима, – говорил романист Илья Пряхин. – Если посмотреть, чем пичкают людей под видом современной русской литературы, кино, телевидения – противостоять всему этому очень сложно. А у государства позиция интересная: произносятся правильные слова и лозунги, но посмотришь на шорт-листы литературных премий – все заполнено зулейхообразной продукцией. Государство призывает: не коверкайте историю, – а на госденьги снимается лживая чернуха». Вроде картины «Дылда» о жизни пары лесбиянок в послеблокадном Ленинграде (реж. К. Балагов, продюсер А. Роднянский, известный любитель глобального кинематографа), так понравившейся Б. Обаме, получившей около десятка западных премий и ставшей лучшим иностранным фильмом 20-го года по версии кинокритиков Лос-Анджелеса. Или комедии, якобы на военную тему, «На Париж!» (бюджет – 165 млн. руб., реж. С. Саркисов, между прочим, и не режиссер вовсе, один из владельцев РЕСО-гарантии), приуроченной к Дню Победы!

Даже короткий пересказ сюжета этого фарса выдает убожество его производителей. Там, в первые послевоенные дни, компания советских офицеров, «упитых в хлам», на трофейном «мерседесе» прорывается из Германии через все посты во французский бордель, вступается за одну из проституток, попадает в местную полицию, их передают в руки кровожадного СМЕРШа. Но от военно-полевого суда спасает сердобольный смершевский чин, отпуская всю компанию без наказания, а самовольно реквизированный ими «мерседес» переходит в подарок генералу. Не спасает этот низкопробный продукт даже участие известных актеров, что тоже знак наших дней: репутация не в цене, готовы сниматься в любом дерьме лишь бы платили. «35 лет в нашей культуре процветает жанр – «рашка-какашка», мол, мы грязные, тупые и злобные. Снял кино, роман написал об этом – дайте мне премию. Где еще есть подобное? В такой атмосфере журнал «Отечественные записки» – окно надежды. Хорошо, что он заявлен теперь как общественно-политический, предстоит борьба за умы людей», – подытожил И. Пряхин.

Писатель и публицист Юрий Рябинин, автор замечательного романа «Твердь небесная», обратил внимание на значительное снижение художественного уровня изданий, некогда считавшихся эталонными и пользовавшихся признанием читателей. С горькой иронией прозвучала его оценка того, во что превратился, в частности, легендарный «толстый» журнал «Новый мир», связанный с такими выдающимися именами, как К. Симонов, А. Твардовский, В. Шукшин, Ю. Домбровский, К. Воробьев, Е. Носов, А. Битов, В. Лакшин, В. Гроссман, Чигиз Айтматов и многими другими мастерами отечественной поэзии и прозы. Теперь, говорил Ю. Рябинин, последние номера этого журнала напоминают издававшиеся в советское время любительские альманахи участников какого-нибудь Литературного объединения «автобазы №13».

Хочется остановиться еще на одном существенном фрагменте из выступления Алексея Шорохова, где он говорит о миссии журнала «ОЗ»: «Слишком высоко и незаслуженно в советское время вознесли писателя, всеобщая грамотность не свидетельствует о всеобщей культуре, так что спокойно отношусь к малому кругу читателей. В авторы берем лучших, в 18-ом году опубликовали Михаила Тарковского и Владимира Личутина. Один получил Патриаршую премию, а другой – имени Ф. Абрамова к столетию писателя. В сложном 20-ом году у нас публиковались Марина Кудимова, Сергей Сибирцев, после долгих лет молчания, один из лучших современных поэтов Евгений Юшин, Юрий Рябинин с Заметками о русском Париже, Михаил Попов. Выходящий номер представлен не менее интересными произведениями, в частности, повестью Дмитрия Ермакова о Николае Рубцове, что само по себе событие, частью исторических и архивных изысканий Павла Глобы о Лермонтове, где дается одна из самых убедительных версий гибели поэта. Мы также публикуем одного из замечательных современных русских философов, ученика М. М. Бахтина, профессора Донецкого национального университета В. В. Федорова. Так бывает: поедешь на войну, и встретишь удивительного русского мыслителя. У нас будет также пьеса о молодости выдающегося философа А.Ф Лосева. Мы стремимся свидетельствовать о том, что жизнь Слова в России не прекращается…».

На вечере, кроме речей, естественно, звучали стихи. Поэт Алексей Полубота напомнил о 200-летнем юбилее А. Фета и приближающейся годовщине поэта Николая Тряпкина. Предполагается восстановить сад в Реутово, где жил замечательный русский советский поэт, а на месте деревни Саблино, которой уже нет, и где родился Н. Тряпкин, силами энтузиастов установлен Поклонный Крест. Поэтесса Людмила Семенова, недавно побывавшая вместе с коллегами в окопах в поселке Зайцево на Донбассе, прочла стихи Николая Тряпкина.

От имени главного редактора журнала «Отечественные Записки» Сергея Шулова, не сумевшего присутствовать на собрании Клуба по болезни, с программным заявлением выступил его заместитель Александр Простокишин. Приведем основные положения этого яркого выступления.

***

В новую идейную концепцию журнала «ОЗ» вернулось слово «политический», как это было при В. Белинском, Н.Некрасове, М. Салтыкове-Щедрине; будем стремиться стать выразителями идей передовых патриотических кругов российского общества; выступать с анализом и оценкой вызовов прошлого и современности, публиковать без искажения и предвзятости материалы о военной истории, истории государственной безопасности и разведки, о казачестве и русском православии, исследования краеведов и лингвистов, аналитику и оценки актуальных событий в политике, достижений отечественной науки и промышленности, культуре, образовании, а также хроники современной России. В литературном разделе представим наиболее талантливых писателей и поэтов современности. Не забытыми останутся и юбилеи великих соотечественников, в ближайших номерах отмечается – 100-летие Федора Абрамова и 200-летие историка С. Соловьева.

Русское слово, русская речь, объединяющая всех нас в великой национальной культуре – бесценное богатство, эта тема в журнале в приоритете. Тем более что появляется новая рубрика – Культурная безопасность, направленная по содержанию против экспансии глобалистов, массовой культуры на русскую цивилизацию, представляющая угрозу не только культуре, но – образованию и воспитанию будущих поколений.

России чужд глобалистский путь социальной трансформации с опорой на конкуренцию и рыночные отношения. Сегодня идеи демократии обесценены. Нам нужна идеология социализма в его современном воплощении. Консервативный социализм против торгашества, пронизывающего западный жизненный уклад и идеологию. Справедливость, социализм – вот вехи на пути развития России. Но что делать с экспансией глобализма? Как говорить с людьми, готовыми предать все ради сверхприбылей и собственной кормушки? Особенно когда враждебный информационный шум забивает многие позитивные ростки, препятствует трезвому взгляду на происходящее, навязывает сомнительных героев?

Писательская судьба – судьба одиночек, мы будем стремиться собирать наиболее интересных и талантливых одиночек, чтобы вместе с ними осмыслить происходящее, вести диалог с обществом, спорить и пытаться наметить образ будущего.

***

Завершая вечер, Сергей Сибирцев сказал, в частности: «Мог ли я предположить, что мои самые больные фантазии мрачных 90-х, отразившиеся в романах «Государственный палач» и «Привратник «Бездны», будут оживать в нынешней действительности? Апокалиптические сценарии давят на наш ум, и если мы этому подчинимся, нас не будет. Но все вы, здесь собравшиеся, даете недежду, ее необходимо претворить в послание вашим читателям. Мы живем в невероятное время. На наших глазах, особенно в ситуации коронабесия, схлопывается прежнее, во многом иллюзорное благополучие. Кто должен поддерживать дух русского народа? Авантюристы в хорошем смысле слова, первопроходцы…. Писатели! Храбрец русский человек! А иначе – обломствуй. Но тогда – каков наш удел на Земле?».