Войти в почту

"Огонь": утешительный фильм-катастрофа про лесные пожары

Предновогодний и новогодний российский прокат, как известно, расчищают под отечественные потенциальные блокбастеры. В этом году, правда, расчищать было особенно нечего: на выжженном пандемией кинополе высится единственный по-настоящему крупный голливудский фильм за несколько месяцев – «Чудо-женщина: 1984», и, он выйдет в России уже после праздников.

К счастью, основная тройка российских картин, на которые поспешат те, кто в принципе не боится сейчас ходить в кино, выглядит на сей раз вполне прилично. Как это принято говорить, слегка извиняясь, когда речь заходит об отечественном кино, – не стыдно. Уже несколько недель в прокате увлекательная, дивно красивая сказка «Серебряные коньки», не имеющая, к слову, отношения к одноименному приключенческому роману Мэри Мейп Додж. Погони по замерзшим петербургским каналам рубежа XIX и XX веков, любовь между представителями разных сословий, новогодняя атмосфера, немного декаданса, горящий корабль, феминизм, предчувствие революции, новый секс-символ Юрий Борисов, намеки на проблемы современности, возмутивший некоторых оголенный женский сосок – в этом фильме режиссеру Михаилу Локшину и сценаристу Роману Кантору удалось удачно соединить множество ингредиентов.

Продолжение кассового хита трехлетней давности, сказки «Последний богатырь» производства российского подразделения Disney, которое появится в кинотеатрах 1 января, тоже, скорее всего, не разочарует свою целевую аудиторию.

Сейчас же в прокат вышел «Огонь», срежиссированный Алексеем Нужным, автором полюбившейся многим комедии «Я худею» и ремейка итальянского хита «Идеальные незнакомцы» под названием «Громкая связь». Самое интересное, что неделю назад в кинотеатрах появилась еще одна новая работа Нужного: продолжение «Громкой связи» – «Обратная связь», так что в конце декабря конкурировать постановщик будет в том числе и с самим собой.

Сценаристами «Огня» выступили сам Нужный, Николай Куликов, ответственный за добрую половину российских блокбастеров («Легенда №17», «Экипаж», «Движение вверх», а также «Горько!») и Константин Майер («Физрук», «Толя-робот»). Куликов и Майер (а также уже упомянутый Роман Кантор) являются по совместительству еще и ведущими крайне познавательного подкаста о сценарном мастерстве «Поэпизодный клан». В одной из серий они рассказывали, что, создавая «Огонь», встречались и общались с реальными людьми, работающими на лесных пожарах.

Собственно, этих людей, готовых пожертвовать собой ради спасения других, они в «Огне» и воспели. Главных героев в картине шестеро – вылетать на пожары можно именно вшестером. Это руководитель бригады «Авиалесохраны» (Константин Хабенский с усами и лысиной), новичок, нахальный бойфренд (Иван Янковский) его дочери, сыгранной Стасей Милославской, молчаливый грустный бородач, потерявший когда-то в пожаре беременную жену (Виктор Добронравов), сошедший будто бы с календаря про австралийских пожарных, играющий мускулами богатырь (Роман Курцын), добрый семьянин (Антон Богданов) и не расстающийся с гитарой хороший парень (Тихон Жизневский, будущий майор Гром).

Они отправляются на рутинный пожар в Карелии, и, конечно, в какой-то момент все пойдет не так: связь будет потеряна, а пожар превратится в неконтролируемый верховой, грозящий уничтожить всю деревню, где в самом разгаре свадьба. Беременная женщина (не самая очевидная роль для Ирины Горбачевой) начнет рожать прямо в автобусе посреди полыхающей дороги, а за рулем будет, конечно, герой Добронравова, который либо изживет таким образом свою травму, либо принесет себя в жертву. И так далее, и тому подобное – накал драмы, начиная с какого-то момента, будет перманентно зашкаливающим.

Некоторые упрекают «Огонь» в предсказуемости, но в ней же можно увидеть в эти дни и плюсы. Литературной критик Галина Юзефович считает самым утешительным литературным жанром детектив: понятно, что в финале добро победит, а зло будет наказано. Если говорить о кино, то это справедливо и по отношению к фильмам-катастрофам вроде «Огня». Нет сомнений в том, что стихия, пусть и не навсегда – это невозможно, – будет побеждена, точно так же, как и нет сомнений по поводу исхода некоторых отдельных эпизодов. Но ведь это ровно то, что нужно в конце тревожного, трагического года, когда перспективы туманны, а моральные силы у многих на исходе. К этому может добавиться еще и эйфория зрителя, истосковавшегося по эффектно-спецэффектному зрелищу на большом экране.

В то же время за героев невозможно не переживать: едва ли до финала можно добраться совсем без потерь. Поэтому в «Огне» каждый эпизод работает, и на протяжении всей картины сохраняется нерв. Правда, эмоции тут еще и все время нагнетают: плачущие дети, кричащие матери, скот, который невозможно забрать с собой, разлученные возлюбленные, необходимость принять решение, кто выживет, а кто нет. Но и это неплохо: психологи советуют регулярно плакать, а если не получается, включать фильмы, которые помогут в этом. «Огонь» не раз предоставит возможность поплакать всласть.

«Огонь» оказывается еще и критическим высказыванием по отношению к тем, кто обладает в России властью (тут можно вспомнить прошлогодний новогодний релиз «Союз спасения» про положительного Николая I и отрицательных декабристов и почувствовать разницу). Картина Алексея Нужного в конечном итоге о том, что, конечно, бравые ребята у нас есть, но, пока обычный человек не станет высшей ценностью для тех, кто отдает приказы, а технику будут беречь для заводов, а не для людей, пожары так и будут уничтожать деревни или торговые центры. Может, недалек тот день, когда ура-патриотические блокбастеры у нас и вовсе перестанут снимать?