Музы гения: провожая юбилейный год Чайковского

<p>Внимательно приглядевшись, можно увидеть выгравированные на этом изящном сувенире ноты… Четыре лейтмотива главных действующих лиц оперы «Черевички»: Оксаны, Вакулы, Беса и Дьяка, премьера которой состоялась в Большом театре 19 января 1887 года. </p><p><i>Фото из архива Дома-музея П.И. Чайковского в Клину</i></p><p><b>Вместо послесловия</b></p><p>…В 1970 году в Клинский Дом-музей приехала на практику юная второкурсница Гнесинки. Там и предложили ей заняться архивами Чайковского. Отец Полины Ефимовны (а это была именно она) возмутился: «Как, Поля, можно заниматься Чайковским, когда ты влюблена в Мусоргского?» О своей «измене» она и спустя 40 лет не жалеет, хотя и Модест Петрович ей тоже небезразличен. Но Чайковский все эти годы, за которые она перелопатила сотни и тысячи рукописей, писем, воспоминаний о нем, стал ее любовью навсегда. Как и для ее дочери Ады, ныне заведующей отделом рукописных и печатных источников музея, музыковеда, кандидата искусствоведения. Ей она сумела передать это чувство к композитору, которое помогает увлеченно продолжать дело матери.</p>