Под зеленоградским, московским небосводом взросло и окрепло немало талантов
Мария Снегурова начала свой творческий путь в три с половиной года, когда пришла со старшим братом Даниилом заниматься пением в детский фольклорный ансамбль «Ладушки». К 6 годам за плечами ребенка был богатый опыт освоения казачьей традиции, погружения в удивительный мир народной культуры с песнями, танцами, играми, а также многочисленные выступления. В 6 лет в жизни девочки появились гусли – она поступила в музыкальную школу к Заслуженному работнику культуры Московской области Елене Анатольевне Климовой, которая не только ввела Марию в мир классической музыки, но и подарила радость выступлений на сцене. Именно руководитель ансамбля "Ладушки" О.И. Персианова сообщила родителям Марии о том, что в ДМШ им. Мусоргского открывается новое отделение - "Гусли звончатые". Успешный сольный дебют девочки состоялся на конкурсе «Хранители наследия России» в 2016 году. За ним последовали сольные и ансамблевые выступления в Москве, Ярославле, Вологде, Волгограде, Чебоксарах, Калининграде, Болгарии, Дании, Швеции, куда отправлялись творческие коллективы, в которых выступает Маша. Среди них самый любимый у школьницы - ансамбль гусляров «Россияночка». Где бы ни появлялась Мария со своим инструментом, везде она вызывает интерес и воодушевление - в домах друзей, в Школе Китайгородской, в архитектурно-этнографическом музее "Хохловка" под Пермью, в Музее-клубе истории образования и духовной культуры, основанном ее отцом А.В. Снегуровым в 2011 году в школе № 2045, в детских садах и пансионатах для пожилых людей. Многие свидетельствуют, что впервые видят на столь близком расстоянии гусли и само исполнение, восхищаются устройством старейшего русского инструмента и его богатым музыкальным потенциалом. Несомненно, таких достижений у Марии не было бы без постоянной заботы и деликатной настойчивости мамы - филолога, кандидата педагогических наук Л.А. Поникаровой. В раскрытие дарований ребенка внесли свой ценный вклад педагоги ДМШ О.А. Журавлева и А.С. Любимова. Да и генетика, похоже, не подвела – со стороны мамы почти вся омская родня пела и играла, а бабушка по линии отца 40 лет проработала звукооператором на радио. Как и любой ребенок, Мария не всегда находится в "творческом зените": однажды на длительной репетиции она пришла в несколько рассеянное состояние, и Е.А. Климова, стремясь добиться от ребенка нужной концентрации, воскликнула: "Ну что мне для тебя сделать? Хочешь, на голову встану?" И ведь встала! Маша сразу же взбодрилась и настроилась на нужную волну. В репертуаре у Марии произведения различных жанров и авторов - "Концерт "D-dur" А. Вивальди, "Кащей" В. Малярова, "Московская барыня" В. Городовской, "Маленькое скерцо" К. Шаханова и др. Третий год Маша выступает с великолепным концертмейстером - Е.Е. Сухаревой. Техника игры на гуслях требует особых навыков. Что стоит лишь одна проверка т.н. перестройки - специальной панели с рычажками, регулирующими степень натяжения струны. А тремоло, к примеру, требует четкого владения медиатором и правильной постановки рук. Излишне говорить, как сложно держать весьма рослой девочке гусли на коленях и при этом не слишком склоняться над ними при игре! И извлекать гармонию из 15 струн (на новом инструменте, недавно изготовленном в Пскове мастером Олегом Ермолаевым, их будет 17). Есть у Марии еще несколько увлечений. С радостью она играет на фортепиано и балалайке, занимается в волейбольной секции спортивной школы олимпийского резерва №111 Зеленограда, хорошо рисует, играет в школьной театральной студии «Кукарямба», любит посещать музеи и выставки, кататься на коньках, учит английский и французский языки, при этом имея отличные оценки в общеобразовательной школе №609. Со своими родителями Мария посетила практически все художественные музеи Москвы - от Музея-мастерской Д.А. Налбандяна до Третьяковской галереи. Маша – человек открытый, творческий, трудолюбивый, чуть капризный, дарящий симпатию всем, кто находится рядом. Она радуется, когда получается выступать дуэтом со старшим братом Даниилом (с отличием окончив музыкальную школу, он продолжает заниматься на органе). С братом Маша играет и на фортепиано, и на гуслях. Перечислять все награды Марии за прошедшие годы - дело хлопотное. Отметим, что только осенью 2020 года в дистанционном режиме она стала лауреатом I степени Всероссийского конкурса «Хранители наследия России», лауреатом I степени конкурсов, проходивших в Жироне (Испания), Риме, Праге, обладателем Гран-при II Международного фестиваля искусств "Le ciel de Paris" ("Небо Парижа") в категории "Инструментальное творчество", участником XVII фестиваля "Москва встречает друзей" (градация по степеням отсутствует), организованном Фондом В. Спивакова. А Марии ведь только 12 лет! Вот мнение одного из членов жюри конкурса-фестиваля "Магические звезды Праги" - дирижера Детской народной оперы в столице Чехии Анны Новотной Пешковой: "В первую очередь хотелось бы отметить высокий уровень исполнительского мастерства. Мария - профессиональная артистка! Отличная работа с динамикой и интерпретацией. Чувствуется, что участнице нравится заниматься музыкой и играть на выбранном музыкальном инструменте". В отзыве видного американского ударника Бенджамина Малинского, члена жюри конкурса-фестиваля "Рождество в Нью-Йорке", читаем: "Браво! Выступление наполнено духом национальных традиций. Вы играете так уверенно, как будто знаете эти пьесы всю жизнь. Конкурсантка исполняет произведение с улыбкой, игриво, и это настроение передается зрителю". Элен Бержер, пианистка, композитор, профессор консерватории, член жюри фестиваля "Небо Парижа", даже не пытается сдерживать эмоции: "Фантастика! Абсолютно все исполнено профессионально: какое разнообразие оттенков, отношение к музыке! Таинственность, виртуозность, ритмическая точность. Браво и педагогу, и пианистке! Продолжайте развиваться, начните сочинять музыку, чтобы создавать собственные импровизации". Что же, пожелаем Марии и дальше нести знамя русского исполнительского искусства вместе с другими детьми, педагогами, родителями на благо мира, созидания, любви и правды! Надежда ОШКИНА, Вахтанг ХЕЛИДЗЕ