Войти в почту

Семь миллионов билетов на спектакли и концерты зависли из-за коронавируса

11 февраля Николай Ткаченко для себя и супруги приобрел два билета в кассах ДКЖ на апрельский концерт группы «Любэ», стоил по 4500 каждый. Не так часто себя балует семья подобной роскошью: раз в несколько лет и именно на знакомых исполнителей «старых песен о главном». Любимая песня у начальника уголовного розыска на пенсии, конечно, «Прорвемся, опера». Во время покупки билетов на выступление группы Николая Расторгуева в России еще не были введены ограничительные меры на массовые мероприятия.

— В конце февраля или начале марта пошла эта эпопея о том, что всем соблюдать и масочный режим, и самоизоляцию, из дома без надобности не выходить. Мы находимся в группе риска, согласно всем этим рекомендациям: за 65. Звонил в «Кассы.ру» несколько раз, говорил о том, что нужно сдать билеты. Автоответчик отвечал, что до лучших времен, кассы пока не работают, — рассказывает Николай Ткаченко.

В итоге концерт «Любэ» сначала отложили на декабрь, а теперь и вовсе на январь 2021 года. В такой ситуации как чета Ткаченко, оказались без преувеличения миллионы россиян, сказала «Прецеденту» Ольга Шпигальских, общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере организации культурно-массовых мероприятий.

— На момент остановки нашей сферы деятельности было и есть 7 миллионов билетов, то есть мы не смогли привести артистов из-за введенных ограничений. Несложно себе представить, какой негативный фон возник у покупателей билетов к организаторам концертов и спектаклей. Зрителю кажется, что эти билеты у нас на руках, кажется, что мы ведем себя не очень корректно, хотя это совершенно не так, — объясняет Шпигальских. — Любой концерт, любой тур - это череда обязательств. Мы несколько месяцев разрабатывает рекламную компанию, арендуем концертные залы, бронируем билеты, оплачиваем отели и другие расходы. Все эти деньги на весенние мероприятия уже были вложены в проекты, которые не состоялись. И возник этот вакуум обязательств, который пока висит, и тревожит всех, кто находится в этой сфере деятельности.

На сегодняшний день обороты индустрии массовых мероприятий упал в 20 раз. Правительство России искало возможность поддержать одну из самых пострадавших индустрий. 6 июля было издано постановление, согласно которому несостоявшиеся события организатор вправе провести в течение полугода после снятия всех коронавирусных ограничений.

— Теперь, до окончания срока специальных мероприятий никто из нас не может потребовать деньги вернуть. То есть считается, что этот срок, когда никто никому ничего не должен. И нет ни у кого особых прав. Организатором позволено в течение 6 месяцев после по окончанию пандемии назначить новую дату концерта. То есть решение правительство, как это обычно бывает нашло в карманах потребителя, — объясняет юрист Евгений Казанцев.

В то время как одни артисты и исполнители пытаются добиться господдержки и пособий, другие используют пандемию в качестве возможности освоить новые формы самовыражения и работы с аудиторией. Гитарист-виртуоз Валерий Дидюля, например, пробует себя в интернет концертах, не прекращая творческий поиск. Подробнее он рассказал в интервью:

Конечно, сфера массовых мероприятий – это не только звезды. В ней задействовано около миллиона россиян. Большинство из них на протяжении последних девяти месяцев лишены основного источника дохода. Отчаявшиеся люди записывают открытые видеообращения, подобные этому:

Само существование индустрии сейчас зависит от многих факторов: эффективности борьбы с коронавирусом, наличия господдержки, социальной ответственности как организаторов, так и гостей немногочисленных мероприятий, который все-таки удается организовать.

Телеверсия материала:

Виктор Бобровников