ТОП-10 фильмов уходящего года от кинокритика и военкора Дмитрия Иванова
Этот год был ох-ох-ох, поэтому так получилось, что мне как кинокритику было не до кино. Жизнь стала куда интересней, и выдумывать ничего не надо – с начала года мир погрузился в такой постапокалиптический угар, что хоть несколько фантастических триллеров снимай.
Напомню начало 2020-го. Пандемия! Смертельный вирус! Кривые финансовых рынков ухнули вниз, а количество заражённых и умерших резко возросло. Люди массово стали скупать гречку и туалетную бумагу, готовясь к завтрашнему дню, который не сулил никому ничего хорошего. Почти во всех странах ввели карантин и комендантский час, улицы опустели. Для того чтобы выйти из дома, уже стал нужен пропуск. И сейчас до сих пор все ходят в масках, регистрируются по QR-коду, обрабатывают руки антисептиком при каждом соприкосновении с внешним миром. Covid в уходящем году короновал всех подряд, люди заражались и умирали, несмотря на свои должности, статусы, профессии, национальности или пол.
Вполне естественно, что не до кино было. Все развлекательные заведения, в том числе и кинотеатры, позакрывались. Да и в новых реалиях киношные и литературные сюжеты резко устарели. Кому интересно смотреть мелодрамы и триллеры, когда буквально за окном творится такая фантасмагория!
Но, надо сказать, что к лету кинематограф отправился от удара. Он стал приспосабливаться к новым условиям. Например, так как люди стали проводить больше времени дома, стали очень популярны киноплощадки в интернете.
Но мою журналистскую жизнь занял армяно-азербайджанский конфликт, который вспыхнул в сентябре, и мне снова стало некогда фильмы смотреть. Я разменял Московский Международный кинофестиваль – одно из главных событий российского киногода – на войну за Нагорный Карабах. А после своих командировок, когда трагедии и экшены я видел в режиме реального времени, я был неподвластен иллюзии кино.
Поэтому составлять the best мне будет не совсем правильно, так как подозреваю, что множество знаковых картин, вышедших в этом году, я пропустил. Поэтому мой итоговый кинообзор будет основан по принципу флешбека – одного из приёмов в кино. Я буду вспоминать фильмы и сериалы уходящего года в том порядке, в каком они придут мне в голову. Итак:
«Манк»
. Кстати, о флешбеках. Впервые этот приём в кинематограф ввёл режиссёр
Орсон Уэлсс
в фильме «Гражданин Кейн» (1940 г.). Прототипом для главного героя в этом фильме стал
Уильман Хёрст
– американский медиамагнат того времени. Сценарий «Гражданина Кейна» написал
Генри Манкевич
– голливудский пьяница-балагур. Его в «Манке» и сыграл великолепный
Гэри Олдман
. Ведь Олдману не впервой играть второстепенных персонажей, выдвинутых волей авторов на передний план. Вспомним начало его актёрской карьеры и роль Розенкранца – друга шекспировского Гамлета в картине «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990 г.). Сейчас Олдману уже 62 года, но, как известно, старый конь борозды не испортит. Мастерство не пропьёшь – Олдман отменно играет сценариста-алкоголика. Ещё одна классная картина в жанре «фильм о фильме» – это
«Вечный свет»
Гаспара Ноэ
, премьера которой состоялась в России в 2020 году. Ноэ зарекомендовал себя как модный режиссёр-провокатор, но его творчество – это не скандал ради скандала, его фильмы на самом деле «на подумать». И в то же время, несмотря на свою принадлежность к арт-хаусу, они собирают полные залы.
Смотря «Вечный свет», можно вспомнить и Феллини «8 и 1/2» с «Интервью», и «Американскую ночь» Трюффо. Эти мастера выразили через свои картины собственную любовь к кино. Гаспар Ноэ через «Вечный свет» выплеснул на экраны свою ненависть к современному кинопроизводству.
Фильм пылает остроумием и, как положено интеллектуальному кино, интертекстуален. Картина изобилует цитатами знаменитых режиссёров и писателей, включая, кстати, нашего Фёдора Михайловича Достоевского. В неузнаваемом виде фоном звучит«Сарабанда» Генделя, которая, кажется, вот-вот перейдёт в похоронный марш. И в итоге вся съёмочная площадка вместе со съёмочной группой погружается в ад. Туда же, надеюсь, вскоре из-за ковида провалится вся массовая поп-культура и вся современная фэшн-индустрия.
Ещё один автор, которого упрекали в клипмейкерстве – это
Паоло Соррентино
. На мой взгляд, это режиссёр наивысшего уровня, и после «Великой красоты» его бюст можно прижизненно ставить рядом с бюстом Феллини, его великого соотечественника, уже упомянутого выше. Но, к сожалению, новый сериал «Новый Папа» про двоевластие двух понтификов – это моё самое сильное разочарование года. Кто не смотрел «Нового Папу» – и не смотрите. Пересмотрите лучше старого «Молодого Папу». Несмотря на то, что к великолепному
Джуду Лоу
добавлен в актёрский тандем не менее великолепный
Джон Малкович
, в целом же новый сериал смотрится как дурной сон и постмодернистский кошмар. Сюжет надуманный и беспорядочный, в сериале нивелируются и разрушаются цельные образы героев, созданные ранее.
Я заметил, что на последних фото Соррентино очень плохо выглядит. Его последние картины имеют явный сексуальный подтекст, что может быть следствием злоупотребления эйфоретиками. Может, он подсел на амфетамины? Давай-ка, Соррентино, завязывай. Ждём от тебя в 2021 году хороших фильмов.
Вот кто надёжен – так это старые мастера кино. Один из них – 87-летний режиссёр
Роман Полански
. В уходящем году в российский прокат вышла его новая картина «Офицер и шпион». Фильм, может быть, с точки зрения киноискусства и непритязательный, зато интересный своей исторической стороной. Это история офицера-еврея
Дрейфуса
, обвинённого в шпионаже. Из-за неё в 1896 году французское общество раскололось пополам. Между собой столкнулись консервативные и либеральные круги. Либералы и социалисты схлестнулись с антисемитами, пресса выступила против армии – такие страсти кипели во Франции, что ой-ля-ля!
Старик Полански снял красочное кино. Как прекрасны носатые офицеры-французы с великолепной осанкой и элегантными острыми кончиками усов!
Безупречны все исторические детали – например, красные штаны французских военных, моду на которые свела на нет Первая мировая – слишком уж было удобно немецким пулемётчикам стрелять.
Плыву дальше по волне своих ассоциаций. От Первой мировой перехожу ко Второй. Документальная лента «Зимний путь» датского режиссёра
Андреса Эстергорда
– её я посмотрел в октябре этого года на питерском кинофестивале «Послание к человеку». Найти её сейчас будет трудно, но выписать себе, чтобы посмотреть потом, я настоятельно рекомендую. Может быть, это лучшее, что я посмотрел в уходящем году.
Главный герой этой картины – одинокий старик. Задыхаясь, он поднимается на холм и устремляет свой взгляд в горную долину.
На склонах видны пупырышки далёких деревьев, торчат толстыми палками вверх колючие кактусы. Жарко, старик утирает пот со лба. Какой же это зимний путь? А «Зимний путь» – это песня Шуберта, где есть такие строчки: «Чужаком пришёл я, чужаком уйду». Старика зовут Гюнтер Гольдштейн, и для него Америка, где он находится, – чужая страна. Как стала ему и чужой страной нацистская Германия, откуда он вынужден был эмигрировать по причине своего еврейского происхождения.
Наверное, неправильно было назвать эту картину документальной. Она находится на той грани, где документальное кино переходит в художественное. Несмотря на то, что показана история реального человека, роли в картине исполняют актёры. Примечательно, что этот фильм стал последним для Бруно Ганца, который умер в 2019 году. Любители кино могут вспомнить его по роли Вергилия в «Доме, который построил Джек» Ларса фон Триера.
Вспомню я и другого датского актёра, а именно
Класа Банга
– не думаю, что многим что-то говорит это имя. Но так как я люблю смотреть скандинавское кино, то я запомнил его по фильму «Квадрат» (2017). В 2020 же году он отличился главной ролью в британском мини-сериале «Дракула».
Без ущерба для романтики и не утрачивая ужасного впечатления, в новом сериале граф Дракула всегда улыбчив и обладает хорошим чувством юмора – его шутки искрятся, как пузыри в бокале с шампанским. Юморит и не унывает в любых обстоятельствах и вечный враг Дракулы Ван Хельсинг. Правда, он сменил пол, и теперь это не доктор Абрахам, как в оригинальном произведении, а сестра-монахиня Агата.
Приятным комплиментом является то обстоятельство, что в новом фильме полно русских персонажей, причём говорящих на русском без акцента. В Англию Дракула путешествует именно на русской шхуне, и из его вампирских уст можно услышать такие пассажи: «как у нас во Владивостоке(?!) говорят...».
Перейду к ужасу настоящему, без всяких шуток-прибауток. Настоящий ужас – это когда двое мужиков при отсутствии женщин, но при неограниченном количестве алкоголя застревают на острове в шторм. Причём ужас этот чёрно-белый и формата 3:4 – именно так снят фильм
Роберта Эггерса
«Маяк».
Старого смотрителя маяка сыграл Уильям Дефо, а молодого – Роберт Паттисон, известный, кстати, по роли вампира в попсовой саге «Сумерки».
Бывалый устроил на маяке небывалую дедовщину. Гоняет новичка почём и не почём зря. Ведёт себя грубо и непотребно, как сущий дьявол – ссущий с двумя «с» – не стесняясь своего визави, он испускает газы и мочится там же, где и спит. А новичок с неудовольствием всё это терпит и всё за старожилом убирает. Салагу к фонарю маяка старик и близко не подпускает. Запрётся там наверху и чёрт-те чем там занимается. У каждого из смотрителей есть свои тайны, которые потом высветятся в ночи.
Теперь об ужасах «нашего городка». Ими приятно удивил в этом году отечественный производитель. Я имею ввиду великолепный сериал
«Перевал Дятлова»
.
За годы история группы Дятлова уже обросла множеством мифов. Помимо вполне объяснимых причин смерти советских лыжников в 1959 году, будь то сход лавины вкупе с сильным снегопадом и ветром, в народе ходили как криминальные версии – нападение беглых зэков или местных жителей, так и конспирологические – испытание секретного оружия неподалёку. И даже паранормальные – шары! В тех местах, где погибла группа, видели плывущие в небе огненные шары.
В сериале рассматриваются все возможные и невозможные варианты, и огненные шары в том числе – они плывут уже в первых кадрах. И опровергая все досужие домыслы, не отклоняясь от точных фактов и хронологии, авторы сериала самым чудесным образом делают из этой истории мистический триллер.
Судьба, судьба ведёт советских туристов к смерти. И будучи живыми, они уже мертвы. Не верят они, что у горы Холатчахль, где им суждено погибнуть, живёт Сорни най – дух, который к ним отнюдь не благосклонен. Суеверие! Пережиток прошлого! – не придают значения комсомольцы предупреждениям и знакам. И даже название горы – «Гора мертвецов» – их не смущает. Туристы они, одним словом.
Ну что ж, если я включил в киноподборку русский сериал, то, как говорится, «дайте две» – включу и второй. Мне очень понравились
«Чики»
.
Это ещё Дюма придумал: ввести в роман не одного, а сразу четырёх равнозначных героев, действующих заодно. Я имею в виду его четырёх мушкетёров. А режиссёр Эдуард Оганесян снял в 2020 году сериал о приключениях четырёх проституток.
Ну а чем проститутка не положительный герой? Как говорится: не те б***ди, кто хлеба ради. А б***ди те, кто «спи****и» @ – присовокуплю я знаменитую цитату бывшего председателя ЦБ РФ. И простите меня за нецензурную лексику – но и в сериале её предостаточно. Материться есть от чего: проститутки Света, Марина и Люда стоят у дороги, и их жизнь полна опасностей – чем вам не мушкетёры. И свой Портос имеется – пышка Людка. К ним приезжает д’Артаньян – подруга Жанна возвращается из Москвы. Она предлагает им завязать с древней профессией и открыть фитнес-клуб.
Но не тут-то было. Действие происходит в южнорусской казачьей глубинке. А там сильны традиции, силён русский адат, там не любят перемены. Враги-пиндосы и модные столичные штучки, типа фитнеса, не пройдут. И начинается у четырёх подруг трэш, шок и рок-н-ролл.
Закончить свой топ хочется на праздничной ноте. Скоро Новый год, и датский фильм Томаса Винтерберга «Ещё по одной», который я посмотрел два дня назад, будет в тему. У этого фильма тоже четыре главных героя – четыре школьных учителя-мужчины. Как настоящее учителя, они не только преподают, но и сами обучаются. Вычитав, что для комфортного и продуктивного состояния человеку не хватает 0,5 промилле алкоголя в крови, они, ссылаясь на опыт Черчилля и Хемингуэя, устраивают эксперимент – с помощью различных видов спиртных напитков они ежедневно выводят присутствие алкоголя в своей крови на нужный уровень.
И их жизнь сразу преображается! Ведь почему мужчины пьют? Алкоголь раскрепощает, и в мужчине, который в мирной жизни находится в состоянии кастрированного домашнего кота, включается режим героя.
Правда, с Бахусом шутки плохи. После следующего уровня в 1 промилле датчане становятся уже заложниками хтонических сил, и последствия от такого алкогольного возлияния для некоторых становятся необратимыми.
Так что следите за своими «промиллями» на новогодних празднествах! Помните, что 1 промилле при среднем весе в 85 килограмм – это 214 грамм водки. Так что когда выпиваете, не забывайте и закусывать. Берегите себя и смотрите только хорошее кино в новом году! С наступающим!
P.S. Да! Ещё и «Фарго» последний посмотрите, забыл про «Фарго-5» написать. Напишу уже в новом году.