Чего не хотят женщины: за что на Мэла Гибсона ополчилась Вайнона Райдер, а он возненавидел славянок?
3 января юбилей отмечает один из самых скандальных персонажей Голливуда – Мэлу Гибсону исполняется 65 лет. Гибсон вообще фигура парадоксальная – в его творческом багаже соседствуют образ героя-любовника в чулках и с накрашенными ногтями («Чего хотят женщины») и такие серьезные режиссерские работы, как «Храброе сердце», «Страсти Христовы» и «Апокалипто». Набожный католик с диким нравом, который, видимо, достался от ирландских предков по материнской линии, Мэл не раз в трезвом и пьяном виде подкидывал таблоидам скандальные высказывания, которые в 2021-м, скорее всего, поставили бы крест на его карьере. Герой пошатнулся, но сумел устоять.
Актеров, которые пробовали себя на режиссерском поприще много, но тех, кто вышел на уровень большого, сложного и кассово успешного кино, – посчитать по пальцам. Мэлу Гибсону удача улыбнулась на обоих поприщах. Актерская слава к синеглазому брюнету из Австралии пришла быстро, уже в 23 года – главная роль в судьбоносном «Безумном Максе» у Джорджа Миллера. В том же 1979 году вышел «Тим» Майкла Пэйта, и снова главная роль, но уже совершенно другого плана – актер перевоплотился в умственно отсталого молодого человека. Гибсону посчастливилось быстро доказать, что его актерский диапазон простирается гораздо шире героев боевиков. Рядом с сиквелами «Безумного Макса» и успешной франшизой «Смертельное оружие» в его фильмографии можно обнаружить такие разноплановые картины, как «Гамлет» Франко Дзеффирелли, «Мэверик» Ричарда Доннера, «Знаки» М. Найта Шьямалана, «Бобер» Джоди Фостер, его же, Гибсона, собственный «Человек без лица», который стал впечатляющим режиссерским дебютом.
Если у Гибсона-актера промахов мало, то еще меньше их у Гибсона-режиссера, хотя выбирает он «горячие» и очень непростые темы, твердо показывая свою позицию. Гибсон-режиссер оказался перфекционистом и монументалистом, он сразу берет высочайшую планку, не боясь технических сложностей, и выигрывает, демонстрируя, что независимое кино может конкурировать с мейнстримом. Вскоре после «Человека без лица» он представил «Храброе сердце» – эпическое кино о борьбе Шотландии против английского господства, которое взяло сразу пять «Оскаров» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая работа оператора, «Лучший монтаж звука» и «Лучший грим». При бюджете 53 млн долларов «Храброе сердце» собрало 210 млн долларов. Следующее творение Мэла Гибсона увидело свет только через девять лет – это были «Страсти Христовы». Картина о последнем дне Иисуса Христа имела ошеломительный успех. При затратах на производство в 30 млн долларов лента заработала – внимание – 611 млн долларов. Фильм выдвигался на «Оскар» в трех номинациях, но не получил ни одного. Через два года вышла еще одна грандиозная режиссерская работа Мэла Гибсона – «Апокалипто», повествующий о цивилизации майя. Снова три номинации и ни одного «Оскара», при бюджете в 40 млн долларов сборы составили 120 млн...
Но очутившись благодаря собственным талантам и харизме на вершине кинематографического Олимпа, Гибсон чуть не скатился с нее кубарем подобно Джонни Деппу и Кевину Спейси. «Моя самая большая слабость – это несдержанность», – признался как-то актер, к седьмому десятку успевший нажить себе много недругов. Одной из главных и давних ненавистниц Гибсона является актриса Вайнона Райдер, которая называет его антисемитом и гомофобом. Вот и в июне 2020 года в интервью изданию The Sunday Times она снова припомнила историю, которую не раз рассказывала журналистам. По словам Райдер, еврейки по происхождению, в тот вечер Гибсон был в стельку пьян:
«Мы были на большой вечеринке в компании одного из моих хороших друзей. Мэл Гибсон курил сигару, все мы разговаривали, и тут он сказал моему другу-гею: «Стой, я же не заболею СПИДом?» А потом, когда речь зашла о евреях, он решил уточнить: «Ты ведь не боишься печей?».
Широко известна другая история – как в 1991 году испанская газета El Pais поинтересовалась у Гибсона его отношением к геям. Актер ответил, что задний проход создан только для опорожнения, а не для секса, и что ярлык «гомосексуалист» теперь пытаются приклеить к каждому актеру. В ответ GLAAD («Гей-лесбийский альянс против клеветы») обвинил Гибсона в гомофобии, на что Мэл заметил, что извинится, только когда ад замерзнет.
28 июля 2006 года Гибсон (не в первый раз) был задержан в Малибу за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Как стало ясно из полицейского отчета, просочившегося в сеть, во время задержания он вел себя буйно и заявил, что евреи ответственны за все войны в истории. Он был освобожден под залог и вскоре опубликовал заявление, в котором отметил, что опозорил себя и всю свою семью. «Я вел себя, как человек, полностью вышедший из-под контроля, говорил вещи, которые не считаю правдой и которые вызывают презрение. Мне очень стыдно за все, что я сказал, и я прошу прощения у всех, кого обидел», – каялся Мэл, списавший неприятный инцидент на рецидив в долгой борьбе с алкоголизмом.
После выхода «Храброго сердца» Гибсона обвинили в ксенофобии, «токсичной англофобии» и подпитке шотландского национализма. Потомки индейцев майя были недовольны «Апокалипто», а после «Страстей Христовых» его снова обвинили в антисемитизме...
«Я не антисемит, – оправдывался режиссер в интервью Jerusalem Post в феврале 2004-го. – Я показал фильм многим евреям, и они сказали, что там нет антисемитизма».
Не обошлась без национального вопроса и история с русской пианисткой из Саранска Оксаной Григорьевой, которая за время коротких отношений с Мэлом Гибсоном успела стать матерью его восьмого ребенка, а затем предметом его ненависти. После расставания началась юридическая война за Люсию, которую Гибсон хотел забрать себе. Григорьева пустила в ход записи телефонных разговоров и фотографии последствий побоев. На записи, которая до сих пор свободно гуляет в интернете, можно услышать, как Мэл выражает недовольство по поводу ее внешнего вида: откровенных обтягивающих нарядов, которые он считает вульгарными, и неестественно большого размера груди. Он называет ее фигуру нелепой и ругает Григорьеву за то, что та не кормит ребенка грудью из-за имплантов, наличие которых женщина отрицает.
Не будем вдаваться в подробности такого банальнейшего для Голливуда события, как скандальное расставание, но, как говорят, эта история сильно повлияла на отношение Гибсона ко всем славянкам. Настолько, что во время съемок фильма «Неудержимый-3» украинской актрисе Наталье Гуслистой настоятельно порекомендовали скрыть от партнера (они играли мужа и жену) свое происхождение. Поскольку работает Гуслистая под псевдонимом Наталья Берн, шалость удалась. «Мы с ним потом даже подружились. Он оказался довольно милым парнем. Я надеюсь, что он все-таки отбросит предубеждения и будет судить о людях по тому, что он видит», – делилась впечатлениями Наталья.
А ведь ради Григорьевой Гибсон оставил свою жену Робин Мур, с которой прожил 30 лет и которая родила ему семерых детей. Интересно это событие рекордными отступными, которые получила Мур. Режиссера обязали выплатить бывшей жене половину состояния и половину всех будущих доходов. Хотя Мур подала на развод еще в 2009 году, когда роман Гибсона с Григорьевой уже был в разгаре, официально брак был расторгнут только в 2011-м. Таким образом, Гибсону пришлось разбираться одновременно с двумя женщинами, жаждавшими его крови. Возможно, этим и объясняется то, что, по слухам, Григорьевой от Гибсона так и не удалось ничего от него получить.
Скандальные высказывания артиста и судебные разбирательства с женщинами плохо сказались на его репутации. Вернуться в обойму помогла картина «По соображениям совести» – очередная удача Гибсона-режиссера. Это история про супергероя без костюма с трусами поверх велосипедок, гимн пацифизму на основе истории медика Дезмонда Досса, который во время Второй мировой войны отказался убивать вражеских солдат. После показа ленты на Венецианском кинофестивале публика аплодировала стоя десять минут. Картина получила два «Оскара» – за лучший звук и лучший монтаж.
В настоящее время Гибсон работает над несколькими картинами, среди которых – «Страсти Христовы. Воскрешение». Интересно, что еще нам покажет католик-скандалист, которого в его 65 уже можно сравнить с таким легендарным актером, режиссером и не очень толерантным человеком старой закалки, как Клинт Иствуд.