Некоторым россиянам будет трудно в это поверить, но "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975) — не единственный фильм на свете для новогоднего стола. Создать праздничное настроение способно изрядное количество картин. Строго говоря, их так много, что даже любители самых неожиданных жанров смогут найти что-нибудь себе по вкусу.
Боевик — "Смертельное оружие" (1987)
По-хорошему на звание главного рождественского экшена претендуют два одинаково достойных кандидата. Однако "Крепкий орешек" (1988), где босоногий Брюс Уиллис пробирается по небоскребным лифтовым шахтам, как Санта-Клаус сквозь дымоход, спасая празднество от террористов, все-таки вышел на год позже. А вот создатель "Смертельного оружия" вообще не мыслит кино без главного зимнего торжества.
Сценарист Шейн Блэк всегда сочинял изобретательные боевики о непохожих напарниках, но в одном он предельно предсказуем: действие каждой его картины разворачивается под Рождество. Добрую традицию он начал как раз своим "Смертельным оружием". В то время, как нормальные люди выкладывают под елки подарки, персонажи Блэка находят под хвойным деревом наркотики и устраивают перестрелки. С легкой руки автора насилие, многочисленные убийства и разрушения прекрасно вписались в дух Рождества. Даже суицидально настроенный социопат-сорвиголова в исполнении Мэла Гибсона может обрести дружбу и встретить праздник в кругу людей, ставших ему новой семьей. Бесконечные "бадди-коп"-фильмы и сериалы про препирающихся, но верных друг другу полицейских партнеров обязаны как раз "Смертельному оружию", популяризировавшему эту сюжетную модель. Однако найти экранную пару лучше, чем Гибсон и Дэнни Гловер, до сих пор сложно.
Вестерн — "3 крестных отца" (1948)
Казалось бы, атмосфера Дикого Запада мало соотносится с Рождеством, но Джон Форд позаботился о том, чтобы даже поклонники вестернов получили на праздник фильм себе по душе. Именитый режиссер весьма своеобразно адаптировал на американский лад библейскую историю о трех волхвах. Картина повествует о трех грабителях, которые решают заботиться о новорожденном младенце, попутно скрываясь от закона в Долине Смерти, засушливой межгорной впадине в пустыне Мохаве.
Лента, кстати, снималась на натуре, поэтому кинематографистам пришлось на собственном опыте познать все прелести одной из самых жарких точек планеты. Одного из бандитов играл сам Джон Уэйн — одна из главных икон жанра наряду с Клинтом Иствудом, — и ему пришлось какое-то время провести в больнице из-за полученных ожогов.
Анимация — "Кошмар перед Рождеством" (1993)
Многие думают, будто культовый мультфильм снял Тим Бертон — такую ошибку легко совершить, когда на постере крупными буквами написано "Кошмар перед Рождеством" Тима Бертона". В действительности знаменитый сказочник Голливуда придумал персонажей и осуществлял продюсерский контроль, а режиссировал все действо Генри Селлик, талантливый мастер кукольных постановок.
Кто-то, конечно, скажет, что "Кошмар перед Рождеством" — это хеллоуинская картина, а не рождественская. Это один из неутихающих вселенских споров, хотя в действительности анимационный шедевр в равной мере воспевает оба торжества. В буквальном смысле воспевает — ведь это еще и мюзикл с легендарными песнями композитора Дэнни Эльфмана. По сюжету королю ужасов Джеку Скеллингтону настолько не хватало острых ощущений в виде добра и радости, что он похитил Санта-Клауса и занял его место, чтобы самостоятельно дарить подарки и счастье.
Детектив — "Поцелуй навылет" (2005)
Когда Шейну Блэку надоело просто писать сценарии, он примостился в режиссерское кресло, которое, как оказалось, давно по нему плакало. В своем дебюте в новой ипостаси он адаптировал к большому экрану роман Бретта Халлидея "Тела там, где ты их нашел", перелопатив его до неузнаваемости, благо он сам одаренный автор. Блэк не изменил себе и перенес действие этой закрученной криминальной черной комедии в рождественский сезон. Высшее общество Лос-Анджелеса, правда, отмечает торжество на свой декадентский манер: с голыми девицами, загримированными в оленей Санты, и тому подобными излишествами. Лихой сюжет иронизирует над классическими детективными штампами и рассказывает о тандеме воришки, притворяющегося актером, и частного сыщика-гея (феерическая роль Вэла Килмера), которым волей случая приходится расследовать убийство.
К слову, именно с этого блестящего фильма начался ренессанс Роберта Дауни — младшего: после роли у Блэка ему доверили звездную партию в "Железном человеке" (2008). До этого в Голливуде откровенно побаивались иметь дело с актером, отсидевшим в тюрьме и известным своим пристрастием к алкоголю и запрещенным веществам.
Комедия — "Один дома" (1990)
Идея фильма о мальчике, который остается один на Рождество и держит оборону против грабителей, родилась у Джона Хьюза, специалиста по подростковому кино. Перед поездками на зимние праздники он имел привычку составлять список вещей, которые хорошо бы не забыть. Однажды он представил, как бы сложились каникулы у его сына, если бы он запамятовал взять его с собой. Результатом стал сценарий культовой семейной комедии.
На экране хитрые ловушки, расставленные маленьким сорванцом на бандитов, выглядят потешно, но на съемочной площадке было не до смеха. Режиссер Крис Коламбус признавался, что каждый раз группа молилась, чтобы каскадеры остались живы. Тем более что в конечных дублях все трюки выполнялись без страховочных ремней, поскольку их не удавалось скрыть в кадре. Пострадали и сами звезды: у юного Маколея Калкина остался шрам после репетиции сцены, где Джо Пеши пытался откусить ему палец и почти преуспел (вот что значит вжился в роль!).
Если кому-то фильм кажется излишне детским и приевшимся, всегда можно порадовать себя чем-то более циничным (хотя сложно представить себе нечто циничнее, чем садистские приспособления маленького дьяволенка). Черная комедия "Плохой Санта" с искрометным Билли Бобом Торнтоном (2003) вполне справится с задачей.
Сказка — "Эдвард Руки-ножницы" (1990)
Тим Бертон перекроил историю Франкенштейна на свой манер: у него искусственно появившееся на свет создание получилось кротким и добрым, но все равно столкнулось с непониманием и враждебностью людей. Режиссер придумал персонажа Эдварда еще в подростковом возрасте: остроконечные руки символизировали его неспособность взаимодействовать с окружающим миром.
Бертон считает эту сказку своей самой личной работой, поскольку она передает его юношеские переживания, связанные с одиночеством. На экране их с такой искренностью и ранимостью воплощает Джонни Депп, что, когда дело дойдет еще и до несчастной любви, эта меланхоличная зимняя сказка растрогает даже людей с крышкой от канализационного люка вместо сердца. Именно с "Эдварда Руки-ножницы" начались дружба и долгоиграющее сотрудничество Деппа и Бертона, но впредь на подобный уровень душевности им выйти уже не удавалось — в лучшем случае они к нему приближались.
Фантастика — "Дитя человеческое" (2006)
Если вы в гробу видали все эти елочные игрушки, гирлянды и застолья с оливье, а на экране телевизора предпочитаете наблюдать за серым мрачняком, то "Дитя человеческое" отлично поможет вам скоротать вечер. Суровая антиутопия Альфонса Куарона меньше всего похожа на праздничное кино, однако она неслучайно вышла в американский прокат под Рождество. Фильм рисует тоскливую картину будущего, где повергнутое в хаос человечество вымирает из-за массового бесплодия. Однако есть надежда: девушка-беженка беременна, но доставить ее ребенка к ученым в безопасности будет непросто. Очевидные библейские мотивы с рождением Христа наделяют эту фантастику вторым дном.
"Дитя человеческое" гораздо не только философствовать о судьбах мира и эмигрантах — помимо прочего это еще и виртуозно поставленный триллер. Именно с этого фильма начались эксперименты трижды оскароносного оператора Эммануэля Любецки со съемкой сложных и длинных сцен одним кадром. Например, в фильме есть умопомрачительный 6-минутный эпизод без монтажных склеек, где Клайв Оуэн пробирается сквозь зону боевых действий.
Ужасы — "Черное Рождество" (1974)
Если, несмотря на праздники, вам хочется посмотреть хоррор, смело включайте "Черное Рождество" — только лучше, конечно, оригинал 1974 года, а не последующие ремейки.
Поначалу критики прохладно встретили эту историю про то, как убийца шепчет гадости по телефону студенткам, а затем отправляет их на тот свет — и все это в рождественский сезон. Впрочем, со временем наследие картины переосмыслили, и теперь она считается одним из самых влиятельных хорроров в истории. Вы можете подумать, что поджанр слэшеров, где маньяк изводит жертв одну за другой чем-нибудь колюще-режущим, стар как мир, однако в действительности "Черное Рождество" — это один из его родоначальников.
Девять лет спустя режиссеру Бобу Кларку, видимо, стало стыдно за то, как он осквернил светлый праздник, поэтому в 1983 году он реабилитировался образцово семейной "Рождественской историей".
Если же вам хочется чего-нибудь умеренно жутковатого, но в то же время плюшевого и веселого, то всегда можно пересмотреть "Гремлинов" (1984).
Военная драма — "Счастливого Рождества" (2005)
Военные фильмы на первый взгляд не слишком здорово сочетаются с рождественской тематикой: грязь, окопы, трупы — это все-таки не то, что оставляет после себя Дед Мороз (даже если кто-то был плохим мальчиком). К счастью, в истории существует прецедент, когда солдаты на поле боя действительно прониклись праздничным духом. В сочельник 1914 года на фронте Первой мировой войны звезды немецкой оперы столь проникновенно спели перед германскими войсками, что даже французы повылезали из траншей и начали аплодировать.
На время рождественского перемирия солдаты противостоящих армий оставили оружие, дарили друг другу сигареты и братались, поздравляя друг друга с торжеством. В 2005 году французы сняли фильм об этом прекрасном антивоенном событии.
Романтика — "Реальная любовь" (2003)
Британский сценарист и режиссер Ричард Кертис славится своими романтическими комедиями ("Четыре свадьбы и одни похороны" (1994), "Бойфренд из будущего" (2013) и др.). В "Реальной любви" он, видимо, посчитал, что одной сюжетной линии про высокие чувства ему будет мало, и увеличил их количество до девяти (это вообще законно?). Эти рассказы об изнемогающих от страстей людях объединены рождественским сеттингом (на самом деле не только им, но это уже спойлеры).
Вы увидите премьер-министра, старую рок-звезду, обманутого писателя, киношных секс-дублеров и других колоритных персонажей, в жизни каждого из которых находится место любви. Кому-то, конечно, может и поплохеть от такого нещадного изобилия патоки. Более же сентиментально настроенные натуры поумиляются нежным и теплым чувствам, а заодно полюбуются всем цветом британской кинематографии: от Хью Гранта и Лиама Нисона до Колина Ферта и Киры Найтли.