Войти в почту

Создателю мультика о Тоторо — 80! Почему Хаяо Миядзаки можно назвать одним из главных агентов японской культуры в мире?

Хаяо Миядзаки отмечает 80-летие. Мультипликатор, режиссер, сценарист, соснователь самой крупной и известной студии анимации в Японии Ghibli, а также большой поклонник русской культуры считается живой легендой.

Создателю мультика о Тоторо — 80! Почему Хаяо Миядзаки можно назвать одним из главных агентов японской культуры в мире?
© BFM.RU

С детства маленький Хаяо грезил небом. Его отец был директором фабрики, которая производила детали для самолетов. Тема полетов в итоге красной нитью прошла сквозь все творчество Миядзаки. Он учился на факультете политики и экономики, но неоднократно признавался, что мечтал стать аниматором.

Он рос во времена послевоенного бума комиксов, которые в Японии называются манга. Одним из самых известных художников манги в то время был Осаму Тэдзука. Помимо Тэдзуки на Миядзаки оказали влияние европейские режиссеры 50-х годов и советский мультфильм «Снежная королева» Леонида Шварцмана. Кроме того, Миядзаки — поклонник рисунков Ивана Билибина, фанат Бабы-яги и ее избушки на курьих ножках. Она стала прародительницей Ходячего замка, рассказывает кинокритик Максим Семёнов:

Максим Семёнов кинокритик «С одной стороны на японцев с XIX века влияла русская культура, потому что мы близкая европейская страна. Японцы восхищались Тургеневым, Достоевским. Это влияние есть в классической японской литературе XIX–XX веков. Сами японцы всегда отмечали это. С другой стороны, если мы говорим конкретно про творчество Миядзаки — в нем очень много японской мифологии, синтоистских верований. Мой любимый мультфильм «Унесенные призраками». Он весь проникнут синтоистским фольклором. В этом отношении Миядзаки как Акира Куросава в некотором роде агрегировал в себя мировую культуру. С другой стороны, он являлся одним из главных, на мой взгляд, агентов японской культуры во всем мире. Он брал вещи типичные и понятные японцам, и делал их достоянием всех нас. Все эти странные существа, которые есть у него в мультфильмах, всякие странные смешные повороты, на самом деле это часть японского фольклора».

Всемирную известность Миядзаки принесла лента 1984 года «Навсикая из долины ветров». После нее аниматор снял фильмы «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Ходячий замок». Все они — производства студии анимации Ghibli, которую в 1985 году основал сам Миядзаки вместе с другом-партнером Исао Такахатой.

Важную роль в работах Миядзаки играет природа. Он часто затрагивает темы экологии. Главные герои его фильмов чаще всего девочки или девушки, которые, в отличие от диснеевских принцесс, берут судьбу в свои руки, а не ждут принца.

Картины Миядзаки регулярно попадают в различные списки лучших мультфильмов «всех времен и народов». При этом режиссер не любит присутствовать на церемониях награждения и пресс-конференциях. Когда в 2001 году его фильм «Унесенные призраками» получил «Оскар», режиссер не приехал его получать, протестуя таким образом против войны в Ираке. Зато прилетел на церемонию награждения киноакадемии в 2014-м, когда ему вручали награду за вклад в развитие кинематографа. Миядзаки сам по себе — целое направление в мировой мультипликации, говорит режиссер, аниматор Гарри Бардин:

Гарри Бардин режиссер, аниматор «Он хороший знаток людской психологии и очень хорошо справляется с психологией в своих фильмах. Он строит сюжетную канву очень грамотно и покорил этим весь мир. Он талантливый человек вне всяких влияний. Каждый раз он выводит на новый виток зрителя. Я думаю, что на таких старых как я — аксакалов, уже влиять поздно, мы уже сформировались. А на молодых он влияет в хорошем смысле. Мне тоже в этом году 80 лет, как и ему. Мы параллельно шли».

Миядзаки время от времени порывается уйти на пенсию, но в итоге объявляет о своем возвращении. Последние несколько лет он работает над фильмом «Как поживаете?». Производство картины затянулось — Миядзаки и его коллеги выпускают по одной минуте анимации в месяц. Новый фильм режиссера расскажет о 15-летнем подростке, чьи взгляды на жизнь меняются в процессе переписки с дядей.